Исковое заявление в сфере бытовых услуг – это судебный процессуальный документ, направленный на защиту потребительских прав человека и гражданина. В материале мы разберёмся, как правильно составить иск, передать его на рассмотрение в суд, добиться успеха на процессе.

Бытовые услуги

Под бытовыми услугами понимаются любые услуги контрагента, направленные на улучшение или облегчение быта гражданина. Сюда может относиться ремонт жилого помещения, химчистка, техническое обслуживание техники и так далее. Данные правоотношения подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей», а значит, будут рассматриваться судом по несколько иным правилам. Законодатель понимает, что потребитель изначально находится в заведомо слабом положении относительно исполнителя, следовательно, наделяет его определёнными привилегиями.

Так, контрагент должен в десятидневный срок с момента получения претензии отреагировать на неё и, если того требует ситуация, выполнить просьбу заявителя. В противном случае можно будет взыскать неустойку за каждый день просрочки в размере 3 процентов от цены договора.

Претензия

В целях снижения нагрузки на суды и более простого разрешения конфликтов между гражданами и поставщиками услуг законодатель определил претензионный порядок урегулирования спора. Недовольный гражданин должен составить и отправить своему контрагенту письменную претензию с требованием устранить недостатки, соразмерно снизить цену договора или компенсировать убытки, если таковые имелись. Сюда же можно прибавить и неустойку.

Если не отреагировать на претензию и перевести разбирательство в судебную плоскость, поставщик услуг может также получить дополнительный штраф в размере 50 процентов от суммы, удовлетворённой по решению суда. В теории истец может даже «выйти в плюс» при стечении определённых обстоятельств.

Истец и ответчик

Одна из особенностей потребительского спора заключается в том, что ответчиком всегда выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а истцом – физическое лицо. В настоящее время многие граждане оказывают услуги без должной регистрации в налоговом органе, открытия ИП, что может воспрепятствовать предъявлению к ним потребительского иска. Истцу для начала потребуется доказать, что ответчик занимается предпринимательской деятельностью, имеет с неё доход. Для этого придётся разыскивать других клиентов данного поставщика услуг, просить их дать показания. Если этого не сделать, рассчитывать на неустойку в размере 3 процентов от цены договора за день просрочки и штраф не придётся, ведь они затрагивают исключительно ИП и юрлиц.

Поводы для обращения в суд

Поводом для обращения в суд практически всегда является некачественное оказание услуг. Это может быть отход от технического задания, использование некачественных материалов или что-то ещё. Как бы то ни было, заказчик недоволен проделанной работой, не так себе её представлял. Крайне важно будет доказать низкое качество работ. В этом могут пригодиться фотографии, видеосъёмка, показания свидетелей, накладные на материалы, техническое задание или любой другой документ, показывающий в пользу истца.

Не в каждом случае можно будет рассчитывать на полный возврат средств, ведь какая-то работа в любом случае была проделана. Суд в таких ситуациях решает соразмерно снизить цену договора.

Подсудность и пошлина

Закон «О защите прав потребителей» позволяет истцу по потребительскому спору обратиться с иском в несколько судов по своему выбору. Так, законодатель предлагает обратиться в:

  • суд по месту прописки истца;
  • суд по месту регистрации ответчика (ИП или юрлицо);
  • суд по месту заключения договора (оказания услуг).

Если речь идёт о небольшом населённом пункте, то скорее всего это будет один и тот же судебный орган.

Далее решим вопрос относительно того, в какое звено судебной системы обращаться: районный (городской) суд или к мировому судье. Это зависит от цены иска, то есть совокупности исковых требований. Если цена иска превышает 50 000 рублей, обращаемся в районный суд. Всё, что ниже, переходит по подсудности к мировому судье.

Что касаемо госпошлины, то истец по потребительскому спору вовсе освобождается от её уплаты. Денежные средства будут взысканы с ответчика по решению суда.

Рассказываем, как правильно составить иск

Первым делом обратим внимание на преамбулу, указав в правом верхнем углу листа бумаги необходимые для принятия иска к производству реквизиты, а именно:

  • полное наименование судебного органа, в который подаётся иск;
  • ФИО истца, место его регистрации, серия и номер паспорта;
  • сведения об ответчика.

Если ответчиком выступает юрлицо, указываем его полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН и юридический адрес. Для ИП пропишем его ФИО, место постановки на учёт в налоговом органе, ИНН, ОГРН.

Ниже по документу переходим к формированию описательно-мотивировочной части иска. Разъясняем сложившуюся к настоящему моменту времени ситуацию, ссылаясь на заключённый между сторонами договор (чек, квитанция, акт, накладная и так далее). Далее указываем, что поставщик услуг выполнил свою часть сделки ненадлежащим образом, обозначая, что именно не устроило заказчика.

Далее начинаем выдвигать требования. Заявить можно:

  • взыскание денежной суммы в качестве компенсации понесённых трат;
  • взыскание неустойки;
  • взыскание морального вреда;
  • взыскание штрафа.

Примерный образец

Подписываем исковое заявление, передаём его на рассмотрение в орган правосудия. Судья, рассматривающий дело, вынесет определение о его принятии, назначит дату судебного заседания.