Исковое заявление на управляющую компанию – это самостоятельный судебный процессуальный документ, с которым вправе обратиться в суд любой собственник жилого помещения, чьи законные права и интересы были нарушены действиями управляющей компании. В рамках настоящего текста мы разберём правовую основу данных правоотношений, а также расскажем, как правильно составить иск и обратиться с ними в орган правосудия.

Управление многоквартирным домом

Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая компании. В обязанности такой организации входит обеспечение водоснабжением, теплом и прочими коммунальными услугами. В качестве отдельного вида деятельности можно выделить поддержание чистоты в помещениях общего пользования, уборку снега, льда, ремонт крыши, фасада дома и прочих его элементов.

Если какой-то из вышеперечисленных видов деятельности организацией выполняется ненадлежащим образом или не выполняется вовсе, собственники жилых помещений, проживающие в данном доме, имеют право обратиться с исковым заявлением. Вообще, Закон «О защите прав потребителей» регламентирует претензионный порядок разрешения спора. Так, собственник может отправить жалобу в управляющую компанию с требованием устранить выявленные недостатки. Если ответа не последовало или был получен отказ, обращаемся в суд. В дальнейшем эта претензия даст возможность гражданину взыскать с ответчика штраф, установленный законом о потребителях.

Судебная практика

В силу того, что количество многоквартирных жилых домов с каждым годом только возрастает, судебная практика по подобным спорам приобрела довольно однородный характер. Практически по каждой стандартной ситуации выработался определённый алгоритм действий.

Например, любые вопросы по некачественному оказанию услуг рассматриваются с применением норм Закона «О защите прав потребителей». На основании данных положений с ответчика можно взыскать неустойку, а также соответствующий штраф.

Также частым поводом для обращения к управляющей компании с иском является затопление жилого помещения. Вода может прийти из подвала или с крыши, если вовремя не осуществить ремонт.

Подсудность

Подсудность спора определяется исходя из характера спора. Если исковые требования носят потребительский характер, то применяются положения потребительского закона. Потребителю будет доступна альтернативная подсудность, то есть он самостоятельно определит, в какой именно суд обращаться:

  • по месту заключения договора с управляющей компанией;
  • по месту регистрации ответчика;
  • по месту регистрации истца.

Как правило, управляющая компания располагается в том же районе города, в котором и оказывает свои услуги гражданам.

Госпошлина

Оплата госпошлины является обязательным фактором, без соблюдения которого исковое заявление не примут к производству, оставят без рассмотрения вплоть до устранения выявленных недостатков. Однако данный тезис актуален для большинства споров, но не для потребительских. Истец, выступающий с заявлением по поводу потребительского спора, освобождается от уплаты пошлины вовсе.

Форма документа

Вне зависимости от категории спора структура заявления изменяться не будет. 12 глава Гражданского процессуального кодекса разъясняет, что иск должен состоять из преамбулы, описательно-мотивировочной и просительной частей. Для того, чтобы иск был принят к производству, а судья вынес соответствующее определение, заявителю требований придётся уделить должное внимание каждой из них.

Иски всегда составляются на чистых листах бумаги формата А4. При чём законодатель ни коим образом не ограничивает истца в объёме излагаемых сведений. Исполнить содержание можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств.

Инструкция по составлению иска

При разработке искового заявления в первую очередь обратим внимание на его первую смысловую часть, преамбулу. В правом верхнем углу листа бумаги отметим наименование судебного органа, в котором будет рассматриваться дело, а также его адрес. Здесь же прописываем ФИО истца (собственника жилого помещения), его паспортные данные. В качестве данных об ответчике укажем наименование управляющей компании, её ИНН, ОГРН и юридический адрес.

Следующим шагом переходим к описательно-мотивировочной части иска. Именно здесь истец должен разъяснить суду и ответчику, на чём именно основываются его требования. Как правило, в подобного рода спорах применяются положения Жилищного, Гражданского кодексов, а также закона «О защите прав потребителей». ГПК не обязывает участников гражданского процесса ссылаться на нормы законодательства в тексте, понимая, что далеко не все граждане обладают соответствующим юридическим образованием.

Ниже по документу берёт своё начало просительная часть иска. Плавно подводим мысль к выдвижению требований. Заявитель может попросить суд взыскать денежные средства в качестве причинённого материального ущерба имуществу, морального ущерба, неустойки, штрафа и так далее. Безусловно, моральный ущерб является неотъемлемой частью практически любого потребительского спора, ведь ухудшение состояния жилого помещения вызывает психические и нравственные страдания его собственника.

Примерный образец

Как только истец посчитает, что достаточно полно разъяснил свою позицию, можно переходить к завершающей части. Подписываем иск, оформляем список приложений. Перед отправкой рекомендуем ещё раз проверить, все ли необходимые официальные бумаги приобщены к заявлению.

Первый экземпляр должен быть отправлен ответчику, а второй – в суд. В противном случае иск не примут к производству, сославшись на нарушение процессуального закона.