Акт о приёме-сдачи отремонтированных основных средств по форме ОС-3 – это документ, в соответствии с которым заказчик принимает и запускает в эксплуатацию подвергнувшееся ремонту основное средство. Процедура предусматривает проведение определённых испытаний объекта и всегда сопровождается составлением соответствующей документации.

Основное средство

Под основным средством понимается любое оборудование, инструмент, отвечающее следующим критериям:

  • его стоимость превышает 40 тысяч рублей;
  • срок эксплуатации составляет больше одного года;
  • имеет осязаемую физическую форму;
  • используется в основной деятельности предприятия;
  • способно приносить прибыль.

Основные средства подлежат строгому бухгалтерскому учёту. Любое действие с их участием всегда оформляется документально.

Роль акта

По своей природе акт является приложением к заключённому ранее договору подряда на ремонт основного средства. Именно этот документ послужит оценкой качества, проделанной подрядчиком работы. Члены приёмочной комиссии проведут соответствующие испытания объекта. Если появятся какие-то претензии к контрагенту, они будут зафиксированы в официальной форме. Подрядчик обязан их исправить в кратчайшие сроки.

Также акт послужит основанием для постановки объекта на учёт и его ввода в эксплуатацию. Снимая с баланса основное средство, предприятие уменьшает свою налогооблагаемую базу. Налоговая инспекция может заинтересоваться законностью проведения процедуры. Именно по этой причине следует уделять должное внимание учётной документации.

Комиссия

Любое важное решение, связанное с учётом основных средств, всегда принимается коллегиально. Для приёмки отремонтированного основного средства руководитель предприятия своим приказом назначает приёмочную комиссию. В её состав должно войти как минимум три человека, обладающих теоретическими знаниями по теме и практическими навыками обращения с конкретным объектом. Председатель комиссии выделяется отдельно. Именно этот человек будет заполнять бланк и отчитываться о проделанной работе перед главным бухгалтером.

Если на предприятии не оказалось квалифицированных кадров, всегда имеется возможность привлечь помощь со стороны. Как правило, такая ситуация может сложиться при работе с различного рода сложным техническим оборудованием. Не всегда штатные работники обладают необходимой компетенцией. Приглашённый эксперт, действуя в рамках договора оказания услуг, выдаст объективное независимое заключение по теме.

Форма документа

На сегодняшний день законодательство не предъявляет строгих требований к форме учётной документации, не заставляет предприятия пользоваться общеобязательными унифицированными бланками. Тем не менее разработанная и рекомендованная форма ОС-3 крайне удобна для заполнения и использования в деятельности компании.

Заполнить бланк можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и на компьютере в печатном варианте. На практике председатель комиссии заранее распечатывает чистый бланк и заполняет его от руки при приёмке. Такой вариант видится самым удобным. В любом случае выбор остаётся за составителем.

Пошаговая инструкция по заполнению формы ОС-3

Форма ОС-3 состоит из одной страницы и её заполнение не должно вызвать затруднений у председателя приёмочной комиссии. Тем не менее разберём весь процесс подробно.

В шапке документа отмечаем полные наименования организаций (заказчика и исполнителя) со ссылкой на их организационно-правовую форму (ОАО, ООО и так далее). Для каждого предприятия указываем соответствующий код по классификатору. Затем присваиваем документу уникальный номер для документооборота, указываем дату его составления. В таблице справа отмечаем, что настоящий акт является приложением к заключённому договору подряда на ремонт основного средства (указываем дату его заключения, фактический срок ремонта).

Форма ОС-3 должна быть утверждена в документации организации соответствующим приказом руководителя. О факте утверждения также делается отметка в бланке (дата, ФИО директора).

Ниже по документу располагаются две информационные таблицы, каждую из которых придётся заполнить. Первая содержит сведения об основном средстве:

  • наименование ОС;
  • инвентарный и заводской номер;
  • остаточная стоимость объекта и его фактический срок эксплуатации.

Во вторую таблицу заносятся данные, непосредственно связанные с ремонтом:

  • наименование ОС;
  • вид проделанной ремонтной работы (что именно ремонтировалось);
  • договорная и фактическая стоимость осуществления ремонтных работ;
  • затраты на демонтаж и транспортировку оборудования.

Следующим этапом заполняется заключение приёмочной комиссии. Её члены отмечают, были ли работы выполнены в полном объёме. Если нет, то, что именно не было выполнено. Далее обозначается, готов ли объект к введению в эксплуатацию.

Последняя часть формы – подписи лиц. В акте расписываются все члены комиссии (с расшифровкой и указанием должности согласно штатному расписанию), а также представители организаций заказчики и исполнителя. Заверенный всеми участниками документ передаётся на утверждение главному бухгалтеру. На основании его решения основное средство может быть запущено в эксплуатацию.

После составления документа

После того, как акт будет составлен и подписан всеми должностными лицами, директор и главный бухгалтер смогут решить дальнейшую судьбу объекта: списать его, отправить на повторный ремонт, ввести в эксплуатацию. Сам документ подлежит обязательному хранению в архиве организации в течение установленного законом и нормативным актом предприятия срока. По истечению положенного периода времени официальная бумага может быть уничтожена за ненадобностью. Важность хранения обуславливается тем, что ИФНС в любом момент может организовать проверку и запросить необходимую учётную документацию. Если акта не окажется в наличии, компанию будут ждать неприятности.