Акт о приостановлении строительства – это официальная бумага, в которой руководство организации-заказчика просчитывает убытки, которое предприятие фактически понесло на постройке объекта, в том числе речь идёт о расчётах с контрагентом. Процедура всегда сопровождается составлением документов.

Приостановление строительства

Под термином приостановление понимают как консервацию, то есть временную остановку, так и полное прекращение осуществления строительно-монтажных работ на объекте. Причинами могут послужить различные поводы. В качестве распространённых можно выделить следующие:

  • отпала фактическая необходимость (если стройка идёт на территории заказчика);
  • заказчик не может выплачивать по обязательствам, спонсировать строительство;
  • нестабильная ситуация на рынке труда и стройматериалов;
  • и так далее.

Для начала и приостановления строительства руководителю компании придётся издать соответствующее распоряжение. Только так процедура будет выполнена в соответствии со всеми требованиями законодательства. Необходимо учесть, что любой приказ директора обязан иметь под собой основание и обоснование. Под первым понимают ссылку на какой-то документ, а под вторым пояснение реальных причин.

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт не является самостоятельным документом, а лишь выступает приложением к заключённому между сторонами договору строительного подряда, относится к общему пакету документации, составляемой в ходе строительства. По своей специфике акт о приостановлении строительства относится к бухгалтерским учётным официальным бумагам. На его основании бухгалтерия сможет осуществить необходимые списания денежных средств, фактически затраченных на осуществление строительных работ до их приостановления, на расчёт с подрядчиком, а также на консервацию плодов работы контрагента.

Процедура

Официальную бумагу составляют совместно представители подрядчика и заказчика. Обе организации должны быть согласны с указанными в акте значениями. Подписывать документ должны руководители и главбухи обеих предприятий. Отметим, что не всегда акт пишут и заверяют автографами одни и те же лица. В теории заполнить форму может любой сотрудник компании, умеющий работать с официальными бумагами и разбирающийся в бухучёте.

Акт принято составлять как минимум в двух равных по юридической силе экземплярах: один для заказчика, второй для подрядчика. Может быть также составлен и третий экземпляр, если заказчик и инвестор не представлен в одном лице.

Форма документа

С 2013 года вся бухгалтерская учётная документация предприятий может составляться в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Следует отметить, что до вышеуказанного времени предприятия должны были использовать форму КС-17, разработанную и утверждённую Госкомстатом в 1999 году. В настоящий момент бланк представлен в виде рекомендованной типовой формы, однако многие фирмы продолжают его использовать и по сей день в силу привычки и удобства заполнения. Необходимо учесть, что перед фактическим использованием формы КС-17 её необходимо утвердить в бухгалтерской учётной политике компании.

Заполнить бланк можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки или машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать составитель с оглядкой на требования администрации организации. По общему правилу способ исполнения содержания не может отразиться на юридической силе документа.

Правила заполнения типовых форм

При работе с типовыми формами следует соблюдать определённые правила, продиктованные действующим законодательством и сложившейся практикой (в том числе судебной). Речь идёт о следующих моментах:

  • заполнению подлежит каждое поле формы, если прямо не указано иное;
  • если в заголовке столбика таблицы уже прописаны единицы измерения, не стоит их дублировать;
  • если форма заполняется от руки, чернила должны иметь один цвет;
  • автографы ответственных лиц обязательно должны быть расшифрованы;
  • нельзя оставлять в бланке неточности и помарки. В случае допущения ошибки следует зачеркнуть неверное значение, рядом прописать корректное, проставить отметку «исправленному верить», указать дату внесения изменений и заверить подписями всех ответственных лиц.

Инструкция по заполнению бланка

Форма КС-17 состоит из двух страниц, вторая из которых распечатывается на оборотной стороне листа бумаги. Заполнить придётся каждую из них.

Первым делом обратим внимание на шапку документа, в которой необходимо прописать наименования всех участвующих в процедуре организаций, их контактные данные и коды согласно классификатору. Здесь же указывается наименование объекта строительства, адрес его расположения. Затем ссылаемся на заключённый между контрагентами договор строительного подряда, а также на документы, в соответствии с которыми были приняты решения о начале и приостановлении строительства.

Следующим шагом присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Ниже по форме КС-17 заполняем таблицу, содержащую сведения о выполненных подрядчиком работах на момент приостановления, указывая следующие моменты:

  • наименование работ;
  • дата начала строительства;
  • полная сумма согласно смете, доля подрядчика;
  • сметная сумма на момент приостановления;
  • затраты застройщика на момент приостановления;
  • сумма на расчёт с контрагентом, в том числе неустойка;
  • стоимость работ по консервации.

Если первой страницы оказалось недостаточно, таблица продолжается на оборотной стороне. Под таблицей подводится резюме, подводящее итоги всем значениям.

На этом процесс составления акта можно считать оконченным. Осталось заверить его автографами (с расшифровкой) представителей администрации обоих предприятий.