Акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений – это официальная бумага, составляемая с целью списания из подотчёта фактически израсходованных в целях предприятия удобрений. Процедура всегда сопровождается соответствующими документами.

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт относится к учётной бухгалтерской документации, основным назначением которого является учёт и списание удобрений. Примерный расход на один гектар (или квадратный метр) определяется исходя из разработанной методики.

Официальная бумага подписывается уже после проведения мероприятий по опрыскиванию культур растений на полях исходя из использованных объёмов удобрений. Ответственность за составление возлагается на агронома, непосредственно производящего процедуру. Лицо должно обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами, нести ответственность за изложенные в документе сведения. Если выяснится, что фактический расход химикатов не совпадает с записанным в акте, ответственности избежать не удастся.

Сопроводительные бумаги

Сведения в акт об использовании удобрений заносятся на основании иных сопроводительных бумаг, которые составлялись по поводу приобретения и доставки химикатов к месту их использования. Речь может идти о товарных накладных, актах, лимитно-заборных картах.

Процедура

Процедура списания использованных ядохимикатов происходит в три этапа:

  • на первом этапе агроном составляет и подписывает акт об использовании удобрений на основании имеющихся на руках сопроводительных бумаг;
  • на втором этапе уже подписанная официальная бумага попадает на стол руководителя организации. В шапке акта должна быть проставлена отметка об утверждении директором;
  • на третьем этапе утверждённый документ передаётся в бухгалтерию, где главбух на его основании сможет провести соответствующие учётные мероприятия.

Форма документа

В настоящий момент времени органы государственной власти не предъявляют особых требований к форме учётных бухгалтерских бумаг. Акт об использовании удобрений относится именно к этой категории документов и не является исключением из общего правила. Официальная бумага может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Более того, предприятие вправе самостоятельно разработать конкретный шаблон, утвердить его в учётной политике в целях бухгалтерского учёта и использовать на постоянной основе.

До 1 января 2013 года организации в подобных ситуациях были вынуждены использовать разработанный и утверждённый Приказом Минсельхоза РФ в 2003 году бланк АПК-420. В настоящий момент форма носит исключительно рекомендательный характер, выступает в качестве типовой. Несмотря на это, многие компании по сей день продолжают её использовать в силу удобства и привычки работников.

Правила работы с унифицированными бланками

Работая с унифицированным бланком, необходимо соблюдать определённые требования. Одна часть из них продиктована действующим законодательством (Закон «О бухучёте»), а другая сложилась в ходе многолетний практики (в том числе и судебной). Речь идёт о следующих моментах:

  • если столбец таблицы уже содержит в себе единицы измерения, не нужно их дублировать в клеточках;
  • автографы ответственных лиц подлежат расшифровке;
  • каждое поле формы подлежит заполнению, если прямо не указано иное;
  • форма АПК-420 также должна быть утверждена в учётной политике;
  • нельзя оставлять в бланке опечатки и неточности. В случае своевременного обнаружения ошибки необходимо аккуратно зачеркнуть неверное значение, рядом прописать нужное, заверить правки подписями ответственных лиц, сделать отметку «исправленному верить» и проставить дату внесения корректировок.

Что касаемо заполнения формы АПК-420, то здесь всё стандартно. Агроному на выбор предоставляется два способа: рукописный с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописный при помощи компьютерных средств. Решение принимается с учётом особенностей документооборота в организации. По общему правилу способ написания текста не может отразиться на юридической силе официальной бумаги. На практике предприятия уже давно перешли на бухгалтерское программное обеспечение и выполняют документацию в печатной форме. Если всё же было принято решение заполнять бланк вручную, должны использоваться чернила одного цвета.

Пошаговая инструкция по заполнению формы АПК-420

Форма АПК-420 состоит из двух страниц, вторая из которых выполняется на оборотной стороне бланка. Заполнение не должно вызвать затруднений у опытных работников, тем не менее разберём процесс поэтапно.

Первым делом следует обратить внимание на реквизиты. Присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) его составления. Далее прописываем полное наименование предприятия со ссылкой на его организационно-правовую форму (ОАО, ПАО), код согласно классификатору (ОКПО), конкретное структурное подразделение.

Ниже по документу оставляем краткую информацию по использованию удобрений в интересах компании, указываем тип земель и способ применения ядохимикатов. Далее в таблицу заносим сведения относительно использованных реагентов:

  • наименование;
  • процент действующего вещества;
  • цена в рублях за единицу;
  • площадь использования (распыления);
  • итоговая сумма в рублях.

Примерный образец

Если первой страницы оказалось недостаточно, таблица продолжается на оборотной стороне. Как только все необходимые данные из сопроводительной документации будут переписаны в акт об использовании, можно переходить к подписанию. Агроном оставляет свой автограф (с расшифровкой) за полноту и достоверность прописанных в официальной бумаге сведений. В будущем с документом придётся поработать директору и главному бухгалтеру. Их подписи также должны появиться на бумаге.