Акт утилизации шин – это официальная бумага, подтверждающая, что списанные предприятием шины были фактически переданы на переработку контрагенту. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами

Утилизация

Следует отличать утилизацию от уничтожения. Под первым понятием понимают переработку объектов с целью получения пригодных к использованию материалов. Шины состоят из резины и относятся к IV классу отходов. Законодательство запрещает их сжигать или закапывать. Предприятия, эксплуатирующие транспортные средства, всегда сталкиваются с необходимостью утилизации шин. Для этого придётся заключить соответствующий договор с контрагентом, который за определённую плату вывезет объекты с территории организации и проведёт необходимые мероприятия.

Списание

Необходимо учесть, что утилизировать можно исключительно списанные шины, не отвечающие стандартам качества. Причины для списания могут быть следующие:

  • общий износ шины, делающий невозможным её дальнейшее использование;
  • деформация объекта, изменение формы;
  • протектор не соответствует установленным нормативам.

Процедура всегда осуществляется коллективно и начинается с соответствующего приказа руководителя. В теории можно осуществить списание и утилизацию посредством оформления одного документа, однако для «чистоты» бухучёта рекомендуется составить два различных акта.

Процедура утилизации

Утилизация, равно как и списание, берёт своё начало с распоряжения директора, в соответствии с которым формируется специальная комиссия. Задачей рабочей группы станет передать списанные шины контрагенту на переработку, заверить процесс своими автографами. Кадровый состав подбирает лично начальник, ориентируясь на опыт работы и квалификацию своих подчинённых. В процедуре также принимает участие материально ответственное за шины лицо. Это может быть начальник гаража, завхоз или иной сотрудник. Он должен будет подтвердить достоверность изложенных в акте сведений.

Кто актирует процесс

На практике бремя по составлению акта всегда ложится на председателя комиссии. Сотрудник на эту должность выбирается из ряда участников рабочей группы путём голосования. Как правило, это наиболее опытный сотрудник, однозначно умеющий взаимодействовать с официальными бумагами.

Необходимо учесть, что все члены комиссии в равной степени несут ответственность за сделанные ими выводы. Если будет выяснено, что шины фактически не были переданы, ответственности избежать не выйдет. При чём речь может зайти о возбуждении дела в рамках административного судопроизводства, так как самостоятельное уничтожение шин является серьёзным правонарушением.

Форма документа

В настоящий момент любой документ, отражающий факты хозяйственной деятельности предприятия, может быть составлен в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт утилизации шин относится именно к этой категории официальных бумаг и не является исключением из общего правила. Организация вправе самостоятельно разработать шаблон, закрепить его в учётной политике в целях бухгалтерского учёта и использовать на постоянной основе. Как правило, утилизация шин носит регулярный характер.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет к его содержанию определённые требования. Предписания продиктованы действующим законодательством и сложились в ходе многолетней практики (в том числе судебной). Речь идёт о следующих моментах:

  • обозначение реквизитов (номер, дата, место);
  • расшифровка автографов участников процедуры;
  • деловой стиль языка;
  • соблюдение чёткой структуры (шапка, предмет, подписи).

Написать акт рекомендуется на фирменном бланке компании, так как на нём по умолчанию обозначены все необходимые реквизиты. За неимением такового допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4 или А5, прописывая сведения о фирме вручную.

Изложить содержание можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в машинописном виде при помощи компьютерных средств и соответствующего ПО. Выбор делают члены комиссии с учётом особенностей документооборота в компании. Следует отметить, что по общему правилу способ написания текста при всех прочих равных не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

Для удобства взаимодействия с документом условно разделим его на четыре структурных блока: реквизиты, сведения о составе комиссии, предмет и подписи ответственных лиц. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Первым делом обозначим реквизиты. Присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления. В шапке прописываем полное наименование компании с указанием её организационно-правовой формы.

Ниже по документу со ссылкой на приказ руководителя (дата, номер) перечисляем кадровый состав комиссии. Для каждого участника указываем его ФИО и должность согласно штатному расписанию. Председатель выделяется отдельно. Здесь же обозначаем ФИО и должность материально ответственного лица.

Следующим шагом утверждаем, что шины были переданы контрагенту (прописываем его наименование), оставляя полный перечень объектов. Этот блок обычно выполняется в виде таблицы. Здесь указываем модель шины, её размер, количество, заводские номера, причину списания и основание для утилизации. В качестве основания ссылаемся на приказ об утилизации (дата, номер). Под таблицей подводим итог, указывая общее количество передаваемых шин.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Подписями (с расшифровкой) его должны заверить все члены комиссии и материально ответственное за шины лицо.