Акт приёма-передачи земельного участка – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона фактически передала, а другая в свою очередь приняла кадастровую документацию на участок земли. Процедура всегда сопровождается соответствующими документами.

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт не является самостоятельным документом, а выступает лишь приложением к заключённому между сторонами соглашению. Речь может идти о договоре купли-продажи, аренды, дарения. Сам по себе акт не имеет юридической силы без договора.

Если соглашение лишь выражает намерения сторон совершить те или иные юридически значимые действия, то акт подтверждает фактическое исполнение обязательств. На его основании земельный участок может быть поставлен на учёт в государственном регистрационном органе, записан на баланс организации.

Подписывая акт, стороны отказываются от взаимных претензий. В будущем все спорные моменты могут решаться исключительно в судебном порядке.

Стороны

Сторонами в данном случае могут выступать любые лица, обладающие достаточной для заключения сделок правоспособностью. То есть это как юридические, так и физические лица, в том числе не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Всё зависит от конкретного вида договора.

Отметим, что полномочия представителей контрагентов должны обязательно подтверждаться соответствующими документами. Для представителя юридического лица – это устав общества или оформленная на имени руководителя организации доверенность, а для физического лица (в том числе ИП) – паспорт гражданина или доверенность от собственника.

Процедура

Отчуждение/приобретение земельных участков всегда происходит вместе с постройками, на нём находящимися. То есть приобретатель получает также какое-то недвижимое имущество. При подписании акта представители сторон должны подробно изучить участок, замерить его площадь, оценить качество построек и так далее. Если приобретателя всё устраивает, можно переходить к подписанию. Приём-передача земли сопровождается передачей кадастровых документов, а также ключей от построек. Сделка считается завершённой с момента подписания акта.

Сопутствующие мероприятия

В интересах принимающей стороны будет провести осмотр территории. В этих целях можно привлечь представителя третьей стороны. Приглашённый эксперт, действуя в рамках договора оказания услуг, сможет выдать объективное и независимое заключение по факту текущего состояния земельного участка и построек. Если приобретателя что-то не устроит, он имеет право отказаться от подписания акта, от выполнения своих обязательств по сделке.

Кто актирует процесс

Действующее законодательство не указывает на конкретную сторону, в чьи обязанности войдёт составление акта приёма-передачи. Этот вопрос решают контрагенты в индивидуальном порядке. На практике документ пишет представитель передающей стороны, как бы предоставляя отчёт об имуществе.

Всего должно быть составлено три экземпляра официальной бумаги. Один для принимающей стороны, второй для передающей, третий для регистрирующего органа. Все дубликаты обладают идентичной юридической силой.

Форма документа

В настоящий момент любая официальная бумага, регулирующая правоотношения между контрагентами в рамках гражданско-правовой сделки, может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт приёма-передачи земельного участка не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • автографы ответственных лиц подлежат расшифровке;
  • соблюдение чёткой структуры (шапка, предмет, подписи).

Составить акт рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Изложить текст можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Это решение принимает составитель с учётом мнения представителя контрагента. По общему правилу юридическая сила официальной бумаги не может зависеть от варианта написания текста.

Объясняем, как правильно составить акт

Для удобства работы с официальной бумагой условно разделим её на четыре составных блока: реквизиты, сведения о сторонах и их представителях, предмет и подписи ответственных лиц.

Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке прописываем, что документ является приложением к договору, оставив на него ссылку (дата, номер). Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Следующим шагом прописываем наименования сторон. Для юридического лица – наименование организации со ссылкой на его организационно-правовую форму, для физ. лица – ФИО гражданина. Более подробная информация уже прописана в договоре, дублировать её необязательно. Здесь же обозначаем ФИО и должности (если имеются) представителей сторон со ссылками на уполномочивающие документы.

Ниже по документу представители сторон начинают утверждать важные для них положения, а именно:

  • фактический приём/передача земельного участка;
  • краткая характеристика участка земли (площадь, кадастровый номер);
  • факт передачи документации;
  • передача ключей от построек (если таковые имеются);
  • отсутствие взаимных претензий;
  • количество составленных экземпляров.

Выше был представлен лишь примерный перечень моментов. Контрагенты вольны прописывать и другие положения, руководствуясь принципом свободы договора.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Своими автографами его должны заверить представители сторон. Как только подписи встанут на свои места, документ оберёт юридическую силу.