Акт об отказе писать объяснительную – это документ, который трудовое законодательство обязывает составлять работодателя в случае отказа работника объяснить свой проступок. Трудовой кодекс обязывает работника дать объяснение по факту нарушения им трудовой дисциплины.

Когда составляется такой документ

Акт об отказе писать объяснительную составляют в случае отказа работника объяснить причину происшедшего события. Закон обязывает взять с работника объяснения в некоторых случаях. Чаще всего это происходит в случае нарушения работником трудовой дисциплины на предприятии. Такими ситуациями могут быть:

  • опоздание на работу;
  • отсутствие работника на рабочем месте;
  • прогул;
  • причинение вреда работником предприятию;
  • и иные нарушения трудовой дисциплины.

Во всех вышеперечисленных случаях для работника предусмотрена ответственность. Работодатель вправе применить к сотруднику определённые санкции: предупреждение, выговор, увольнение. Трудовой кодекс не предусматривает других видов наказания для работника, а значит, запрещает их.

Наказания в виде лишения части заработной платы, премии, отпуска являются незаконными. Такое решение руководства предприятия работник сможет легко оспорить в судебном или досудебном порядке.

Отказ работника от объяснений

Дал ли работник свои объяснения по факту нарушения или же нет не имеет особого значения для применения к нему санкций. Но это не значит, что составлять акт об отказе необязательно. Наоборот, акт об отказе будет служить доказательством факта отказа объясниться. Крайне важно со стороны работодателя сделать всё возможное, чтобы отказ работника был зафиксирован каким-то образом. Если работник наотрез отказывается подписывать документ, следует прочесть его содержание вслух в присутствии свидетелей. Свидетели смогут подтвердить, что работник знает в чём конкретно состоит его нарушение. В случае отсутствия работника на рабочем месте, следует направить ему на почтовый адрес запрос на дачу объяснений. Даже если работник не ответит на письменный запрос, сама попытка связаться с ним будет являться важным моментом для дальнейшего разбирательства.

Процедура составления акта

Акт может быть составлен только по прошествии двух рабочих дней с момента уведомления работника о необходимости дать объяснения. Если в течение этого срока объяснений не последовало, работодатель вправе составить соответствующий документ.

Акт составляется специально созданной для этой цели комиссией. В состав комиссии должно входить не менее трёх человек. Желательно пригласить в состав комиссии представителя профсоюзной организации. В таком случае оспорить документ будет проблематично. Если при организации существует профсоюзный орган, приглашение его представителя – прямое требование закона.

Работодатель сам определяет какие именно сотрудники войдут в состав комиссии. Следует обязательно включить в её состав лиц, непосредственно зафиксировавших нарушение и непосредственного руководителя нарушителя. Это может быть начальник отдела, в котором трудится работник.

Главная задача членов комиссии – удостоверить факт отказа писать объяснения со стороны работника. Они заверяют документ своими подписями.

Форма документа

Трудовое законодательство не предусмотрело конкретной формы акта об отказе писать объяснительную. Организации составляют документ самостоятельно по факту нарушения. Предприятие может иметь заготовленные единообразные формы для удобства. Фирменная форма однозначно не будет содержать в себе ошибок. Однако акт можно составить непосредственно по факту отказа от руки или же набрать текст на компьютере. Документ по своей природе довольно прост в составлении, и сотрудники предприятии смогут составить его самостоятельно, использую лист бумаги формата А4.

Объясняем, как составить документ «на пальцах»

Первым делом указываем наименование документа (акт об отказе писать объяснительную). Затем, во вводной части акта, отмечаем следующие обязательные моменты:

  • дата составления документа;
  • населённый пункт;
  • наименование организации-работодателя.

После внесения реквизитов документа, указываем состав комиссии. Здесь прописывается ФИО члена комиссии и его должность на предприятии.

Эта часть документа должна выглядеть следующим образом:

Г. Санкт-Петербург 17 апреля 2024 года

ООО «СПБ Завод»

Комиссия в следующем составе:

Начальник отдела кадров Сизова Ю. А.

Бухгалтер Юнусова А. Ю.

Младший юрист Горбачёва М. В.

Составила настоящий акт о нижеследующем:

Ниже по документу следует его основная часть. В ней необходимо подробно описать процесс предложения работнику предоставить объяснения. Обязательно отмечаем дату предложения, ведь у работника есть срок два рабочих дня для дачи объяснений. Указываем какие были предприняты попытки связаться с работником (письменный запрос, уведомление по почтовому адресу).

Правильно составленная основная часть выглядит так:

14 апреля 2024 года младшему юристу Ватову Н. Д. в соответствии с ч. 1 ст. 193 ТК РФ было предложено написать объяснительную по факту прогула 11 апреля 2024 года (акт о прогуле от 11.04.2024 № 5). Со стороны младшего юриста Ватова Н. Д. последовал отказ дать объяснения. На сегодняшний день объяснения не предоставлены.

После изложения основной части документа следует его подписание всеми членами комиссии. В акте также должен расписаться нарушивший дисциплину работник. Зачастую получить подпись работника крайне проблематично по различным причинам (работник может не появляться на работе). В таком случае в настоящем документе делается отметка об отказе работника подписать акт и составляется дополнительный акт (акт об отказе в ознакомлении).

Заверенный акт прилагается к акту о нарушении дисциплины. Совокупность этих документов может служить основанием для применения к работнику санкций. Официальная бумага передаётся в архив организации-работодателя и подлежит хранению в течение трёх лет.