МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 681н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.ТОПИЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
┌───────────────────┐ │ 11 │ └───────────────────┘ Регистрационный номер
I. Общие сведения
Предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым ┌────────────┐ категориям граждан │ 03.007 │ ____________________________________________________________ └────────────┘ (наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Социальная реабилитация категорий граждан, которые находятся в ситуации│ │социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения│ │жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной│ │средой: │ │ дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью,│ │психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных│ │конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и│ │катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического│ │насилия; дети и подростки - сироты; дети и подростки, не имеющие│ │постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости│ │(алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние,│ │находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в│ │пенитенциарной системе; │ │ трудоспособное население - граждане с инвалидностью, психическими│ │расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах,│ │террористических актах, после различных типов аварий и катастроф,│ │ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; не│ │имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой│ │зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); │ │ пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
123
|
Руководители функциональных и других подразделений и служб
|
2445
|
Психологи
|
2340
|
Преподаватели в системе специального образования
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
75.30
|
Деятельность в области обязательного социального обеспечения
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Социальная реабилитация уязвимых категорий населения
|
6
|
Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов
|
A/01.6
|
6
|
Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов
|
A/02.6
|
6
|
|||
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями
|
A/03.6
|
6
|
|||
B
|
Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения
|
7
|
Организация и управление реабилитационным случаем
|
B/01.7
|
7
|
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы
|
B/02.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функции
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Социальная реабилитация уязвимых категорий населения
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
Дополнительное профессиональное образование по специальным программам
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
____________
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
2445
|
Психологи
|
|
2340
|
Преподаватели в системе специального образования
|
|
ЕКС <3>
|
-
|
-
|
ОКСО <4>
|
030302
|
Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
050716
|
Специальная психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
220004
|
Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
050711
|
Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
050700
|
Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
050717
|
Специальная дошкольная педагогика и психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения
|
|
Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости - корректировка прогноза
|
|
Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями
|
|
Доведение до сведения реабилитанта и (или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
|
|
Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего
|
|
Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации
|
|
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
|
|
Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам
|
|
Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации
|
|
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации
|
|
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта
|
|
Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию
|
Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения
|
|
Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации
|
|
Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом
|
|
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации
|
|
Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта, его социальной сети
|
|
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
|
|
Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней
|
|
Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов
|
|
Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей
|
|
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию
|
|
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации
|
|
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
|
|
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных
|
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего
|
|
Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних
|
|
Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних
|
|
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации
|
|
Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации
|
|
Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения
|
|
Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций
|
|
Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации
|
|
Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики
|
Профессиональная диагностика реабилитанта
|
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта
|
|
Составление прогноза результатов трудовой и социально-психологической реабилитации, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка
|
|
Разработка раздела трудовой и социально-психологической реабилитации, индивидуального маршрута реабилитации, программы профессиональной реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости - с ближайшим окружением реабилитанта
|
|
Доведение до сведения и подробное описание реабилитанту алгоритма и процедуры реализации трудового и социально-психологического разделов индивидуального маршрута его реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
|
|
Профессиональное и психологическое консультирование реабилитанта
|
|
Психологическая поддержка реабилитанта в процессе поиска работы и сохранения рабочего места
|
|
Помощь при необходимости реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации
|
|
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
|
|
Мониторинг трудовой и социально-психологической реабилитации, отслеживание реабилитационного результата
|
|
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его социально-психологическому сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации
|
|
Необходимые умения
|
Владеть методами профессионального консультирования, направленного на формирование адекватного профессионального самоопределения, разработку и реализацию личного карьерного плана, коррекцию неадекватных трудовых установок реабилитанта
|
Владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи
|
|
Владеть методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала клиента, навыками оценки его состояния по данным врачебной медико-физиологической оценки
|
|
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации
|
|
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий
|
|
Оценивать индивидуальный прогресс реабилитанта
|
|
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию
|
|
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации
|
|
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
|
|
Проявлять позитивное отношение к гражданину, терпимость, выражать эмоциональную поддержку
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство в области социальной защиты инвалидов, социального обслуживания населения, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг инвалидам и другие нормативно-правовые акты в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
|
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социально-психологической и трудовой реабилитации
|
|
Спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации на региональном рынке труда, процесс найма и практика трудоустройства реабилитантов
|
|
Процедура подачи жалоб, разрешение трудовых споров в суде
|
|
Цели, формы и методы трудовой экспертизы
|
|
Технические средства реабилитации
|
|
Методы профессиональной диагностики, профессионального отбора и подбора
|
|
Основы теории и практики трудовой, социально-психологической реабилитации
|
|
Методы индивидуального и семейного консультирования
|
|
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций
|
|
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в т.ч. с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями)
|
|
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации
|
|
Технология проведения мониторинга и оценка результатов трудовой и социально-психологической реабилитации
|
|
Типы и объем документации и способы ее заполнения (ведения), классификация плановых документов, процедуры их согласования и принятия
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта
|
|
Оценка возможности самостоятельного проживания реабилитанта и получения им реабилитационных услуг в домашних условиях, определение факторов риска
|
|
Прогнозирование результатов социальной и трудовой реабилитации клиента, согласование прогноза со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка
|
|
Разработка социального и трудового разделов индивидуального маршрута реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости - с членами его ближайшего окружения
|
|
Доведение до сведения, подробное описание реабилитанту алгоритма реализации социального, психологического и трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
|
|
Разработка совместно с реабилитантом его личного профессионального плана, направленного на определение оптимальной для него профессиональной деятельности и трудовой занятости, способов его реализации (обучение, переобучение, овладение новыми навыками и т.д.), при необходимости коррекция профессиональных притязаний
|
|
Формирование у реабилитанта индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышение эмоциональной стабильности, профилактика деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество
|
|
Помощь в подборе технических средств реабилитации, обустройстве жизненного пространства реабилитанта-инвалида, преодолении психологических барьеров в использовании реабилитационного оборудования
|
|
Психологическое консультирование реабилитанта
|
|
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
|
|
Включение реабилитанта в программы творческой и социокультурной реабилитации
|
|
Мониторинг социальной и трудовой реабилитации и отслеживание реабилитационного результата
|
|
Документирование хода социальной и трудовой реабилитации и составление отчетов по ее результатам для целей аудита
|
|
Необходимые умения
|
Подбирать достоверные методы диагностики для исследования отношения реабилитанта к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь и т.д.
|
Определять готовность реабилитанта к реализации программ социального и профессионально-трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
|
|
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий
|
|
Мобилизовывать личностные ресурсы реабилитанта, направленные на поддержание его социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом
|
|
Определять совместно с реабилитантом его жизненные стратегии
|
|
Проводить консультирование реабилитанта, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку его на основных этапах приспособления к мысли о смерти, снижение страха смерти
|
|
Проводить семейное консультирование, направленное на коррекцию взаимоотношений с реабилитантом, обучение членов семьи оптимальным способам организации его жизни, формированию продуктивных стереотипов взаимодействия в семье
|
|
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к реабилитанту
|
|
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию
|
|
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации
|
|
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
|
|
Проявлять позитивное отношение к клиенту, терпимость, выражать ему эмоциональную поддержку
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство в области социального обслуживания, социальной защиты населения, граждан пожилого возраста и инвалидов, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
|
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи
|
|
Процесс найма и практику трудоустройства реабилитантов
|
|
Основы теории и практики геронтологии, геронтопсихологии
|
|
Основы теории и практики трудовой, социокультурной, психологической, медицинской реабилитации пожилых людей
|
|
Основы теории и практики паллиативной помощи
|
|
Реабилитационные ресурсы территории проживания клиента
|
|
Методы индивидуального и семейного консультирования
|
|
Технические средства реабилитации
|
|
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций
|
|
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии
|
|
Технологии проведения мониторинга и оценка результатов социальной и трудовой реабилитации
|
|
Технология организации анализа и составления отчетов
|
|
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в том числе с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями)
|
|
Методы индивидуального и семейного консультирования
|
|
Правила профессиональной этики и деонтологии
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Руководитель реабилитационного подразделения
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование, дополнительное профессиональное образование по специальным программам
|
Требования к опыту практической работы
|
Стаж работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе, руководителя подразделения не менее 3 лет
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
123
|
Руководители функциональных и других подразделений и служб
|
|
ОКСО
|
030302
|
Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
040100
|
Социология социальной сферы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
040400
|
Социальная работа, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
050716
|
Специальная психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
080200
|
Менеджмент, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
081100
|
Государственное и муниципальное управление, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
220004
|
Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
050711
|
Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
|
050700
|
Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация и управление реабилитационным случаем
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Первичный прием клиента, оценка его индивидуальной нуждаемости в реабилитационных услугах, подтверждение ее необходимости
|
Определение оптимального состава реабилитационной команды в соответствии с реабилитационным случаем клиента, обеспечение ее привлечения к работе в рамках реабилитационного случая
|
|
Организация и управление работой реабилитационной команды по комплексной квалификации реабилитационного случая и оценка результатов ее деятельности
|
|
Составление комплексного индивидуального маршрута реабилитации на основании профильных индивидуальных маршрутов, разработанных членами реабилитационной команды
|
|
Определение оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков
|
|
Подготовка предложения для составления оптимальной схемы финансового обеспечения реабилитационного случая, привлечения при необходимости ресурсов профильных организаций негосударственного сектора, согласование схемы с соответствующими инстанциями, организациями обязательного государственного и (или) негосударственного страхования, при необходимости ее корректировка
|
|
Организация обеспечения реабилитанта необходимым оборудованием, техническими средствами реабилитации
|
|
Контроль хода, качества и объема предоставляемых реабилитационных услуг их поставщиками
|
|
Организация обеспечения доступа реабилитанта к реабилитационным услугам
|
|
Оценка соответствия уровня позитивных (негативных) изменений в состоянии здоровья и (или) жизненной ситуации реабилитанта прогнозным показателям, при необходимости корректировка индивидуального маршрута реабилитации
|
|
Выяснение удовлетворенности реабилитанта и его ближайшего окружения достигнутыми в ходе реализации индивидуального маршрута реабилитации результатами
|
|
Выявление и разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе работы с реабилитационным случаем
|
|
Организация переоценки случая, реабилитационных потребностей и возможностей реабилитанта, если не удалось достигнуть прогнозных показателей индивидуального маршрута реабилитации
|
|
Рассмотрение жалоб реабилитантов и поставщиков реабилитационных услуг
|
|
Оценка соответствия рекомендаций специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая
|
|
Оценка ресурсов различных служб территории проживания клиента для организации его сопровождения по завершении реабилитационного случая, помощь реабилитанту с выбором наиболее продуктивных поставщиков услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью
|
|
Организация сопровождения и поддержки реабилитанта по завершении реабилитационного случая
|
|
Мониторинг результатов реабилитации после завершения реабилитационного случая
|
|
Обобщение отчетов специалистов реабилитационной команды по квалификации реабилитационного случая, реализации индивидуального маршрута реабилитации, документирование хода и результатов реабилитации для целей аудита
|
|
Планирование деятельности по развитию реабилитационных услуг в организации
|
|
Разработка методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи
|
|
Необходимые умения
|
Получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке
|
Выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты реабилитации, нивелировать реакции, не отвечающие целям и задачам работы с реабилитационным случаем
|
|
Привлекать, аккумулировать, мобилизовывать ресурсы межведомственной реабилитационной инфраструктуры для решения задач реабилитационного случая
|
|
Вести переговоры и согласовывать главные цели, задачи, мероприятия индивидуального маршрута реабилитации со всеми его участниками, организовывать продуктивное взаимодействие в реабилитационной команде
|
|
Использовать различные методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды
|
|
Оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса
|
|
Осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств
|
|
Собирать информацию о ходе процесса реабилитации от всех участников реабилитационного процесса
|
|
Выяснять мнение реабилитантов о качестве и объеме предоставляемых услуг
|
|
Проводить рефлексию различных точек зрения на изменения общего состояния и жизненной ситуации реабилитанта и соответствие этих изменений реабилитационным целям для достижения консенсуса между участниками процесса реабилитации и определения оптимальных решений по дальнейшим необходимым действиям
|
|
Мотивировать реабилитанта (законных представителей) на активное участие в реабилитационном процессе, вырабатывание собственной ответственной позиции
|
|
Проявлять позитивное отношение к реабилитанту, терпимость, выражать ему эмоциональную поддержку
|
|
Обсуждать с реабилитантом и значимыми членами его окружения ограничения и ресурсы реабилитанта, владеть способами мобилизации ресурсов
|
|
Диагностировать уровни риска, связанного с состоянием здоровья, социальной и психологической дезадаптацией гражданина
|
|
Владеть основными методами и способами медиации и использовать их для урегулирования отношений и согласования индивидуального маршрута реабилитации со всеми его участниками
|
|
Получать и анализировать информацию, полученную от реабилитанта и поставщиков реабилитационных услуг
|
|
Применять эффективные методы контроля объема и качества реабилитационных услуг
|
|
Использовать информационные технологии для автоматизации деятельности организаций, принимающих участие в процессе реабилитации
|
|
Разрабатывать программы и проекты, направленные на повышение качества оказания реабилитационных услуг
|
|
Оценивать эффективность деятельности поставщиков реабилитационных услуг
|
|
Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых реабилитационных услуг
|
|
Готовить презентационные и информационно-аналитические материалы, справки о деятельности по оказанию реабилитационной помощи
|
|
Разрабатывать проекты договоров с поставщиками реабилитационных услуг
|
|
Вести своевременные, точные, полные и разборчивые отчеты
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантий, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов, охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг уязвимым категориям и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
|
Основы теории и практики различных видов экспертиз и процедуры их прохождения: временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической, профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, генетической экспертизы, качества медицинской помощи и др.
|
|
Экономические, правовые, организационные основы различных видов обязательного государственного и негосударственного страхования и процедуры их оформления, возможности использования для целей и задач реабилитации
|
|
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи
|
|
Социальное, эмоциональное и психологическое влияние нарушений развития, приобретенных дефектов, инвалидности, последствий ранней депривации и психологической травматизации на личность
|
|
Ресурсы реабилитационной инфраструктуры различного уровня (территории проживания реабилитанта, региональные, федеральные)
|
|
Технология организации реабилитационной команды, методы продуктивного командного взаимодействия
|
|
Способы проверки достоверности результатов исследований
|
|
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и др. нарушениями)
|
|
Техники эффективного ведения переговоров и разрешения конфликтных ситуаций с реабилитантами, членами их семьей, лицами, осуществляющими уход, специалистами различных служб и организаций, представителями исполнительной, законодательной и судебной власти
|
|
Способы мотивации реабилитанта на эффективное взаимодействие со специалистами и принятие ответственности за ход и результаты реабилитации
|
|
Способы мобилизации мотивационной сферы реабилитанта, позволяющие ему сделать выбор здорового образа жизни, социально приемлемого поведения
|
|
Основные методы консультирования различных категорий реабилитантов
|
|
Способы изучения изменяющихся потребностей реабилитантов, получения и интерпретации оценки результатов реабилитации
|
|
Способы эффективного общения в среде разного социального статуса, уровня развития, агрессивности
|
|
Типы и объем документации, необходимой для работы с реабилитационным случаем
|
|
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования
|
|
Методы и технологии управления социальными рисками
|
|
Основы делопроизводства и документооборота
|
|
Другие характеристики
|
Правила профессиональной этики и деонтологии
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение обучающих тренингов для специалистов учреждений социальной сферы по вопросам ведения реабилитационных случаев, эффективной организации труда
|
Консультирование и супервизия деятельности специалистов учреждений социальной сферы, профессиональная поддержка членов реабилитационных команд, участвующих в реализации индивидуального маршрута реабилитации
|
|
Ведение соответствующей документации
|
|
Необходимые умения
|
Владеть основными методами супервизии, выстраивать модели ее организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями специалистов и применять на практике принципы, методы и приемы эффективной супервизии
|
Наблюдать и оценивать эффективность деятельности специалиста, правильность выполнения процедур и методов в соответствии с принятыми (действующими) стандартами, регламентами и организационными требованиями
|
|
Определять уровень квалификации специалиста, уровень владения им практическими навыками, оценивать качество его знаний
|
|
Отбирать соответствующий инструментарий, средства и методы оценки контроля качества и безопасности оказания реабилитационных услуг
|
|
Применять на практике методы обучения взрослых, коучинга, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания и т.д.
|
|
Предоставлять специалисту точную, доступную и понятную информацию, способствующую повышению уровня его квалификации и качества реабилитационной помощи
|
|
Выделять в работе специалистов малопродуктивные области профессиональной деятельности, аккумулировать усилия специалистов по их совершенствованию
|
|
Повышать квалификацию
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантий, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов, охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг уязвимым категориям и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных и иные нормативные правовые документы в области оказания медицинской помощи, различных видов страхования, соответствующие регламенты, протоколы и другая нормативная правовая документация в области организации реабилитационной помощи населению
|
Руководящие принципы, приоритеты социальной политики, которые оказывают влияние на ведение реабилитационной практики
|
|
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере
|
|
Принципы, методы, виды, процедуры и эффективные практики супервизии в психологии, социальной работе, администрировании и смежных областях
|
|
Современные стандартные требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационных услуг в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях
|
|
Методы управления рисками (стратегии сведения риска к минимуму или устранения потенциальных рисков) и способы обеспечения безопасности реабилитантов и специалистов в процессе оказания услуг
|
|
Методы, способы и эффективные практики оценки знаний, умений и ценностного отношения к своей работе специалистов социальной сферы
|
|
Методологические подходы, методики и эффективные практики обучения взрослых, индивидуального наставничества, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания и т.д.
|
|
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными
|
|
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
|
|
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции
|
|
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере
|
|
Другие характеристики
|
Правила профессиональной этики и деонтологии
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", город Москва
|
Ректор Виталий Владимирович Рубцов
|
4.2. Наименование организаций-разработчиков
1.
|
ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия", город Омск
|
2.
|
ГБОУ Владимирской области "Центр усыновления и опеки"
|
3.
|
ГБО Учебно-методический центр "Детство" по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков департамента социальной защиты населения города Москвы
|
4.
|
МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения "Содействие", Московская область
|
5.
|
Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области
|
6.
|
ФГБУ "Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи", город Москва
|
7.
|
Центр сопровождения замещающих семей ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", Московская область
|
8.
|
ГБУ кризисный центр для женщин "Надежда", город Москва
|
9.
|
ГКУЗ Пермского края "Пермский краевой центр по профилактике и борьбе с СПИД и инфекционными заболеваниями", город Пермь
|
10.
|
ГУ "Тверской областной центр социальной помощи семье и детям"
|
11.
|
ГАУЗ "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова", город Оренбург
|
12.
|
ГБУВУ "Социальный приют для детей и подростков"
|
13.
|
НИИ акушерства и педиатрии, город Ростов-на-Дону
|
14.
|
ГБОУ "Краевой психологический центр" департамента социальной защиты населения Ставропольского края
|
15.
|
ГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный медицинский университет", город Челябинск
|
16.
|
Управление социальной защиты населения района Хамовники города Москвы
|
17.
|
Агентство Республики Коми по социальному развитию, город Сыктывкар
|
18.
|
ПСУ СРЦ "Красносельский", ЦАО Москвы
|
19.
|
Учреждение Российской академии наук Институт экологии и генетики микроорганизмов Уральского отделения РАН, город Пермь
|
20.
|
ГБОУ ВПО "Оренбургская государственная медицинская академия", город Оренбург
|
21.
|
ФГБУ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова", город Иваново
|
22.
|
Учреждение Российской академии наук Институт иммунологии и физиологии Уральское отделение, город Екатеринбург
|
23.
|
ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна", город Новосибирск
|
24.
|
ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", город Нижний Новгород
|
25.
|
ГБУЗ "Городская поликлиника N 22" (Москва)
|
26.
|
АНО "Центр Новых Медицинских Технологий в Академгородке", город Новосибирск
|
27.
|
ГБУЗ Нижегородской области "Лысковская центральная районная больница", город Лысково
|
28.
|
ФГАОУ ВПО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", город Калининград
|
29.
|
Детская городская клиническая больница N 9 им. Г.Н. Сперанского, город Москва
|
30.
|
ООО МЭДИС, город Москва
|
31.
|
ГБОУ ДПО "Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей", город Новокузнецк
|
32.
|
Детские медицинские клиники "Тонус КРОХА", город Нижний Новгород
|
33.
|
ММЛПУ "Городская Поликлиника N 8", город Тюмень
|
34.
|
МБЛПУ "Зональный перинатальный центр", город Новокузнецк
|
35.
|
ГБУЗ "Детская поликлиника N 32", город Москва
|
36.
|
ФГНУ "Институт семьи и воспитания", город Москва
|
37.
|
Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ТОГБУ "Мы ради будущего", город Тамбов
|
38.
|
ГКОУ КО "Центр содействия семейному устройству и сопровождения", город Калуга
|
39.
|
ГКУ РС "Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Республика Саха (Якутия)
|
40.
|
Министерство образования Хабаровского края, город Хабаровск
|
41.
|
РОО содействия развитию социальной инициативы "Общество детям", город Москва
|
42.
|
ГБОУ "Краевой психологический центр", город Ставрополь
|
43.
|
Отдел опеки и попечительства по Ступинскому району Московской области
|
44.
|
Отдел опеки и попечительства администрации МО "Вельский муниципальный район", город Вельск
|
45.
|
ГКУ "Камешковский детский дом" город Камешково, Владимирская область
|
46.
|
ГКОУ "Детский дом N 1", город Кострома
|
47.
|
Департамент образования Кировской области, город Киров
|
48.
|
ГБУ "СРЦ для несовершеннолетних "Хорошево-Мневники", город Москва
|
49.
|
ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград
|
50.
|
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва
|
51.
|
Институт труда и социального страхования ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", город Москва
|
52.
|
ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет", город Москва
|
53.
|
НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет", город Москва
|
54.
|
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт"
|
55.
|
Администрация муниципального округа Орехово-Борисово Северное, город Москва
|
56
|
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ВАО, города Москва
|
57.
|
Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Коломенскому муниципальному району, город Коломна
|
58.
|
Управление опеки и попечительства Министерства образования по Воскресенскому муниципальному району, город Воскресенск
|
59.
|
ГБОУ Владимирской области "Центр усыновления и опеки", город Владимир
|
60.
|
Благотворительный фонд "Надежда", город Владимир
|
61.
|
Отдел охраны прав несовершеннолетних комитет по образованию администрации, город Мурманск
|
62.
|
ГБОУ "Детский дом N 59", город Москва
|
63.
|
Администрация муниципального округа Западное Дегунино, город Москва
|
64.
|
ГКУ "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей N 21" департамента социальной защиты населения, город Москва
|
65.
|
Министерство образования Оренбургской области, город Оренбург
|
66.
|
ГБОУ города Москвы Центр психолого-медико-социального сопровождения, город Москва
|
67.
|
ФГБУ "Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии", город Нижний Новгород
|
68.
|
ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов", город Санкт-Петербург
|
69.
|
ГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 13 им. Н.Ф. Филатова", город Москва
|
70.
|
ФГБУ "НИИ клинической иммунологии" СО РАМН, город Новосибирск
|
71.
|
ФГБУ "НИИ молекулярной биологии и биофизики" СО РАМН, город Новосибирск
|
72.
|
Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", город Нижний Новгород
|
73.
|
ЗАО "Сандоз", город Москва
|
74.
|
БУЗ Воронежской области "Воронежский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", город Воронеж
|
75.
|
ГБУЗ Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 1", город Нижний Новгород
|
76.
|
ГУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", Ульяновск
|
77.
|
Норд-вест Хелль
|
78.
|
ГБОУ ВПО "Тверская государственная медицинская академия", город Тверь
|
79.
|
МОУ "Удельнинский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", город Раменское
|
80.
|
МЛПУ "Городская клиническая больница N 39", город Нижний Новгород
|
81.
|
Ступинское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт"
|
82.
|
ГБУ Владимирской области "Центр усыновления и опеки", город Владимир
|
83.
|
ГБУ города Москвы "Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом", город Москва
|
84.
|
МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Доверие", город Ярославль
|
85.
|
ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Салтыковский детский дом", город Железнодорожный
|
86.
|
ГБОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия", город Нижний Новгород
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.