МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 933
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
260101.01 АППАРАТЧИК ЭЛЕВАТОРНОГО, МУКОМОЛЬНОГО,
КРУПЯНОГО И КОМБИКОРМОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 260101.01 Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 526 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 260101.01 Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2010 г., регистрационный N 17896).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 933
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
260101.01 АППАРАТЧИК ЭЛЕВАТОРНОГО, МУКОМОЛЬНОГО,
КРУПЯНОГО И КОМБИКОРМОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 260101.01 Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 260101.01 Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 260101.01 Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
|
среднее общее образование
|
Аппаратчик комбикормового производства
Аппаратчик крупяного производства
Аппаратчик мукомольного производства
Аппаратчик обработки зерна
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 10 мес. <3>
|
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
аппаратчик обработки зерна - аппаратчик мукомольного производства;
аппаратчик обработки зерна - аппаратчик крупяного производства;
аппаратчик обработки зерна - аппаратчик комбикормового производства.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по хранению и обработке зерна, производству мукомольной, крупяной и комбикормовой продукции.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
зерно различных культур продовольственного, фуражного и семенного назначения и семена различного вида;
мукомольная, крупяная и комбикормовая продукция;
технологические процессы и операции хранения и обработки зерна и семян, производства мукомольной, крупяной и комбикормовой продукции;
рецептуры мукомольной, крупяной и комбикормовой продукции;
оборудование для хранения зерна и семян, производства мукомольной, крупяной и комбикормовой продукции.
4.3. Обучающийся по профессии 260101.01 Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Хранение и обработка зерна.
4.3.2. Производство мукомольной продукции.
4.3.3. Производство крупяной продукции.
4.3.4. Производство комбикормовой продукции.
4.3.5. Техническое обслуживание и наладка оборудования элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Хранение и обработка зерна.
ПК 1.1. Вести очистку зерна и семян на сложных зерноочистительных машинах.
ПК 1.2. Осуществлять активное вентилирование и сушку зерна и семян в сушилках различного типа.
ПК 1.3. Распределять зерно по силосам с учетом его качества.
5.2.2. Производство мукомольной продукции.
ПК 2.1. Осуществлять подготовку зернового сырья к помолу.
ПК 2.2. Формировать помольные смеси в соответствии с рецептурой.
ПК 2.3. Вести процесс измельчения зерна и промежуточных продуктов.
ПК 2.4. Вести процесс сепарирования промежуточных продуктов измельчения зерна по крупности и качеству.
ПК 2.5. Производить затаривание готовой мукомольной продукции.
5.2.3. Производство крупяной продукции.
ПК 3.1. Осуществлять подготовку зернового сырья к шелушению.
ПК 3.2. Вести технологические процессы шелушения, сортирования продуктов шелушения, шлифования и полирования крупы на различном технологическом оборудовании.
ПК 3.3. Вести технологические процессы гидротермической обработки зерна.
ПК 3.4. Производить затаривание готовой крупяной продукции.
5.2.4 Производство комбикормовой продукции.
ПК 4.1. Вести технологические процессы очистки сырья.
ПК 4.2. Вести технологические процессы измельчения сырья.
ПК 4.3. Вести технологические процессы гранулирования комбикормов.
ПК 4.4. Дозировать компоненты комбикормов, белково-витаминных добавок и премиксов для различных видов и возрастных групп сельскохозяйственных животных и птиц в соответствии с рецептурой.
ПК 4.5. Производить затаривание готовой комбикормовой продукции.
ПК 4.6. Производить бестарный отпуск готовой комбикормовой продукции.
5.2.5. Техническое обслуживание и наладка оборудования элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства.
ПК 5.1. Контролировать режимы работы аспирационного, производственного и транспортного оборудования.
ПК 5.2. Проводить текущее техническое обслуживание, наладку и регулирование аспирационного оборудования.
ПК 5.3. Проводить текущее техническое обслуживание, наладку и регулирование технологического оборудования для производства мукомольной, крупяной и комбикормовой продукции.
ПК 5.4. Проводить текущее техническое обслуживание, наладку и регулирование транспортного оборудования.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
864
|
576
|
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
182
|
128
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
различать зерно и семена различных сельскохозяйственных культур;
определять качество зерна и семян;
анализировать химический состав зерна и готовой продукции;
выявлять некондиционное зерно и готовую продукцию;
знать:
классификацию зерновых культур;
строение зерна и семян;
свойства зерновой массы;
химический состав зерна;
распространенные болезни зерновых культур, их возбудителей;
меры борьбы с вредителями хлебных запасов;
нормирование качества зерна;
ассортимент продуктов переработки зерна;
требования действующих стандартов к качеству зерна и готовой продукции
|
ОП.01. Зерновые культуры и продукты их переработки
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.6
ПК 5.1 - 5.4
|
|||
уметь:
выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов;
соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования в условиях пищевого производства;
производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;
готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
знать:
основные группы микроорганизмов;
основные пищевые инфекции и пищевые отравления;
возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;
санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;
правила личной гигиены работников пищевых производств;
классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;
правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации
|
ОП.02. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.6
ПК 5.1 - 5.4
|
|||
уметь:
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;
знать:
принципы рыночной экономики;
организационно-правовые формы организаций;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
механизмы формирования заработной платы;
формы оплаты труда
|
ОП.03. Экономические и правовые основы производственной деятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.6
ПК 5.1 - 5.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
32
|
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.6
ПК 5.1 - 5.4
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
602
|
408
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
602
|
408
|
||
ПМ.01
|
Хранение и обработка зерна
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
очистки зерна от примесей;
фракционирования зерна;
активного вентилирования и сушки зерна различного целевого назначения;
размещения зерна по силосам с учетом его качества и целевого назначения;
уметь:
обеспечивать очистку зерна надлежащего качества;
подбирать сита;
регулировать нагрузку на сепараторах;
регулировать температурные режимы сушки;
обеспечивать режимы движения зерна в сушилках;
принимать зерно от хлебосдатчиков и размещать его на хранение;
отпускать зерно потребителям;
контролировать правильность заполнения силосов;
знать:
технологические процессы и схемы очистки зерна от примесей;
правила и порядок очистки зерна;
технологические свойства зерна различных культур продовольственного, фуражного и семенного назначения и семян различного вида;
устройство зерносушилок различных типов;
правила сушки зерна продовольственного, кормового и семенного назначения и семян различного вида;
порядок приема, перемещения зерна, распределения его по силосам;
показатели качества зерна, учитываемые при размещении и хранении зерна;
условия безопасного хранения зерна и процессы, протекающие при хранении
|
МДК.01.01.
Технологии хранения и обработки зерна
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
|
||
ПМ.02
|
Производство мукомольной продукции
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки зерна к помолу;
формирования помольных смесей в соответствии с рецептурой;
затаривания готовой продукции;
обслуживания оборудования для измельчения зерна, сортирования продуктов измельчения по крупности и по качеству;
уметь:
контролировать эффективность подготовки зерна к помолу;
подбирать взаимозаменяемые сита;
натягивать и заменять сита;
определять подсор, недосев в рассевах, набивку сит;
знать:
устройство и принцип действия оборудования для очистки, обработки поверхности зерна сухим способом, кондиционирования, измельчения зерна, сортирования продуктов измельчения, рациональные режимы его работы;
нормы качества зерна и готовой продукции;
оптимальные величины влажности зерна и режимы переработки типов и подтипов зерна;
показатели качества зерна, учитываемые при составлении помольных смесей;
порядок, этапы и операции составления помольных смесей;
порядок затаривания готовой продукции и отходов;
правила маркировки и зашивки мешков с готовой продукцией;
методы определения технологической эффективности работы оборудования;
нормы удельных нагрузок на оборудование
|
МДК.02.01.
Технологии производства мукомольной продукции
|
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.5
|
||
ПМ.03
|
Производство крупяной продукции
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки зерна к переработке в крупу;
шелушения зерна, шлифования, полирования, дробления, плющения крупы;
гидротермической обработки зерна;
затаривания готовой крупяной продукции;
уметь:
контролировать качество подготовки зерна к переработке;
запускать и останавливать оборудование с пульта управления, регулировать режимы его работы;
определять нагрузки на обслуживаемое оборудование и эффективность его работы;
знать:
технологические схемы подготовки и переработки зерна различных культур в крупу;
правила ведения процессов шелушения, шлифования, полирования и дробления крупы, гидротермической обработки крупяных культур;
нормы оптимальных величин влажности и режимы переработки зерна различных крупяных культур;
порядок затаривания готовой продукции и отходов;
правила маркировки и зашивки мешков с готовой продукцией;
методы определения технологической эффективности работы оборудования;
нормы удельных нагрузок на оборудование
|
МДК.03.01. Технологии производства крупяной продукции
|
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.4
|
||
ПМ.04
|
Производство комбикормовой продукции
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
очистки и измельчения сырья;
гранулирования комбикормов;
дозирования и смешивания компонентов;
затаривания готовой продукции;
бестарного отпуска готовой продукции;
уметь:
контролировать качество подготовки сырья к переработке;
устанавливать требуемые режимы измельчения;
определять точность дозирования и эффективность смешивания готовой продукции на основе данных лабораторного анализа, показаний контрольно-измерительных приборов и органолептически;
определять удельные нагрузки на обслуживаемое оборудование и эффективность его работы;
затаривать продукцию в мешки, зашивать мешки с продукцией;
обеспечивать бестарный отпуск готовой комбикормовой продукции;
запускать и останавливать оборудование с пульта управления, регулировать режимы его работы;
обслуживать технологическое, транспортное, аспирационное оборудование;
устранять мелкие неисправности в работе оборудования;
знать:
технологические схемы подготовительных линий;
схемы измельчения различных видов сырья;
схемы гранулирования;
правила дозирования и смешивания компонентов комбикормов;
допустимые погрешности дозирования;
методы оценки эффективности смешивания;
порядок затаривания готовой комбикормовой продукции;
правила маркировки и зашивки мешков с готовой продукцией;
порядок бестарного отпуска комбикормовой продукции;
нормы удельных нагрузок на оборудование и методы их контроля
|
МДК.04.01.
Технологии производства комбикормовой продукции
|
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.6
|
||
ПМ.05
|
Техническое обслуживание и наладка оборудования элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
технического обслуживания оборудования;
настройки и регулирования режимов работы;
устранения мелких неполадок;
уметь:
производить техническое обслуживание транспортного, аспирационного и технологического оборудования элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства;
производить смазку и чистку отдельных узлов оборудования;
настраивать оборудование и регулировать технологические режимы его эксплуатации;
контролировать и обеспечивать бесперебойную и синхронную работу машин, аппаратов и механизмов;
осуществлять техническое обслуживание и подналадку оборудования в процессе работы;
диагностировать и устранять неисправности в его работе;
знать:
назначение, принцип действия и устройство аспирационного транспортного и технологического оборудования элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства;
правила и способы наладки оборудования;
правила регулирования режимов работы;
возможные неисправности и способы их выявления;
правила безопасности при эксплуатации и обслуживании транспортного, аспирационного и технологического, оборудования элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства
|
МДК.05.01.
Технологическое оборудование элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства
|
ОК 1 - 7
ПК 5.1 - 5.4
|
||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
80
|
40
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1080
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
684/1404
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.6
ПК 5.1 - 5.4
|
|
ПП.00
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед./65 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
технологического оборудования элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
зерновых культур;
мукомольной продукции;
крупяной продукции;
комбикормовой продукции;
аспирации и пневмотранспорта;
микробиологии, санитарии и гигиены.
Мастерские:
слесарная;
электротехническая.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.