МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 920
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
240103.01 АППАРАТЧИК В ПРОИЗВОДСТВЕ ХИМИЧЕСКИХ ВОЛОКОН
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2009 г. N 391 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2009 г., регистрационный N 15467).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 920
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
240103.01 АППАРАТЧИК В ПРОИЗВОДСТВЕ ХИМИЧЕСКИХ ВОЛОКОН
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) <1>
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
|
среднее общее образование
|
Профессии аппаратчиков, включенные в ЕТКС, выпуск 28
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 5 мес. <3>
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
аппаратчик вытяжки - аппаратчик измельчения и предсозревания;
аппаратчик контактной выпарки - аппаратчик ксантогенирования;
аппаратчик литья и рубки - аппаратчик матирования смолы;
аппаратчик обезвоздушивания и фильтрации - аппаратчик обезвоживания;
аппаратчик переэтерификации - аппаратчик этиленгликолевой установки;
аппаратчик получения вискозного раствора - аппаратчик ксантогенирования;
аппаратчик получения сероуглерода-сырца - аппаратчик регенерации сероуглерода;
аппаратчик приготовления прядильных растворов - аппаратчик регенерации осадительной ванны;
аппаратчик сушки волокна - аппаратчик фиксации;
аппаратчик утилизации отходов - аппаратчик этиленгликолевой установки.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление технологическими процессами производства химических волокон.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сырье;
материалы;
готовая продукция;
основное и вспомогательное технологическое оборудование;
контрольно-измерительные приборы;
технологии изготовления химических волокон;
нормативная и техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ведение технологических процессов подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон.
4.3.2. Ведение технологических процессов получения полимера для синтетических волокон.
4.3.3. Ведение технологических процессов формования химических волокон.
4.3.4. Ведение технологических процессов регенерации и утилизации отходов производства.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ведение технологических процессов подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон.
ПК 1.1. Осуществлять технологические операции измельчения и предсозревания целлюлозы на оборудовании периодического и непрерывного действия.
ПК 1.2. Осуществлять технологические операции получения вискозных масс или растворов в аппаратах непрерывного и периодического действия.
ПК 1.3. Осуществлять технологические операции растворения и дорастворения полимерных растворов в ксантогенаторах и реакторах.
ПК 1.4. Осуществлять технологические операции смешения, фильтрации и обезвоздушивания в баках, гомогенизаторах и других установках.
ПК 1.5. Осуществлять технологические операции получения сероуглерода-сырца в ретортах или электротермическим методом.
5.2.2. Ведение технологических процессов получения полимера для синтетических волокон.
ПК 2.1. Осуществлять технологические операции, необходимые для синтеза полимера.
ПК 2.2. Осуществлять технологические операции формования жилки или ленты по сухому или жидкому способу.
ПК 2.3. Осуществлять технологические операции рубки жилки или ленты на рубильных машинах и станках.
ПК 2.4. Осуществлять технологические операции экстрагирования низкомолекулярных соединений в аппаратах периодического или непрерывного действия.
ПК 2.5. Осуществлять технологические операции сушки крошки или гранулята полимера в аппаратах периодического или непрерывного действия.
5.2.3. Ведение технологических процессов формования химических волокон.
ПК 3.1. Осуществлять технологические операции формования искусственных волокон на прядильных машинах с использованием осадительных ванн.
ПК 3.2. Осуществлять технологические операции формования синтетических волокон на прядильных машинах с использованием воздушных шахт.
ПК 3.3. Осуществлять технологические операции фиксации технического и кордного волокна на однопроцессных аппаратах.
5.2.4. Ведение технологических процессов регенерации и утилизации отходов производства в соответствии с рабочей инструкцией.
ПК 4.1. Осуществлять технологические операции регенерации сероуглерода на регенерационной установке.
ПК 4.2. Осуществлять технологические операции регенерации осадительной ванны.
ПК 4.3. Осуществлять технологические операции обезвоживания и разделения концентрированных капролактамных растворов.
ПК 4.4. Осуществлять технологические операции утилизации отходов химических волокон.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
864
|
576
|
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
354
|
236
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов
|
ОП.01. Охрана труда
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
правила графического изображения и составления электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами
|
ОП.02. Электротехника
|
ОК 2
ОК 3
ОК 5
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем
|
ОП.03. Техническое черчение
|
ОК 2
ОК 3
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов;
составлять и делать описание технологических схем химических процессов;
знать:
основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования химических производств;
теоретические основы физических, физико-химических и химических процессов;
технологические системы основных химических производств и их аппаратурное оформление
|
ОП.04. Общая химическая технология
|
ОК 2
ОК 3
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов;
обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;
свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости;
определять предельные отклонения размеров по технологической документации;
определять допуск размера, годность детали по результатам измерения;
знать:
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы государственного метрологического контроля и надзора;
основы метрологии и принципы технических измерений;
обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП);
виды измерительных средств;
методы определения погрешностей измерений;
систему допусков и посадок;
параметры шероховатости;
устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры
|
ОП.05. Основы стандартизации и технические измерения
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
32
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 -4.4
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
430
|
300
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
430
|
300
|
||
ПМ.01
|
Ведение технологических процессов подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологических процессов мерсеризации измельчения целлюлозы, предсозревания измельченной целлюлозы, получения вискозных масс или растворов, дозирования сероуглерода, обезвоздушивания прядильных и вискозных растворов, смешивания и фильтрации растворов и их матирования, получения сероуглерода-сырца;
уметь:
подготавливать к пуску и останову измельчители, вакуум-ксантомешалки, аппараты ВА, ксантогенаторы, растворители, дорастворители, баки для смешения и фильтрации, эвакуаторы, гомогенизаторы, пароэжекторные установки, реторты;
контролировать и регламентировать температуры, время, степень измельчения, влажность, дозирование сероуглерода, щелочи, воды, уровень конденсата, давление на газоходах и конденсаторах по контрольно-измерительным приборам;
производить отбор проб на анализ для контроля производства;
принимать сырье и вспомогательные материалы;
контролировать и регулировать расход материалов и их передачу для дальнейшей переработки;
готовить растворы заданной концентрации;
наблюдать процессы по внешним признакам;
своевременно выявлять и устранять несложные неполадки в работе оборудования и установок;
проводить необходимые расчеты сырья и выхода готового продукта;
выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов;
вести записи о показаниях контрольно-измерительных приборов;
знать:
технологические процессы измельчения, предсозревания целлюлозы, получения вискозной массы или вискозных растворов, дозирования сероуглерода, обезвоздушивания, фильтрации прядильных растворов, их смешивания, получения сероуглерода- сырца в растворах или электротермическим методом;
схемы обслуживаемых участков, принцип работы оборудования измельчения и предсозревания, КИП и А, принцип работы вакуум-ксантомешалок, аппаратов ВА, ксантогенаторов, оборудования обезвоздушивания, реторт, конденсаторов, сушилок, назначение и схемы арматуры и коммуникаций;
физико-химические и технологические свойства сырья, материалов, прядильных растворов, вискозных растворов, сероуглерода, требования, предъявляемые к ним, ГОСТы и технические условия на сырье и готовую продукцию;
параметры технологических процессов, правила регулирования процессов, возможные нарушения технологических режимов, способы предупреждения и устранения отклонений;
назначение и правила пользований КИП и А;
правила обслуживания технологического оборудования, вывода его на заданный режим, вывода оборудования в ремонт и приема из ремонта;
слесарное дело
|
МДК.01.01. Технология подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон
|
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
|
||
ПМ.02
|
Ведение технологических процессов получения полимера синтетических волокон
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологических процессов полимеризации капролактама, синтеза полиэтилентерефталата, литья полимерной смолы, рубки жилки, ленты, экстракции низкомолекулярных соединений из крошки или гранулята, сушки крошки, гранулята, химических волокон;
уметь:
подготавливать к пуску и останову аппараты полиамидирования, расплавители, автоклавы, аппараты переэтерификации, поликонденсации, грануляторы, литьевые и рубильные машины, экстракторы и сушилки;
контролировать и регулировать температуру, давление в аппаратах и установках, дозирование сырья, уровень полуфабрикатов, время проведения отдельных операций;
производить отбор проб на анализ для контроля производства;
принимать сырье и вспомогательные материалы;
контролировать и регулировать расход материалов и их передачу на дальнейшую переработку;
своевременно выявлять нарушения хода технологических операций по результатам лабораторных анализов;
проводить необходимые расчеты сырья и выхода готового продукта;
вести записи о показаниях контрольно-измерительных приборов;
знать:
технологические процессы полимеризации капролактама, синтеза полиэтилентерефталата, литья полимерной смолы, рубки жилки и ленты; экстракции низкомолекулярных соединений из крошки или гранулята, сушки крошки, гранулята, химических волокон;
схему обслуживаемых участков, принцип работы оборудования, аппаратов полиамидирования, расплавителей, автоклавов, аппаратов переэтерификации, поликонденсации, грануляторов, литьевых и рубильных машин, экстракторов и сушилок, назначение и схемы арматуры и коммуникаций;
физико-химические и технологические свойства сырья, материалов, размер гранул, содержание влаги, относительную влажность после литья и сушки, содержание низкомолекулярных соединений, полупродуктов и продуктов;
параметры технологических процессов, правила регулирования процессов, возможные нарушения технологических режимов, способы предупреждения и устранения отклонений;
назначение и правила пользования КИП и А;
правила обслуживания технологического и вспомогательного оборудования, вывода его в ремонт и приема его из ремонта;
требования нормативной документации, ГОСТов и ТУ на сырье и готовую продукцию;
слесарное дело
|
МДК.02.01. Технология получения полимера
|
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
|
||
ПМ.03
|
Ведение технологических процессов формования химических волокон
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технологических процессов лавсанового технического и кордного волокна, формования нитей, их расплавов, холодного и горячего вытягивания технических нитей;
уметь:
подготавливать к пуску и остановке камеры фиксации, автоклавы высокого давления, однопроцессные машины, шнековые расплавители, прядильно-формовочные машины, механизмы холодного и горячего вытягивания;
производить загрузку полуфабрикатов и выгрузку наработанной продукции;
контролировать и регулировать температуру пара, давление в аппаратах, влажность, время фиксации;
производить отбор проб для контроля производства;
принимать сырье и вспомогательные материалы;
контролировать и регулировать расход материалов и их передачу на дальнейшую переработку;
своевременно выявлять и устранять нарушения хода технологических операций по результатам лабораторных анализов;
проводить необходимые расчеты сырья и выхода готового продукта;
вести записи в журналах о показаниях контрольно-измерительных приборов;
знать:
технологические процессы фиксации кордных нитей;
устройство и принцип работы автоклавов, камер фиксации однопроцессных машин и другого обслуживаемого оборудования, схемы арматуры и коммуникаций;
физико-химические и технологические свойства сырья, полупродуктов и продуктов, требования ГОСТов и технических условий на сырье и готовые продукты;
параметры технологических режимов и правила регулирования процессов;
назначение и правила пользования КИП и А;
правила обслуживания технологического и вспомогательного оборудования;
слесарное дело
|
МДК.03.01. Формование искусственных и синтетических волокон
|
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
|
||
ПМ.04
|
Ведение технологических процессов регенерации и утилизации отходов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения процессов регенерации сероуглерода осадительной ванны, процессов обезвоживания и разделения концентрированных капролактамных растворов, дистилляции и ректификации, утилизации отходов производства;
уметь:
подготавливать к пуску и остановке регенерационную установку, осадительную ванну, установки дегидратации, дистилляции и ректификации, насадочный насос, вибросито, фильтры, шлаковые аппараты;
контролировать и регулировать температуру, давление пара, сероуглерода, парогазовой смеси, время проведения отдельных операций подачи азота;
принимать материалы и растворы для регенерации и утилизации;
производить отбор проб на анализ для контроля производства;
контролировать и регулировать расход материалов и передачу их в отстойники и напорные барки;
своевременно выявлять и устранять нарушения хода технологических операций;
проводить необходимые расчеты материалов;
вести записи о показаниях контрольно-измерительных приборов;
знать:
технологические процессы регенерации сероуглерода, осадительной ванны, кристаллизации, обезвоживания, разделения, утилизации отходов, выпаривания;
устройство и принцип работы холодильников, колонок, аппаратов обезвоживания, дистилляции, ректификации, схемы арматуры и коммуникаций и другого вспомогательного оборудования;
химико-физические свойства сероуглерода, осадительной ванны, укрепляющих компонентов, капролактамных растворов, медного купороса, серной кислоты, требования ГОСТов и ТУ к сырью и материалам;
параметры технологических режимов и правила регулирования процессов;
назначение и правила пользования КИП и А;
правила обслуживания технологического оборудования;
слесарное дело
|
МДК.04.01. Регенерация и утилизация отходов
|
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
|
||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
80
|
40
|
ОК 3
ОК 7
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1080
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
19 нед.
|
684
|
ОК 1 - 7
Все ПК
|
|
ПП.00
|
Производственная практика
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
1 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
1 нед.
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика
|
19 нед.
|
Производственная практика
|
|
Промежуточная аттестация
|
1 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
1 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
электротехники;
технического черчения;
стандартизации и технических измерений;
охраны труда;
общей химической технологии;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
технологии производства химических волокон;
контрольно-измерительных приборов и автоматики;
оборудования обработки и отделки химических волокон, нитей и ткани;
автоматизации производства.
Мастерские:
слесарная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.