МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 января 2015 г. N 34
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ С ПРИСВОЕНИЕМ
КВАЛИФИКАЦИЙ ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 34 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 073502 Хоровое дирижирование" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2011 г., регистрационный N 20696).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 30 января 2015 г. N 34
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ С ПРИСВОЕНИЕМ
КВАЛИФИКАЦИЙ ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование реализуются в целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области музыкального искусства, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, обеспечивающим получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования.
1.3. Право на реализацию образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать организации культуры, медицинские организации, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов образовательной деятельности, предусмотренных образовательной программой среднего профессионального образования, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ИОП в ОИ - образовательная программа среднего профессионального образования в области искусств, интегрированная с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
УД - учебная дисциплина;
ОД - общеобразовательная дисциплина;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ИОП в ОИ допускается только в образовательной организации.
3.2. Срок получения СПО по ИОП в ОИ по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ИОП в ОИ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ИОП в ОИ углубленной подготовки в очной форме обучения <2>
|
начальное общее образование
|
Хормейстер, преподаватель
|
6 лет 10 месяцев
|
--------------------------------
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
3.3. Прием на обучение по ИОП в ОИ по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области музыкального искусства и физическими данными. Порядок отбора лиц для приема на обучение по ИОП в ОИ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <3>.
--------------------------------
<3> Часть 13 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53).
3.4. При приеме на обучение по ИОП в ОИ, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <4>.
--------------------------------
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает вступительные испытания, позволяющие определить музыкально-слуховые и голосовые данные абитуриента, музыкальную память, координационно-ритмические способности, а также уровень подготовленности в области исполнительства на фортепиано и музыкально-теоретических знаний.
3.5. ИОП в ОИ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом получаемой специальности <3(1)>.
--------------------------------
<3(1)> Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), от 12 августа 2022 г. N 732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) и от 27 декабря 2023 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2024 г., регистрационный N 77121).
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура, искусство <5>.
--------------------------------
<5> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
музыкальные произведения различных эпох и стилей;
музыкальные инструменты;
творческие коллективы;
детские школы искусств по видам искусств, другие образовательные организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;
образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других образовательных организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;
слушатели и зрители театров и концертных залов;
театральные и концертные организации;
организации культуры, образования.
4.3. Хормейстер, преподаватель готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Дирижерско-хоровая деятельность (репетиционная и концертная деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста хора, ансамбля в концертно-театральных организациях).
4.3.2. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других образовательных организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ИСКУССТВ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5.1 Хормейстер, преподаватель должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
5.2. Хормейстер, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Дирижерско-хоровая деятельность.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически работать над подбором и совершенствованием исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Использовать возможности технических средств звукозаписи в исполнительской деятельности, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.
ПК 1.8. Сохранять и развивать исторические традиции русской хоровой музыки, культуры хорового пения.
5.2.2. Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств по видам искусств, других образовательных организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания хорового пения и дирижирования.
ПК 2.6. Использовать методы и приемы работы с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ,
ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. ИОП в ОИ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общеобразовательного;
общего гуманитарного и социально-экономического;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
Учебный цикл среднего общего образования состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин.
6.2. Обязательная часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ должна составлять около 90 процентов от общего объема времени, отведенного на его освоение. Вариативная часть (около 10 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательных дисциплин (модулей), позволяющих обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования.
Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общеобразовательный учебный цикл состоит из предметных областей, учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоит из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная (по профилю специальности) практики.
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ИОП в ОИ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ОГСЭ.01. Основы философии", "ОГСЭ.02. История", "ОГСЭ.03. Психология общения", "ОГСЭ.04. Иностранный язык", "ОГСЭ.05. Физическая культура".
Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла ИОП в ОИ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ОП.01. Сольфеджио", "ОП.02. Элементарная теория музыки", "ОП.03. Гармония", "ОП.04. Анализ музыкальных произведений", "ОП.05. Музыкальная информатика", "ОП.06 Безопасность жизнедеятельности".
Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы - 48 академических часов.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Дирижерско-хоровая деятельность", "МДК 01.01. Дирижирование. Чтение хоровых партитур", "МДК 01.02. Фортепиано. Аккомпанемент и чтение с листа", "МДК 01.03. Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль", "МДК 01.04. Хоровой класс", "ПМ.02 Педагогическая деятельность", "МДК.02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин", "МДК. 02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса".
Учебная практика должна предусматривать прохождение следующих видов практик: "УП. 01. Хоровая исполнительская и концертная практика", "УП. 02. Практика работы с хором. Аранжировка для ансамбля и хора", "УП 01.03. Учебная практика по педагогической работе".
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ИОП в ОИ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура образовательной программы среднего
профессионального образования в области искусств,
интегрированной с образовательными программами основного
общего и среднего общего образования углубленной подготовки
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
||
ОД.00
|
Общеобразовательный учебный цикл в том числе:
|
6734
|
4964
|
ОД.01.
|
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
|
5558
|
4180
|
ОД.02.
|
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
|
1176
|
784
|
Учебные циклы
|
5064
|
3422
|
|
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический
|
510
|
340
|
П.00
|
Профессиональный учебный цикл в том числе:
|
4554
|
3082
|
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
||
и разделы
|
|||
вариативная часть
|
450
|
300
|
|
УП.00
|
Учебная практика
|
1144
|
810
|
всего часов обучения по учебным циклам ИОП в ОИ
|
13 392
|
9496
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
15 нед.
|
|
ПП.01
|
Исполнительская практика
|
13 нед.
|
|
ПП.02
|
Педагогическая практика
|
2 нед.
|
|
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
2 нед.
|
|
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
14 нед.
|
|
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
4 нед.
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ИОП в ОИ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 356 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам ИОП в ОИ, включая основное общее и среднее общее образование
|
248 нед.
|
Учебная практика
|
15 нед.
|
Производственная практика (преддипломная)
|
2 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
14 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
4 нед.
|
Каникулы
|
73 нед.
|
Итого
|
356 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ИСКУССТВ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
7.1 Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ИОП в ОИ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ИОП в ОИ.
Перед началом разработки ИОП в ОИ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ИОП в ОИ образовательная организация:
имеет право с учетом специфики работы с одаренными детьми и их ранней профессионализацией использовать для формирования профессиональных компетенций и развития творческих способностей обучающихся программы учебных предметов, входящих в предметные области "Искусство" и "Технология", и курсов внеурочной деятельности;
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на учебные предметы, дисциплины и междисциплинарные курсы обязательной части, либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ИОП в ОИ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех учебных предметов, дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана использовать средства психолого-педагогической поддержки и консультационной помощи обучающихся;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие школьного и студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ИОП в ОИ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <6>.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
7.3. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования <7>.
--------------------------------
<7> Часть 15 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53).
7.4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет от 36 до 40 академических часов в неделю, включается в расписание учебных занятий и в учебную нагрузку преподавателя.
7.6. Утратил силу. - Приказ Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503.
7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Консультации для обучающихся предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый семестр учебного года, в том числе в период реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.10. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924).
7.11. При разработке ИОП в ОИ образовательная организация имеет право ежегодно определять объем времени по учебным предметам, дисциплинам и профессиональным модулям ИОП в ОИ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
7.12. Образовательная организация должна обеспечивать подготовку специалистов на базе учебного хора. При необходимости, учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами, но не более чем на 20 процентов.
7.13. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых, ансамблевых и индивидуальных занятий.
Организация приема по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного класса (курса);
по дисциплинам "Музыкальная литература", "Народная музыкальная культура" - не более 15 человек;
мелкогрупповые занятия - от 2 до 8 человек;
индивидуальные занятия - 1 человек.
7.14. При реализации ИОП в ОИ необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета 100 процентов количества времени (по дисциплине "Дирижирование" - 200 процентов), предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам профессиональных модулей, требующим сопровождения концертмейстера:
Дирижирование. Чтение хоровых партитур;
Хоровой класс;
Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль, а также по дисциплинам и междисциплинарным курсам вариативной части профессионального модуля "Дирижерско-хоровая деятельность".
На дисциплины учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера (практика работы с хором, учебная практика по педагогической работе, исполнительская и концертная хоровая практики), необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности, но не более 50 процентов от объема времени, отведенного на аудиторные занятия по данному виду практики.
7.15. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практико-оиентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Производственная (по профилю специальности) и учебная практики проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Учебная практика (исполнительская) проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме учебно-практических аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы профессионального модуля "Дирижерско-хоровая деятельность" <9>.
--------------------------------
<9> Дисциплины учебной практики представлены в разделе VI. Требования к структуре образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, таблица 2.
Учебная практика по педагогической работе проводится под руководством преподавателя с детьми со 2 по 4 классы, обучающимися в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств, а также с обучающимися самой образовательной организации.
Производственная практика (по профилю специальности) включает исполнительскую и педагогическую практики:
исполнительская практика проводится рассредоточению в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся и подготовку концертных выступлений обучающихся под руководством педагога;
педагогическая практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в виде ознакомления с методикой обучения работе с хоровым коллективом, в форме наблюдательной практики.
Производственная практика (по профилю специальности) должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Базами педагогической практики должны быть детские школы искусств по видам искусств, другие образовательные организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации.
Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточенно в течение двух последних семестров в форме практических занятий под руководством преподавателя с целью подготовки выпускной квалификационной работы. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций или самой образовательной организации.
7.16. Реализация ИОП в ОИ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 90 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.17. Психолого-педагогические условия реализации ИОП в ОИ должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, поддержка одаренных детей, просвещение).
7.18. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
7.19. Требование к финансовым условиям реализации ИОП в ОИ:
финансовое обеспечение реализации ИОП в ОИ должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <10> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
--------------------------------
<10> Бюджетный кодекс Российской Федерации.
7.20. Образовательная организация, реализующая ИОП в ОИ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
русского языка и литературы;
математики и информатики;
иностранных языков;
истории, географии и обществознания;
физики;
химии и биологии;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
мировой художественной культуры;
музыкально-теоретических дисциплин;
музыкальной литературы.
Учебные классы:
для групповых и индивидуальных занятий;
для занятий хорового класса со специализированным оборудованием;
для занятий по дисциплине "Дирижирование", оснащенные зеркалами и двумя роялями;
для проведения ансамблевых занятий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
абзац утратил силу. - Приказ Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503.
Залы:
концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;
малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), соответствующие профилю подготовки.
Реализация ИОП в ОИ в области искусств должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
Для проведения занятий по дисциплине "Музыкальная информатика" образовательная организация должна располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Образовательной организацией должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
7.21. Реализация ИОП в ОИ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ИОП в ОИ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ИОП в ОИ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ,
ИНТЕГРИРОВАННОЙ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8.1. Оценка качества освоения ИОП в ОИ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по учебным предметам, каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ИОП в ОИ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения учебных предметов, дисциплин, междисциплинарных курсов, практик;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <11>.
--------------------------------
<11> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53).
8.6. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена и (или) защиты дипломного проекта (работы).
При реализации ИОП в ОИ государственная итоговая аттестация включает:
Дипломный проект (работа) - "Дирижирование и работа с хором";
государственный экзамен по междисциплинарному курсу "Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль";
государственный экзамен по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность".
8.7. Обучающиеся, освоившие ИОП в ОИ, проходят в установленном в соответствии с частью 14 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <12> порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
--------------------------------
<12> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту
по специальности 53.02.06 Хоровое
дирижирование с присвоением квалификаций
хормейстер, преподаватель, утвержденному
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 30 января 2015 г. N 34
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Код профессионального стандарта
|
Наименование профессионального стандарта
|
01.003
|
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016)
|