МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 марта 2018 г. N 221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 47/ш "Об утверждении структуры Министерства образования и науки Российской Федерации", а также в связи с перераспределением полномочий между структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить:

Положение о Департаменте государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (приложение N 1);

изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Российской Федерации - руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Кравцова С.С.

Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Приложение N 1

Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 марта 2018 г. N 221

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство).

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, находящейся в ведении Министерства (далее - Рособрнадзор), другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

4. Департамент осуществляет следующие полномочия:

4.1. Обеспечивает осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах оценки качества общего образования, государственной регламентации образовательной деятельности и в иных сферах, предусмотренных настоящим Положением;

4.2. Обеспечивает реализацию мероприятий по формированию единой системы оценки качества образования, а также по участию Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования;

4.3. Обеспечивает внесение в Правительство Российской Федерации:

4.3.1. Проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

4.3.2. По представлению Рособрнадзора предложений об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4.4. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в сфере оценки качества общего образования и в иных сферах, предусмотренных настоящим Положением;

4.5. Готовит предложения в план организации законопроектных работ в Министерстве;

4.6. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики в сферах оценки качества общего образования, государственной регламентации образовательной деятельности и в иных сферах, предусмотренных настоящим Положением, а также готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

4.7. Готовит аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, заседаниям Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации, иным мероприятиям;

4.8. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает подготовку следующих проектов нормативных правовых актов Министерства:

4.8.1. Формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования;

4.8.2. Формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования;

4.8.3. Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации, а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования);

4.8.4. Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников;

4.8.5. Показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядка его проведения;

4.8.6. Формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии и технических требований к указанным документам;

4.8.7. Формы заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, требований к их заполнению и оформлению;

4.8.8. Квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядка их аккредитации (в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций);

4.8.9. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технических требований к указанным документам;

4.8.10. Образцов документов об основном общем и среднем общем образовании, описаний указанных документов и приложений;

4.8.11. Порядка заполнения, учета и выдачи документов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов;

4.8.12. Образца и описания медали "За особые успехи в учении";

4.8.13. Порядка выдачи медали "За особые успехи в учении";

4.8.14. Порядка оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации;

4.8.15. Других нормативных правовых актов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента;

4.9. Участвует в части своей компетенции в подготовке порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критериев и порядка проведения экспертизы учебников, формы экспертного заключения, а также оснований и порядка исключения учебников из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию (далее - федеральный перечень учебников);

4.10. Обеспечивает совместно с другими структурными подразделениями Министерства подготовку концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, рассмотрение концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование;

4.11. Участвует в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступившим в установленном порядке в Министерство;

4.12. Участвует в определении потребности в финансовых ресурсах для финансово-экономических обоснований к проектам федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента;

4.13. Проводит совместно с другими структурными подразделениями Министерства, Рособрнадзором, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, мониторинг правоприменения в области оценки качества общего образования, государственной регламентации образовательной деятельности и в иных сферах, предусмотренных настоящим Положением;

4.14. Реализует систему мер по совершенствованию проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выработке стратегии ее развития;

4.15. Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательными организациями осуществляет меры, направленные на совершенствование проведения промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе в части итогового сочинения (изложения);

4.16. Участвует в части компетенции Департамента в подготовке предложений по совершенствованию порядка разработки и реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", а также в реализации мероприятий указанной государственной программы;

4.17. Участвует в части компетенции Департамента в подготовке предложений для заседаний координационного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по рассмотрению проектов, направленных на реализацию мероприятий в области образования;

4.18. Обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на разработку стандартов оценочных процедур, включающих требования к измерительным материалам, интерпретации результатов и использованию результатов, в том числе международных исследований качества образования;

4.19. Обеспечивает в соответствии с компетенцией Департамента определение порядков формирования и ведения федеральных информационных систем в системе образования;

4.20. Обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на совершенствование мониторинговых исследований качества общего образования в Российской Федерации, организацию и проведение мониторинговых исследований качества общего образования в Российской Федерации;

4.21. Участвует в соответствии с компетенцией Департамента в рамках проведения мониторинга системы образования в разработке и корректировке показателей мониторинга и методики их расчета, а также форм статистической отчетности;

4.22. Участвует в определении стратегии участия Российской Федерации в международных исследованиях качества образования, перечня международных исследований качества образования, в которых принимает участие Российская Федерация;

4.23. Осуществляет анализ объективности проведения процедур оценки качества образования субъектами Российской Федерации;

4.24. Координирует и обеспечивает проведение оценки учебной и методической литературы;

4.25. Обеспечивает проведение работ по определению, корректировке и реализации приоритетных направлений развития системы оценки качества общего образования и готовит предложения по их реализации в рамках действующих и планируемых федеральных, ведомственных целевых программ, в том числе ведомственной целевой программы "Российская электронная школа" и государственных программ Российской Федерации;

4.26. Обеспечивает формирование и развитие в Российской Федерации системы независимой оценки качества образования путем:

проведения мероприятий по формированию и развитию системы независимой оценки качества образования, включая методическое обеспечение проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также координацию работы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

взаимодействия с государственно-общественными объединениями, общественными организациями, профессиональными союзами и объединениями работодателей, совещательными и экспертными органами (комиссиями, группами, советами);

4.27. Обеспечивает согласование назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в сфере образования и полномочие Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

4.28. Участвует в подготовке, корректировке и реализации федеральных целевых и государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных программ и внепрограммных мероприятий, приоритетных, ведомственных и ведомственных (межпрограммных) проектов;

4.29. Готовит в рамках компетенции Департамента для представления в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рособрнадзора;

4.30. Участвует в соответствии с установленной сферой деятельности Департамента в разработке системы показателей оценки результатов деятельности Министерства и Рособрнадзора;

4.31. Обеспечивает осуществление оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента;

4.32. Обеспечивает разработку и принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, в том числе административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области переданных полномочий в сфере образования и по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, а также установления целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования;

4.33. Обеспечивает разработку и принятие административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Рособрнадзором;

4.34. Обеспечивает сбор и анализ достижения органами государственной власти субъектов Российской Федерации установленных значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации;

4.35. Участвует в определении объемов финансирования на реализацию приоритетных направлений развития образования;

4.36. Участвует в подготовке соглашений с субъектами Российской Федерации о реализации совместных инициатив в сфере оценки качества образования;

4.37. Готовит предложения в сводный план деятельности Министерства и отчет о его выполнении в установленной сфере деятельности;

4.38. В установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке Департамент в установленной сфере деятельности:

готовит предложения в план-график закупок Министерства, предложения по формированию тематик и объемам финансирования закупок, в том числе обоснование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, формирует задание (техническое задание) на выполнение работ (оказание услуг);

участвует в согласовании извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, в организации и подготовке разъяснений участникам закупки, в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы, в организации в случае необходимости на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных нужд, в заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для иных государственных нужд;

осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, обеспечивает приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по государственным контрактам, а также осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Департамента по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

4.39. Участвует в организации и проведении конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов, выставок и других мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

4.40. Участвует в пределах своей компетенции в международной деятельности Министерства;

4.41. Осуществляет по согласованию с Международным департаментом разработку и реализацию совместных международных проектов и программ в сфере оценки качества общего образования;

4.42. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и служебную тайну;

4.43. Готовит проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в установленной сфере деятельности Департамента;

4.44. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации работников Департамента;

4.45. В части компетенции Департамента организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

4.46. Обеспечивает деятельность Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки России;

4.47. Обеспечивает формирование федерального перечня учебников и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

4.48. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.

5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

5.2. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, входящих в компетенцию Департамента, представителей структурных подразделений Министерства, Рособрнадзора, организаций, находящихся в ведении Министерства, а также иные организации, ученых и специалистов;

5.3. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости представителей структурных подразделений Министерства, Рособрнадзора, организаций, находящихся в ведении Министерства, иных заинтересованных организаций;

5.4. Вести служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта 7 Положения о Министерстве.

III. Организация деятельности

7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром образования и науки Российской Федерации. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий.

8. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации. Количество заместителей директора устанавливается Министром образования и науки Российской Федерации.

9. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

10. Структура и численность работников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.

11. Директор Департамента:

распределяет обязанности между своими заместителями;

утверждает положения об отделах Департамента и в установленном порядке должностные регламенты работников Департамента;

в установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента;

готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников Департамента;

обеспечивает подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а также проектов приказов ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства;

готовит предложения руководству Министерства для представления работников Департамента к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также ведомственными наградами;

подчиняется заместителю Министра образования и науки Российской Федерации - руководителю Рособрнадзора в соответствии с распределением обязанностей;

представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в том числе с Рособрнадзором, а также государственными внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами;

подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы;

организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.

12. Департамент имеет штампы и бланк установленного образца.

Приложение N 2

Утверждены
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 марта 2018 г. N 221

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Пункты 4.8.4, 4.8.14 - 4.8.17, 4.8.24, 4.8.28, 4.14, 4.22, 4.59, 4.64, 4.65 Положения о Департаменте государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1366, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1430, от 28 мая 2015 г. N 541, от 30 декабря 2015 г. N 1538, от 20 апреля 2016 г. N 448, исключить.

2. В Положении о Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 1132, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1431, от 5 марта 2014 г. N 163, от 30 июля 2014 г. N 880, от 17 мая 2017 г. N 435:

а) абзацы двадцать два, двадцать три, сорок восемь - пятьдесят два пункта 4.7 и пункт 4.33 исключить;

б) дополнить пунктом 4.7.1:

"4.7.1. Участвует в части своей компетенции в разработке нормативных правовых актов, касающихся:

показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядка его проведения;

государственной регламентации образовательной деятельности.";

в) в пункте 4.9 слова ", лицензирования и государственной аккредитации" исключить.

3. Пункт 4.42 Положения о Международном департаменте Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 945, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1080, от 27 декабря 2013 г. N 1420, от 22 сентября 2014 г. N 1275, от 28 апреля 2016 г. N 506, исключить.