МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 февраля 2015 г. N 121
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2009, N 29, ст. 3615; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 27, ст. 3459, ст. 3477; 2014, N 19, ст. 2323) и подпунктом 5.2.73(7) Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:
Утвердить прилагаемую примерную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 24 февраля 2015 г. N 121
ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1. Настоящая примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства (далее - программа) служит основой для разработки и утверждения организациями, реализующими в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, программ повышения квалификации работников органов опеки и попечительства, осуществляющих содействие обеспечению и защите прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий (далее - слушатели).
2. Примерный срок освоения программы - 72 академических часа.
3. Программа включает в себя:
- цель программы;
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план программы;
- примерную рабочую программу учебных предметов;
- организационно-педагогические условия реализации программы;
- формы аттестации.
4. Цель программы заключается в совершенствовании (или) получении новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. В результате освоения программы у слушателя совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК):
N и вид компетенции
|
Наименование компетенции
|
|
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
|
||
ОПК-1
|
Способность и готовность применять на практике общепризнанные нормы и принципы международного права, международные и национальные программные документы, нормативные правовые акты в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, законодательство Российской Федерации, и содействовать в реализации таких прав; выявлять коллизии, определять правильные варианты разрешения правовых коллизий для разрешения конкретной практической ситуации.
|
|
ОПК-2
|
Способность и готовность к осознанию социальной значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению, уважительному отношению к праву и закону.
|
|
ОПК-3
|
Способность и готовность к самостоятельному обучению новым методам работы, к совершенствованию направлений своей профессиональной деятельности, развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня.
|
|
ОПК-4
|
Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и учитывать их в своей практике.
|
|
ОПК-5
|
Способность и готовность к компетентному использованию на практике приобретенных умений и навыков в организации направлений своей работы и в управлении коллективом, людьми.
|
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
||
ПК-1
|
Способность и готовность разрабатывать локальные и индивидуальные правовые акты по направлениям своей деятельности, планы по защите прав и интересов ребенка.
|
|
ПК-2
|
Способность и готовность к выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
|
|
ПК-3
|
Способность и готовность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности по направлениям работы органов опеки и попечительства, осуществлению и защите прав несовершеннолетних, контролю за деятельностью законных представителей несовершеннолетних.
|
|
ПК-4
|
Способность и готовность принимать оптимальные управленческие и организационные решения по профилю деятельности.
|
|
ПК-5
|
Способность и готовность квалифицированно проводить различные виды мониторингов, включая правовой мониторинг, мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эффективности работы органа опеки и попечительства; формировать базы данных мониторингов, различных категорий детей, взрослых и семей.
|
|
ПК-6
|
Способность и готовность организовывать и проводить исследования и обобщения актуальных проблем по направлениям своей деятельности; выявлять и анализировать региональный опыт, вырабатывать рекомендации и предложения по совершенствованию работы.
|
|
ПК-7
|
Способность и готовность эффективно осуществлять правовое воспитание детей и взрослых.
|
|
ПК-8
|
Способность и готовность к урегулированию конфликтных ситуаций, досудебному разрешению спорных ситуаций, использованию технологий медиации в своей деятельности.
|
|
ПК-9
|
Способность и готовность общаться с разными категориями граждан.
|
|
ПК-10
|
Способность и готовность общаться с детьми разных возрастных групп, выявлять их мнение по вопросам, затрагивающим их жизнь.
|
|
ПК-11
|
Способность и готовность к обеспечению и защите права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками.
|
|
ПК-12
|
Способность и готовность к обеспечению и защите личных неимущественных прав несовершеннолетних.
|
|
ПК-13
|
Способность и готовность к обеспечению и защите имущественных прав несовершеннолетних.
|
|
ПК-14
|
Способность и готовность к выявлению и учету детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечению защиты их прав и интересов.
|
|
ПК-15
|
Применять законодательные и иные нормативные правовые акты при подготовке конкретных документов: разрешений; согласий по одобрению сделок; заявлений; справок по учету и выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по формированию списков на предоставление жилья; претензий и исков; различного рода запросов.
|
|
ПК-16
|
Способность и готовность к оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации.
|
|
ПК-17
|
Способность и готовность к подготовке материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства.
|
|
ПК-18
|
Способность и готовность проводить контрольные мероприятия за исполнением своих обязанностей законными представителями несовершеннолетних.
|
|
ПК-19
|
Способность и готовность определять виды помощи и перечень услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей, восстановления и защиты прав и интересов несовершеннолетних.
|
|
ПК-20
|
Способность и готовность к групповому и индивидуальному юридическому, социально-психологическому консультированию законных представителей несовершеннолетних, самих несовершеннолетних в вопросах осуществления и защиты прав детей, исполнения обязанностей законных представителей.
|
|
ПК-21
|
Способность и готовность к приоритетному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
|
|
ПК-22
|
Способность и готовность к защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан.
|
|
ПК-23
|
Способность и готовность оказывать содействие семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
|
ПК-24
|
Способность и готовность к защите прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
|
ПК-25
|
Способность и готовность к применению на практике знаний в области психологии развития, социальной психологии, медицины, социальной педагогики.
|
|
ПК-26
|
Способность и готовность к защите прав и интересов выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
|
|
ПК-27
|
Способность и готовность к предотвращению нарушений, обеспечению и защите прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая права, законные интересы и гарантии, установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзору за деятельностью опекунов и попечителей.
|
6. По завершении обучения слушатель должен знать:
6.1. Нормы международного права, законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.2. приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства, организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.3. формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства; основы возрастной психологии, психологии общения, социальной психологии;
6.4. причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;
6.5. психологию девиантного и делинквентного поведения (алкоголизации, наркомании, конфликта с законом, жестокости, агрессии и других форм девиантного и делинквентного поведения);
6.6. основы психологии депривации, привязанности; особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации;
6.7. основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации);
6.8. основы педагогики, воспитания;
6.9. педагогику и психологию детско-родительских отношений;
6.10. социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.11. основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период;
6.12. основные медицинские термины и понятия (понимать последствия заболеваний для развития ребенка, влияние наследственных и генетических факторов на состояние здоровья и развития ребенка, последствия жестокого обращения и насилия);
6.13. инфраструктуру социальной защиты детства;
6.14. принципы организации профессионального сопровождения семей;
6.15. инфраструктуру помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями;
6.16. специфику работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы; технологии и методы работы с неблагополучными семьями;
6.17. основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без попечения родителей;
6.18. порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виды деятельности (услуг), осуществляемые этими организациями, порядок обследования ребенка, основания принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях; требования к проведению проверок условий жизни подопечного и оформлению их результатов;
6.19. основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
6.20. методы проведения социологических опросов;
6.21. основы экономического регулирования социальной сферы (порядок осуществления социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особенности проверки документов на возмещение денежных средств, начисление выплат материальной помощи и другие формы экономического регулирования социальной сферы);
6.22. формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.23. стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения;
6.24. требования к ведению личного дела подопечного;
6.25. основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации;
6.26. судебное делопроизводство;
6.27. права и обязанности родителей и детей; основания отнесения детей и семей к категориям "находящийся в трудной жизненной ситуации" и "находящийся в социально опасном положении";
6.28. основания (показатели и критерии) для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
6.29. правовые основания ограничения родителей в родительских правах и лишения родительских прав;
6.30. структуру и ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
6.31. принципы и условия обработки персональных данных;
6.32. формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о возможности стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также о детях, оставшихся без попечения родителей (производная информация), в том числе через официальные сайты органов опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6.33. правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
6.34. требования к содержанию программы подготовки кандидатов в замещающие родители и организации ее проведения;
6.35. правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6.36. правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
6.37. правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
6.38. правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
6.39. правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;
6.40. правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства;
6.41. форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом;
6.42. особенности осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан; принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
7. По завершении обучения слушатель должен уметь:
7.1. анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты;
7.2. анализировать получаемую информацию и осуществлять ее первичную статистическую обработку;
7.3. анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений;
7.4. организовывать и проводить мониторинговые исследования;
7.5. описывать конкретные практические случаи;
7.6. представлять интересы несовершеннолетнего;
7.7. общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп;
7.8. устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.9. разрешать конфликты, содействовать их разрешению;
7.10. применять навыки консультирования и знания в области медиации;
7.11. консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.12. проводить обследование условий жизни (в том числе жилых помещений) детей разных возрастных групп;
7.13. оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания;
7.14. оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка;
7.15. выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению;
7.16. организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.17. проверять соблюдение прав и законных интересов воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7.18. проводить оценку уровня содержания, развития, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов;
7.19. выявлять признаки и определять последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, и других форм жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
7.20. выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;
7.21. планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением;
7.22. взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями, специалистами;
7.23. работать в межведомственной команде;
7.24. обладать навыками делового общения, публичного выступления;
7.25. вести деловые переговоры;
7.26. владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие программные средства);
7.27. составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг;
7.28. составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7.29. составлять запросы, акты проверок, планы по защите прав несовершеннолетнего, проекты распорядительных документов, правовых актов;
7.30. составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними;
7.31. формировать личное дело подопечного, вести и хранить его;
7.32. вести учет выпускников, в том числе электронный;
7.33. вести документацию и электронный документооборот;
7.34. владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать.
8. Примерный учебный план программы определяет перечень учебных предметов, наименований их разделов, трудоемкость, последовательность, виды учебных занятий и учебных работ (лекции, практические, семинарские занятия, формы аттестации.
Код
|
Наименование учебных предметов, их разделов
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
|
лекции
|
ПЗ, СЗ <1>
|
||||
1
|
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
|
12
|
6
|
6
|
Текущий контроль (тестовый контроль)
|
1.1
|
Нормы международного права и национальное законодательство в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних
|
6
|
4
|
2
|
|
1.2
|
Профессиональные требования к деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
|
6
|
2
|
4
|
|
2.
|
Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних
|
16
|
8
|
8
|
Текущий контроль (тестовый контроль)
|
2.1
|
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками
|
4
|
2
|
2
|
|
2.2
|
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних. Оказание содействия защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4
|
2
|
2
|
|
2.3
|
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних
|
8
|
4
|
4
|
|
3.
|
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
|
12
|
6
|
6
|
Текущий контроль (тестовый контроль)
|
3.1
|
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и интересов
|
4
|
2
|
2
|
|
3.2
|
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
|
4
|
2
|
2
|
|
3.3
|
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации
|
4
|
2
|
2
|
|
4.
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
30
|
14
|
16
|
Текущий контроль (тестовый контроль)
|
4.1
|
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
4
|
2
|
2
|
|
4.2
|
Организация и ведение работы с лицами, желающими усыновить ребенка, стать опекунами или попечителями.
|
4
|
2
|
2
|
|
4.3
|
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
|
6
|
2
|
4
|
|
4.4
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан.
|
4
|
2
|
2
|
|
4.5
|
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
4
|
2
|
2
|
|
4.6
|
Защита прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4
|
2
|
2
|
|
4.7
|
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
4
|
2
|
2
|
|
Итоговая аттестация
|
2
|
2
|
тестирование, решение практических задач (кейсов)
|
||
Всего
|
72
|
34
|
38
|
--------------------------------
<1> ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия.
9. Организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного примерным учебным планом программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов, с учетом уровня базисных знаний и (или) актуальности задач подготовки слушателей.
10. Примерная рабочая программа учебных предметов включает в себя наименование тем, элементов и подэлементов учебного предмета с указанием их кода.
Код
|
Наименование тем, элементов и подэлементов учебного предмета
|
1.
|
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
|
1.1
|
Нормы международного права и национальное законодательство в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних.
|
1.1.1
|
Общепризнанные нормы и принципы международного права, нормативные правовые акты в области защиты прав и интересов несовершеннолетних и содействие в реализации таких прав.
|
1.1.1.1
|
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Периодические доклады Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка.
|
1.1.1.2
|
Гармонизация российского законодательства в области защиты прав детей с нормами международного права.
|
1.1.1.3
|
Конституция Российской Федерации. Основные положения, определяющие права и интересы несовершеннолетних и их законных представителей.
|
1.1.1.4
|
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
|
1.1.2
|
Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации. Основные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющих права и интересы несовершеннолетних и их законных представителей, а также механизмы их реализации.
|
1.1.3
|
Нормативное регулирование деятельности органов опеки и попечительства на основе Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также других нормативных правовых актов.
|
1.1.3.1
|
Полномочия федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства. Порядок деятельности органов опеки попечительства в субъектах Российской Федерации, основные модели организации деятельности по опеке и попечительству. Порядок и условия передачи государственных полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления. Контроль за исполнением переданных полномочий.
|
1.1.4
|
Основы государственной политики в сфере защиты прав детей, в том числе в сфере профилактики социального сиротства, устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, защиты прав детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их постинтернатной адаптации.
|
1.1.4.1
|
Роль органов опеки и попечительства в реализации: Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, программных документов Российской Федерации, определяющих стратегию действий в интересах детей.
|
1.2
|
Профессиональные требования к деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
|
1.2.1
|
Профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних: обобщающие трудовые функции и трудовые действия.
|
1.2.1.1
|
Профессиональная компетенция специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
|
1.2.1.2
|
Этические аспекты деятельности специалиста органа опеки и попечительства.
|
1.2.1.3
|
Профилактика и минимизация профессиональной деформации специалиста органа опеки и попечительства. Эмоциональное выгорание. Основные факторы риска и признаки синдрома эмоционального выгорания. Методы самопомощи при синдроме эмоционального выгорания. Роль органа опеки и попечительства в профилактике и минимизации профессиональной деформации специалистов.
|
1.2.1.4
|
Формы и принципы саморазвития и профессионального самосовершенствования специалиста органа опеки и попечительства.
|
1.2.2
|
Межведомственное взаимодействие специалистов органов опеки и попечительства с другими субъектами защиты прав и интересов детей.
|
1.2.3
|
Технологии эффективного установления контакта и организация эффективного взаимодействия с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп. Техники делового общения. Правила построения деловой беседы, деловых переговоров, совещаний, телефонных переговоров. Письменные виды делового общения.
|
1.2.4
|
Изучение международного и регионального опыта в сфере защиты прав и законных интересов детей, условия и возможности использования его в работе специалиста органа опеки и попечительства и других специалистов.
|
2.
|
Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних
|
2.1
|
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками.
|
2.1.1
|
Роль семьи в развитии ребенка, семейные стили воспитания ребенка. Родительские права и обязанности. Права и обязанности ребенка.
|
2.1.2
|
Классификация семейных конфликтов. Возможности медиации в работе органа опеки и попечительства при проведении медиации в семейных конфликтах, связанных с детьми. Особенности проведения медиации по спорам, связанным с воспитанием детей. Медиация по спорам о взыскании алиментов. Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров.
|
2.1.3
|
Проведение обследования и составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. Порядок подготовки заключения органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав.
|
2.1.4
|
Подготовка актов органа опеки и попечительства, направленных на обеспечение и защиту прав ребенка, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Структура правовых актов.
|
2.1.5
|
Участие специалиста органа опеки и попечительства в судах в качестве представителя истца (заявителя) по искам в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка или представителя государственного органа (органа местного самоуправления) для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика, в случаях, предусмотренных законодательством.
|
2.1.6
|
Способы и формы получения необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях, требуемых для осуществления защиты прав и интересов несовершеннолетних.
|
2.1.7
|
Учет мнения ребенка при решении вопросов, затрагивающих его права и интересы. Методы и способы выяснения мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством. Учет психологических, медицинских, социальных факторов при общении с детьми разных возрастных групп при выявлении их мнения.
|
2.1.8
|
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей и детей.
|
2.1.9
|
Роль экспертиз, назначаемых судом, включая экспертизы детско-родительских отношений, их виды, требования к квалификации экспертов и роль органа опеки и попечительства в проведении экспертиз.
|
2.1.10
|
Роль специалиста органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам).
|
2.1.11
|
Меры, применяемые к устранению препятствий для общения ребенка с родственниками.
|
2.1.12
|
Виды помощи и перечень услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей.
|
2.1.13
|
Разработка вариантов решений, включая судебные, для защиты прав и обеспечения наилучших интересов ребенка.
|
2.1.14
|
Осуществление контроля качества и эффективность оказываемых медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных услуг.
|
2.1.15
|
Участие специалиста органа опеки и попечительства в обеспечении и защите прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка одним из родителей в целях участия в его воспитании.
|
2.1.16
|
Участие в обеспечении и защите прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию.
|
2.2
|
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних.
Оказание содействия защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
2.2.1
|
Личные неимущественные права несовершеннолетних: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию, иные права.
|
2.2.2
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи разрешения:
на изменение имени и фамилии ребенка;
на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;
на заключение трудовых договоров со спортсменами, не достигшими четырнадцати лет.
|
2.2.3
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями.
|
2.2.4
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи согласия на:
установление отцовства в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством;
усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);
заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения;
на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;
на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования.
|
2.2.5
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).
|
2.2.6
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для предъявления в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста. Участие специалиста органа опеки и попечительства в судебном процессе.
|
2.2.7
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для обязания родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком близких и его родственников.
|
2.2.8
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для принятия решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя.
|
2.3
|
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних.
|
2.3.1
|
Объекты имущества и виды прав на них, которые могут принадлежать несовершеннолетним. Порядок выявления, учета, описи имущества несовершеннолетних в зависимости от наличия или отсутствия у них попечения родителей.
|
2.3.2
|
Обязательные и рекомендуемые мероприятия, которые должны предприниматься законными представителями несовершеннолетнего для защиты его имущества.
|
2.3.3
|
Особенности обеспечения учета и сохранности денежных средств несовершеннолетних, включая их внесение в кредитные организации; сохранности движимого имущества; транспортных средств; сумм алиментов, пенсий, пособий и иных выплат на содержание ребенка.
|
2.3.4
|
Критерии эффективного управления имуществом несовершеннолетних и требуемые для этого мероприятия.
|
2.3.5
|
Виды актов, которые принимают органы опеки и попечительства по разрешению, одобрению сделок с имуществом несовершеннолетних.
|
2.3.6
|
Вопросы имущественной ответственности несовершеннолетних в зависимости от их возраста.
|
2.3.7
|
Особенности осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних.
|
2.3.8
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи:
предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей;
предварительного разрешения на обмен жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которых зарегистрированы и проживают несовершеннолетние;
предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние;
предварительного разрешения на отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний;
разрешения на раздел имущества несовершеннолетних;
разрешения на пользование денежными средствами несовершеннолетнего.
|
2.3.9
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для заключения договора доверительного управления имуществом несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
|
2.3.10
|
Представление специалистом органа опеки и попечительства интересов несовершеннолетнего при оформлении их имущественных прав в установленных законом случаях.
|
2.3.11
|
Алиментные обязательства родителей.
|
2.3.12
|
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные правовые гарантии и льготы, которые установлены в субъектах Российской Федерации при обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при осуществлении пользования жилыми помещениями.
|
2.3.13
|
Роль и полномочия органов опеки и попечительства в вопросах обеспечения сохранности ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений и предоставления новых жилых помещений. Мероприятия по обеспечению сохранности жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны выполняться или контролироваться органами опеки и попечительства.
|
2.3.14
|
Принятие специалистом органа опеки и попечительства мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе подготовка проектов распорядительных актов о выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
|
2.3.15
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.
|
3.
|
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
|
3.1
|
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и интересов.
|
3.1.1
|
Основания отнесения детей и семей к категориям "находящийся в трудной жизненной ситуации" и "находящийся в социально опасном положении". Социально-психологические особенности развития детей данных категорий.
|
3.1.2
|
Источники получения информации о нарушении прав детей, правовые последствия за непредоставление информации о нарушении прав несовершеннолетних.
|
3.1.3
|
Формы и способы взаимодействия с гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, средствами массовой коммуникации, по сообщениям о нарушении прав несовершеннолетних.
|
3.1.4
|
Причины, механизмы, признаки и критерии детского и семейного неблагополучия.
|
3.1.5
|
Дилемма вмешательства при выстраивании работы с семейным и детским неблагополучием: степень допустимости вмешательства государства и специалистов в жизнь семьи при необходимости защитить детей от насилия в семье и опасностью разрушения семьи самим фактом вмешательства.
|
3.1.6
|
Технологии раннего выявления детского и семейного неблагополучия.
|
3.1.7
|
Инновационные формы работы специалистов органов опеки и попечительства: технологии "работа со случаем (куратор случая)", "социальный патронат", "мобильный офис органов опеки и попечительства" и другие формы работы специалистов органов опеки и попечительства.
|
3.1.8
|
Основные причины насилия и жестокого обращения с детьми. Виды жестокого обращения с ребенком. Домашнее насилие. Признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей. Насилие и жестокое обращение между сиблингами, приемными и кровными детьми.
|
3.1.9
|
Социально-психологические особенности девиантного и делинквентного поведения (алкоголизации, наркомании, конфликта с законом, жестокости, агрессии и других форм девиантного и делинквентного поведения). Основы психологии депривации, привязанности.
|
3.1.10
|
Наследственно-средовые механизмы развития детей.
|
3.1.11
|
Роль наследственных факторов в происхождении интеллектуальных и эмоционально-личностных нарушений в детском возрасте. Влияние общесемейной среды на уровень интеллекта в детском возрасте.
|
3.1.12
|
Факторы, способствующие развитию зависимости от психоактивных веществ: наследственные, психологические, социальные. Этиология алкоголизма, наркомании, токсикомании. Влияние наследственности и среды на алкоголизм. Алкогольный синдром плода. Гены алкоголизма, мифы и реальность. Региональная практика лечения родителей от алгоколизма.
|
3.1.13
|
Влияние наследственности и среды на преступность.
|
3.1.14
|
Понятие физической, психологической безопасности ребенка. Порядок признания ребенка оставшимся без попечения родителей. Документы, подтверждающие факт отсутствия родительского попечения.
|
3.1.15
|
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
3.1.16
|
Основания (показатели и критерии) для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
|
3.1.17
|
Процедура немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации.
|
3.1.18
|
Правовые основания ограничения родителей в родительских правах и лишения родительских прав.
|
3.1.19
|
Лишение родительских прав как крайняя мера вмешательства в семью и применение ее в исключительных случаях.
|
3.1.20
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства иска в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах.
|
3.1.21
|
Критерии готовности родителей к восстановлению в родительских правах или отмены ограничения в родительских правах. Психолого-педагогическая работа с родителями по восстановлению детско-родительских отношений и возврату ребенка в кровную семью. Процедура отмены ограничения в родительских правах и восстановления в родительских правах. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения в родительских правах.
|
3.2
|
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства.
|
3.2.1
|
Принципы составления и содержание плана по защите прав ребенка, составление и подготовка его к утверждению.
|
3.2.2
|
Обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
3.2.3
|
Обеспечение реализации преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственников.
|
3.2.4
|
Формы временного устройства ребенка, не являющегося гражданином Российской Федерации, при отсутствии родительского попечения и действия органов опеки и попечительства по обеспечению устройства ребенка.
|
3.2.5
|
Роль органов опеки и попечительства в передаче ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства.
|
3.2.6
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для выдачи предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации.
|
3.2.7
|
Направление сведений при невозможности передать ребенка на воспитание в семью для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
|
3.3
|
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации.
|
3.3.1
|
Технологии и методы работы с неблагополучными семьями, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Инновационный опыт в субъектах Российской Федерации.
|
3.3.2
|
Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными органами, организациями, средствами массовой коммуникации, негосударственными неправительственными организациями по оказанию помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
|
4.
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
4.1
|
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.1.1
|
Структура и ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.1.2
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны.
|
4.1.3
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.
|
4.1.4
|
Принципы и условия обработки персональных данных. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
|
4.1.5
|
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Структура государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Содержание понятий "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
|
4.1.6
|
Цели формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Обязательные требования к формированию и использованию государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
|
4.1.7
|
Функции регионального и федерального оператора по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
|
4.1.8
|
Сведения, которые в обязательном порядке предоставляются для формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Социально-психологические сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, формы их предоставления.
|
4.1.9
|
Сроки предоставления сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Сведения, относящиеся к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок и сроки внесения изменений и дополнений в сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.
|
4.1.10
|
Прекращение учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. Информирование регионального и федерального операторов о принятых мерах по организации устройства и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
|
4.1.11
|
Контроль за предоставлением сведений органами опеки и попечительства для формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
|
4.1.12
|
Осуществление контроля региональным оператором за соблюдением органами опеки и попечительства:
сроков передачи в региональный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
порядка передачи информации об изменениях данных ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка.
|
4.1.13
|
Проведение ежегодной проверки соответствия количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
|
4.2
|
Организация и ведение работы с лицами, желающими усыновить (удочерить) ребенка (далее - усыновитель, усыновление), стать опекунами или попечителями.
|
4.2.1
|
Формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о возможности стать усыновителями, опекунами или попечителями, порядке усыновления, установления опеки или попечительства, либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также о детях, оставшихся без попечения родителей (производная информация), в том числе через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
|
4.2.2
|
Организация специалистом органа опеки и попечительства приема и консультирования граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
|
4.2.3
|
Осуществление подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах.
|
4.2.4
|
Оказание содействия гражданам, желающим принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в выборе ребенка.
|
4.2.5
|
Ведение журналов учета граждан, желающих быть усыновителями, опекунами или попечителями.
|
4.2.6
|
Направление специалистом органа опеки и попечительства кандидатов в усыновители, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, на посещение ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
|
4.2.7
|
Подготовка решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна или попечителя, о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном или попечителем, о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями.
|
4.2.8
|
Психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью с учетом региональных, конфессиональных, национальных факторов, уровня образования граждан.
|
4.2.9
|
Требования к содержанию программы по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядок организации и осуществления деятельности. Участие органа опеки и попечительства в организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
|
4.2.10
|
Способы материального и нематериального стимулирования кандидатов в замещающие родители. Инновационный опыт в субъектах Российской Федерации.
|
4.2.11
|
Особенности мотивации граждан при принятии на воспитание в семью детей с ограниченными возможностями здоровья, подросткового возраста, сиблингов.
|
4.3
|
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
|
4.3.1
|
Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.3.2
|
Реализация принципа подбора семьи для ребенка в соответствии с его потребностями и особенностями развития. Социально-психологические данные ребенка, необходимые для подбора семьи. Фото- и видеоформы презентации ребенка.
|
4.3.3
|
Организация специалистом органа опеки и попечительства исполнения обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или помещения под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.3.4
|
Составление и подготовка специалистом органа опеки и попечительства к утверждению планов по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей.
|
4.3.5
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для установления предварительной опеки или попечительства над несовершеннолетним.
|
4.3.6
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства проекта акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
|
4.3.7
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье. Инициация решения о досрочном расторжении указанного договора в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством.
|
4.3.8
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.
|
4.3.9
|
Участие специалистов органов опеки и попечительства в судебных заседаниях по делам об установлении усыновления детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
|
4.3.10
|
Порядок и условия назначения, осуществление специалистом органа опеки и попечительства контроля за выплатами единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна или попечителя, приемной или патронатной семье, вознаграждения приемным родителям и иными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
|
4.3.11
|
Направление специалистом органа опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки или попечительства и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой или попечительством, и управлением имуществом подопечного.
|
4.3.12
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.
|
4.3.13
|
Получение согласия законного представителя и ребенка, достигшего возраста 10 лет, для усыновления (удочерения), для устройства под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание.
|
4.4
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан.
|
4.4.1
|
Требования к содержанию личного дела подопечного. Формирование и ведение личного дела подопечного и обеспечение конфиденциальности при их хранении.
|
4.4.2
|
Критерии и показатели успешной адаптации ребенка в семье опекуна или попечителя или усыновителя (далее - замещающие семьи). Этапы развития и кризисы в жизни замещающих семей.
|
4.4.3
|
Правовые, социально-психологические причины отмены решений о передаче ребенка в замещающую семью.
|
4.4.4
|
Представление специалистом органа опеки и попечительства законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов несовершеннолетних подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации и (или) интересам несовершеннолетних подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов несовершеннолетних подопечных.
|
4.4.5
|
Проверка обеспечения опекунами и попечителями сохранности имущества подопечного.
|
4.4.6
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства обращения от имени подопечного в суд с требованием о расторжении договора, заключенного от имени подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства на заключение такого договора.
|
4.4.7
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для выдачи:
предварительного разрешения на расходование опекуном или попечителем доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей).
|
4.4.8
|
Подбор кандидатов для доверительного управления имуществом подопечных, заключение договора доверительного управления имуществом подопечных.
|
4.4.9
|
Незамедлительное отобрание ребенка у замещающих родителей в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.
|
4.4.10
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для принятия решения об устройстве подопечного в другую семью или помещения под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях отмены решения о передаче ребенка в семью.
|
4.4.11
|
Проведение оценки соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.
|
4.4.12
|
Осуществление специалистом органа опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
|
4.4.13
|
Организация специалистом органа опеки и попечительства проверки при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного.
|
4.4.14
|
Составление специалистом органа опеки и попечительства акта проверки (плановой и внеплановой) условий жизни ребенка в замещающей семье.
|
4.4.15
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством.
|
4.4.16
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в установленном порядке.
|
4.4.17
|
Виды мониторингов, проводимых органами опеки и попечительства, и формы их проведения. Осуществление специалистом органа опеки и попечительства мониторинга соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи, исполнения обязанностей законными представителями ребенка.
|
4.5
|
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.5.1
|
Оказание органами опеки и попечительства методической, консультативной, правовой помощи семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в реализации и защите прав подопечных.
|
4.5.2
|
Осуществление сопровождения замещающих семей. Особенности сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей подросткового возраста, сиблингов.
|
4.5.3
|
Взаимодействие органов опеки и попечительства с различными образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.
|
4.5.4
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечения материалов для заключения и расторжения договора о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.
|
4.5.5
|
Выявление проблем, возникающих в семье, и направление родителей (законных представителей) детей, а в случае необходимости самих детей и их иных родственников, в соответствующие учреждения для получения помощи.
|
4.6
|
Защита прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.6.1
|
Порядок деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.6.2
|
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, услуг.
|
4.6.3
|
Правовая основа и задачи деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.6.4
|
Основания и период помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.6.5
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства проекта акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.6.6
|
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации. Виды психической депривации и их последствия для развития ребенка. Теории привязанности и необходимость их учета в организации работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Теории "выученной беспомощности", "социальной эксклюзии". Показатели психического, эмоционального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации.
|
4.6.7
|
Формы контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объекты и периодичность контроля.
|
4.6.8
|
Перечень документов, хранящихся в личном деле подопечного, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организация контроля за его формированием и ведением.
|
4.6.9
|
Осуществление надзора за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.6.10
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи разрешения родителям, ограниченным в родительских правах, и иным гражданам на контакты с ребенком.
|
4.6.11
|
Организация работы по возврату детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью. Инновационные технологии работы в субъектах Российской Федерации.
|
4.6.12
|
Организация исполнения органом опеки и попечительства функции законного представителя по завершении пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет.
|
4.6.13
|
Выполнение специалистом органа опеки и попечительства функции законного представителя до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.7
|
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.7.1
|
Права, законные интересы и обязанности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.7.2
|
Нормативное правовое регулирование социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - выпускники), в постинтернатный период.
|
4.7.3
|
Социально-психологический статус выпускников (иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, низкий уровень трудовой мотивации, сниженный уровень социальной активности, ответственности, самостоятельности, рецептивные ориентации и другие социально-психологические феномены выпускников) и проблемы социальной адаптации выпускников в постинтернатный период.
|
4.7.4
|
Особенности работы с выпускниками "группы риска": одаренная молодежь, молодые семьи, созданные выпускниками; беременные и молодые мамы; выпускники коррекционных учреждений (с особыми потребностями в физическом и психическом здоровье); выпускники, вернувшиеся из исправительных учреждений или имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Социально-психологические технологии работы с данными категориями выпускников.
|
4.7.5
|
Виды и формы сопровождения выпускников в постинтернатный период. Понятие, принципы и порядок осуществления постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Роль органов опеки и попечительства в сопровождении выпускников. Центры постинтернатного сопровождения выпускников.
|
4.7.6
|
Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после достижения ими возраста 23-х лет в случае, если на органы опеки и попечительства законодательством возложены обязанности оказания содействия указанным гражданам в реализации ими соответствующих государственных гарантий.
|
4.7.7
|
Оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов (выдача справок, ходатайств, консультации и другие формы оказания содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов).
|
4.7.8
|
Осуществление органами опеки и попечительства мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников, а также иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
|
4.7.9
|
Подготовка специалистом органа опеки попечительства в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, материалов для:
- установления постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- заключения договоров о постинтернатном патронате;
- принятия решения о досрочном расторжении договоров.
|
11. Организационно-педагогические условия реализации программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, включая примерную тематику лекционных и семинарских занятий;
б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы слушателей;
в) учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для осуществления обучения;
г) кадровое обеспечение реализации программы;
д) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации.
12. Программа может реализовываться в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования слушателями при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, с учетом предложений организации, направляющей слушателя на стажировку, а также содержания настоящей программы.
13. Примерная тематика лекционных, семинарских и практических занятий раскрывает рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем учебных предметов, указывает формируемые необходимые умения и знания.
N
|
Тема лекции (Л), семинара (С) или практического занятия (П)
|
Содержание лекции (Л), семинара (С) или практического занятия (П) (указываются коды разделов и тем, обеспечивающие содержание)
|
Формируемые необходимые умения и знания (указываются шифры)
|
1.
|
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
|
||
1.1.
|
Государственная политика в области защиты прав и законных интересов ребенка. Нормы международного права и национальное законодательство в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних Л)
|
1.1
|
ОПК-1
ОПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-27
|
1.2.
|
Профессиональные и этические требования к деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (Л)
|
1.2
|
ОПК-2
ОПК-3
ОПК-4
ПК-4 - ПК-6
|
1.3.
|
Международный и российский (региональный) опыт в сфере защиты прав и законных интересов детей, условия и возможности использования его в работе специалиста органа опеки и попечительства (С)
|
1.2.4
|
ОПК-1
ПК-6
|
1.4.
|
Профилактика и минимизация профессиональной деформации специалистов органов опеки и попечительства (тренинг) (П)
|
1.2.1.3
|
ОПК-2 - ОПК-5
ПК-25
|
1.5.
|
Тренинг по разрешению конфликтов и умению работать в команде (П)
|
1.2.2
1.2.3
|
ПК-4
ПК-8
|
2.
|
Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних
|
||
2.1.
|
Права и законные интересы несовершеннолетних и роль органов опеки и попечительства в их обеспечении и защите. Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье (Л)
|
2.1
|
ПК-1 - ПК-5
ПК-11
ПК-21
ПК-27
|
2.2.
|
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних (Л)
|
2.2
|
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-12
ПК-15
ПК-27
|
2.3.
|
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних (Л)
|
2.3.1 - 2.3.11
|
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-13
ПК-15
ПК-27
|
2.4.
|
Обеспечение и защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
|
2.3.12 - 2.3.15
|
ПК-1
ПК-2
ПК-13
ПК-15
ПК-22
ПК-24
ПК-27
|
2.5.
|
Учет мнения ребенка при решении вопросов, затрагивающих его права и интересы и социально-психологические методы и способы его выяснения в случаях, предусмотренных законодательством (С)
|
2.1.7
|
ПК-10
ПК-20
ПК-25
|
2.6.
|
Участие органов опеки и попечительства в обследовании условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи и в разрешении споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав (П)
|
2.1.2
2.1.3
|
ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7 - ПК-11
ПК-19
|
2.7.
|
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи разрешений, согласий, подготовка документов, в том числе для передачи в суд в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (П)
|
2.2.2 - 2.2.8
2.3.8
2.3.9
|
ПК-1 - ПК-3
ПК-11
ПК-15
|
2.8.
|
Подготовка актов органа опеки и попечительства в сфере защиты имущественных прав несовершеннолетних (П)
|
2.1.4
2.3.1
2.3.5
2.3.8 - 2.3.10
|
ПК - 13
|
3.
|
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
|
||
3.1.
|
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства и содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (Л)
|
3.1.2;
3.1.3;
3.1.5;
3.1.15 - 3.1.20;
3.2
|
ПК-1 - ПК-3 ПК-5
ПК-8 - ПК-11
ПК-14
ПК-17
|
3.2.
|
Социально-психологические аспекты воспитания ребенка в семье и критерии его
благополучия/неблагополучия в семейной среде (Л)
|
3.1.1;
3.1.4;
3.1.6;
3.1.8 - 3.1.14;
3.1.21
|
ПК-11
ПК-16
ПК-19
ПК-25
|
3.3.
|
Оказание помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации (Л)
|
3.1.7;
3.3
|
ПК-8 - ПК-11
ПК-13
ПК-16
ПК-18
ПК-19
|
3.4.
|
Современные технологии профилактики социального сиротства и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
|
3.3.1
|
ОПК-1
ПК-6
ПК-16
ПК-19
ПК-20
|
3.5.
|
Участие органов опеки и попечительства в принятии решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства (П)
|
3.2.1 - 3.2.7
|
ПК-14
ПК-17
|
3.6.
|
Ограничение и лишение родительских прав, отмена ограничения и восстановление в родительских правах (П)
|
3.1.18 - 3.1.21
|
ОПК-1
ПК-2
ПК-3
|
4.
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
||
4.1.
|
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
|
4.1
|
ПК-4
ПК-5
ПК-15
ПК-17
|
4.2.
|
Организация и ведение работы с лицами, желающими усыновить ребенка, стать опекунами или попечителями (Л)
|
4.2
|
ПК-3
ПК-7
ПК-9
ПК-10
ПК-25
|
4.3.
|
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (Л)
|
4.3
|
ПК-1
ПК-4
ПК-11
ПК-17
ПК-21
|
4.4.
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан (Л)
|
4.4
|
ПК-5
ПК-22
ПК-27
|
4.5.
|
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
|
4.5
|
ПК-23
ПК-25
|
4.6.
|
Защита прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
|
4.6
|
ПК-1
ПК-5
ПК-7
ПК-24
ПК-25
|
4.7.
|
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4.7
|
ПК-1
ПК-5
ПК-7
ПК-15
ПК-25
ПК-26
|
4.8.
|
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и перспективы развития системы учета детей, оставшихся без попечения родителей (С)
|
4.1.5
|
ОПК-1
ОПК-4
ПК-5
ПК-15
|
4.9.
|
Системы материального и нематериального стимулирования кандидатов в замещающие родители, замещающих родителей и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
|
4.2.9
4.2.10
|
ОПК-1
ПК-5
ПК-17
|
4.10.
|
Социально-психологические аспекты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (С)
|
4.3.2
4.3.4
|
ПК-21
ПК-18
ПК-25
|
4.11.
|
Проведение органами опеки и попечительства мониторингов соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания (С)
|
4.4.11
4.4.17
|
ПК-5
ПК-6
|
4.12.
|
Организация сопровождения замещающих семей и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
|
4.5.1 - 4.5.5
|
ПК-5
ПК-6
ПК-20
ПК-23
|
4.13.
|
Организация постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
|
4.7.2 - 4.7.5
|
ПК-5
ПК-6
ПК-26
|
4.14.
|
Подготовка органами опеки и попечительства материалов, актов органа опеки и попечительства в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (П)
|
4.3.4 - 4.3.7
4.3.11
|
ПК-1
ПК-17
ПК-21
|
4.15.
|
Правовые, социально-психологические причины отмены решений о передаче ребенка в замещающую семью и профилактика отказов (П)
|
4.4.2
4.4.3
4.4.15
4.4.16
|
ПК-2
ПК-3
ПК-5
ПК-8
ПК-18
ПК-20
ПК-25
|
4.16.
|
Реформирование сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (П)
|
4.6.1 - 4.6.5
|
ОПК-1
ОПК-2
ПК-24
ПК-26
|
14. Итоговая аттестация по программе проводится организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, в форме тестирования, решения практических задач (кейсов) и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 680н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30850).