МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 марта 2015 г. N ВК-457/09

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2014 г., протокол N АД-П12-197пр, пункт 3.1, Минобрнауки России направляет методические рекомендации для преподавателей (тренеров) и организаторов внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий, предусматривающие формы работы, направленные на значительное увеличение числа участников указанных соревнований, в том числе с использованием возможностей школьных спортивных клубов.

Заместитель Министра
В.Ш.КАГАНОВ

Утверждаю
заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Ш.КАГАНОВ

заместитель Министра спорта
Российской Федерации
П.А.КОЛОБКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (ТРЕНЕРОВ) И ОРГАНИЗАТОРОВ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ
И МЕЖШКОЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Основания для разработки методических рекомендаций

В настоящее время перед системой образования Российской Федерации стоит задача обеспечения достижения показателя, касающегося увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75% и соответственно увеличение численности детей и молодежи, занимающихся в общеобразовательных организациях физической культурой и спортом во внеурочное время, а также участие учащихся во внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных соревнованиях <*>.

--------------------------------

<*> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Кроме того, к 2020 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80% <**>.

--------------------------------

<**> Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 - 2020 годы.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами <***>.

--------------------------------

<***> Статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и с учетом примерной основной образовательной программы.

По ФГОС в настоящее время обучаются учащиеся 1 - 4 классов.

В рамках указанных ФГОС также реализуется учебный предмет "Физическая культура".

Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной и иной деятельностью образовательной организации <*>. В связи с этим на него возлагается ответственность и общее руководство по подготовке и проведению физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на значительное увеличение числа участников указанных соревнований.

--------------------------------

<*> Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Впервые во ФГОС общего образования предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).

В 5 - 11 классах действуют государственные образовательные стандарты 2004 года <**>.

--------------------------------

<**> Приказы Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Все учебные предметы, в том числе и "Физическая культура", включенные в федеральный базисный учебный план, являются обязательными для изучения в объеме, предусмотренном указанным базисным учебным планом.

Начиная с 2010 года в объем недельной учебной нагрузки всех общеобразовательных организаций введен третий час физической культуры. Внесение изменений прошло процедуру профессиональной экспертизы и широкое общественное обсуждение <***>.

--------------------------------

<***> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Основными задачами реализации содержания учебного предмета "Физическая культура" являются: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции посредством физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе школьные спортивные клубы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре в Российской Федерации".

В целях дальнейшего развития системы физкультурно-спортивного воспитания в части развития в образовательных организациях внеурочной деятельности утвержден Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов <**>.

--------------------------------

<**> Приказ Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. N 1065 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2013 г., регистрационный N 30235).

2. Формы работы по организации внутришкольных
и межшкольных спортивных мероприятий

При реализации ФГОС, а также организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности необходимо учитывать основные принципы физического воспитания: сознательность и активность; наглядность; доступность и индивидуализация; систематичность; динамичность.

При этом учителю физической культуры при организации внутришкольных и межшкольных спортивных мероприятий необходимо учитывать:

1. Физическую кондицию учащихся, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также их индивидуальные потребности.

2. Возможности школьного спортивного клуба как основного звена в развитии внеурочной физкультурно-спортивной деятельности.

3. Изменения уровня физической подготовленности учащихся на протяжении всего периода обучения.

Необходимо обратить внимание на материально-техническое оснащение общеобразовательной организации и, в первую очередь, наличие спортивного инвентаря и оборудования.

Системный подход к организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий на внутришкольных и межшкольных этапах решает задачи расширения внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных форм работы; вовлечения обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличения двигательной активности и укрепления здоровья обучающихся; пропаганды здорового образа жизни, гражданского и патриотического воспитания обучающихся; работы с одаренными детьми; развития соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта и выявления сильнейших команд и участников, а также социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Каждой общеобразовательной организации необходимо иметь школьный спортивный клуб. Основными задачами деятельности школьных спортивных клубов являются:

вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;

организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

осуществление работы по пропаганде здорового образа жизни;

организация и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе этапов всероссийских соревнований среди обучающихся (комплексных и по различным видам спорта).

Использование многообразия форм организации и проведения внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий позволяет увеличивать количество детей, принимающих участие на всех этапах спортивных состязаний (от школьного до всероссийского), с прогрессирующей динамикой.

При этом следует особо обратить внимание на обеспечение проведения занятий по физической культуре и спорту с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья <*>.

--------------------------------

<*> Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27961).

В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/13 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой" все обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, должны посещать занятия по физической культуре согласно медицинской группе, в том числе занятия лечебной физической культурой. Занятия в медицинских группах (основная, подготовительная, специальная медицинская группа "А") должны отличаться учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, требованиями к уровню освоения учебного материала и соответствующей аттестацией.

Для обучающихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группе "А", а также с ограниченными возможностями здоровья, в целях повышения их мотивации к занятиям физической культурой и спортом, формирования из их числа потенциальных участников соревнований в образовательных организациях необходимо в полной мере использовать многообразие физкультурных и спортивных форм в рамках внеурочной физкультурно-спортивной деятельности, но с учетом избирательности форм мероприятий и наличия медицинской справки о допуске к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Внутришкольные и межшкольные спортивные мероприятия в общеобразовательных организациях представлены различными формами, которые необходимо учесть при формировании календарного плана:

- социально-значимые спортивные соревнования "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры"; фестивали Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций;

- соревнования по различным видам спорта, проводимые в рамках всероссийских проектов "Мини-футбол в школу!", "Баскетбол в школу", "Кожаный мяч", "Волейбол в школу", и другие (между классами, командами параллелей классов, образовательными организациями);

- спартакиады, олимпиады, интеллиады (по интеллектуальным видам спорта), фестивали и т.п.;

- дни (недели), посвященные физической культуре и спорту, отдельно по видам спорта;

- спортивные праздники, приуроченные к знаменательным датам, профессиональным праздникам и общественно значимым событиям;

- конкурсы, акции, выставки (например, Всероссийская акция "Спорт - альтернатива пагубным привычкам", "Займись спортом! Стань первым!", "Олимпиада начинается в школе", другие), направленные на приобщение обучающихся к социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек, духовному и физическому совершенствованию, к ценностям олимпийского движения и его идеалов, пропаганде здорового образа жизни, ведению исследовательской и творческой деятельности, участию в волонтерском движении;

- конкурсы на лучшую организацию и постановку спортивно-массовой работы;

- "Дни физкультурного самоуправления" (организация и проведение обучающимися физкультурных и спортивных мероприятий);

- "Дни ГТО" - подготовка обучающихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

- мероприятия для проведения мастер-классов с приглашением спортсменов, представителей федераций по видам спорта, инструкторов фитнес-центров, специалистов по адаптивной физической культуре, медицинских работников.

В целях обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ и спортивной подготовки образовательным организациям в каникулярный период рекомендуется создание физкультурно-спортивных лагерей, а также осуществление контроля за выполнением домашних заданий по предмету "Физическая культура" и ведением обучающимися спортивного дневника самоконтроля.

3. Информационная поддержка внутришкольных и межшкольных
физкультурных и спортивных мероприятий

Для создания единого информационного пространства участников внутришкольных и межшкольных спортивных мероприятий необходимо использовать:

- средства массовой информации (телевидение и радиовещание, сеть Интернет, печатные издания);

- полиграфическую продукцию (афиши, объявления, газеты, листовки, информационные материалы, программы, брошюры, буклеты, пресс-релизы, фотовыставки, плакаты, баннеры);

- социальную рекламу;

- привлечение известных спортсменов, тренеров, ветеранов спорта для координации деятельности школьных спортивных клубов, физкультурно-спортивной работы, проведения мастер-классов, фотосессий и встреч с юными болельщиками.

Информационное обеспечение физкультурных и спортивных мероприятий требует эффективного взаимодействия всех организаторов и участников на внутришкольном и межшкольном уровнях. Для этой цели необходимо в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах общеобразовательных организаций, разработать информационную веб-страницу (при определенных возможностях - веб-сайт) по организации и сопровождению физкультурных и спортивных мероприятий, а также созданию базы данных физкультурных и спортивных мероприятий.

4. Сетевая форма организации и проведения внутришкольных
и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий

Образовательные организации могут участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ, в которую могут входить несколько образовательных организаций, организации системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, спортивные организации <*>.

--------------------------------

<*> Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В целях увеличения числа участников физкультурных и спортивных мероприятий на внутришкольных и межшкольных уровнях общеобразовательным организациям необходимо провести работу по следующим направлениям:

- созданию сетевой формы взаимодействия по организационно-методической поддержке организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий;

- определению форм организации и проведения внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий;

- материально-технической поддержке внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий;

- информационной поддержке организации и проведения внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий.

Особое внимание следует обратить на создание школьных спортивных клубов, которые должны осуществлять организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, подготовку и формирование команд по видам спорта, участие в соревнованиях разного уровня (школьного, муниципального, окружного, городского, всероссийского), пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

При этом школьный спортивный клуб должен входить в сетевую структуру и представлять интересы своей общеобразовательной организации.

Для создания сетевой формы взаимодействия необходимо:

1. Определить организации (участники) взаимодействия, их возможности и функционал.

2. Заключить договор о взаимодействии между участниками.

3. Разработать план программы совместной деятельности по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий.

4. Разработать пакет документов, регламентирующих деятельность по организации и проведению совместных мероприятий.

5. Сформировать рабочие группы по направлениям деятельности и проводимым мероприятиям с определением их компетенции.

В целях качественной реализации плана программы необходимо определить базовые общеобразовательные организации, которые наилучшим образом соответствуют требованиям проводимых физкультурных и спортивных мероприятий, включая состояние спортивной материально-технической базы, а также кадровое, методическое и информационное сопровождение.

Для качественной организации и проведения данной работы необходимо:

1. Провести мониторинг спортивных объектов по следующим показателям:

- назначение спортивного объекта;

- классификация и размеры;

- оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием;

- наличие и количество штатных работников;

- сезонность использования;

- оценка технического состояния;

- пропускная способность;

- безопасность.

2. На основании проведенного мониторинга создать перечень спортивных объектов с указанием возможных направлений их использования.

3. Разработать нормативные документы, регулирующие использование спортивных объектов для проведения физкультурных и спортивных мероприятий.

4. Разработать регламент использования спортивных объектов, определяющий порядок их предоставления на внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятиях.

В регламенте должны быть определены цели и задачи использования спортивных объектов, нормативные документы, расписание проводимых мероприятий, ответственные за организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий лица.

5. Разработать договор между участниками сетевой формы взаимодействия, регулирующий взаимоотношения сторон по вопросам сотрудничества и совместного использования спортивных объектов, составления календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий и определения лиц, ответственных за их проведение.

6. Определить категории участников (команды, участников соревнований), которым будут предоставляться спортивные объекты для проведения физкультурных и спортивных мероприятий.