МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 мая 2016 г. N АК-950/02
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N ДК-П12-1123 и от 25 апреля 2016 г. N ДК-П12-2459 Минобрнауки России разработало и направляет для сведения и использования в работе методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования (утверждены Климовым А.А. 4 мая 2016 г. N АК-15/02вн).
Методические рекомендации согласованы с Минэкономразвития России.
Заместитель министра
А.А.КЛИМОВ
Утверждаю
заместитель министра
образования и науки
Российской Федерации
А.А.КЛИМОВ
4 мая 2016 г. N АК-15/02вн
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ТАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ
ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, ИСХОДЯ
ИЗ НОРМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНОГО СОСТАВА И ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ,
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ДРУГИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ
НА ДОСТУПНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ
СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) организация предоставления услуг дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей является полномочием региональных органов исполнительной власти в сфере образования и органов местного самоуправления.
Вопросы размещения образовательных организаций с учетом плотности населения, его возрастного состава, транспортной доступности и иных параметров, отражающих доступность образовательных услуг, издания и применения нормативных технических документов в области строительства относятся к предметам ведения субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
1.1. При принятии решений в рамках территориального планирования в части размещения на территории субъектов Российской Федерации объектов сферы образования необходимо учитывать следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2003 г. N 2 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03" (вместе с "СанПиН 2.4.3.1186-03. 2.4.3. Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 г.) <*>;
--------------------------------
<*> С учетом пункта 2 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: <...> 2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)".
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (санитарные правила, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 сентября 2016 г.);
- СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утверждены приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820);
- СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 5);
- СП 118.13330.2012. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утверждены приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10);
- приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
- приказ Минобрнауки России от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";
- приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
а также следующие письма Минобрнауки России:
1. "Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 9 апреля 2014 г. N НТ-392/07;
2. "О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов" от 26 мая 2014 г. N ВК-1048/07;
3. "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью" от 20 августа 2014 г. N ВК-1748/07;
4. "О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" от 14 июля 2014 г. N ВК-1440/07;
5. "О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 13 ноября 2014 г. N ВК-2422/07.
1.2. При принятии решений по оптимальному размещению на территории субъектов Российской Федерации объектов социальной сферы необходимо учитывать следующие рекомендации.
1.2.1. В сфере общего образования
При установлении требований к размещению объектов социальной сферы установить не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской местности - на 201 человек.
Для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования установить не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городской местности, в сельской местности - на 62 воспитанника.
1.2.2. В сфере дополнительного образования
Потребность в организациях дополнительного образования детей определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70 - 75%.
Количество организаций дополнительного образования детей рассчитывается пропорционально численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (при определении количества организаций дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности, учитывается пешеходная доступность от места жительства обучающегося и [или] места нахождения образовательной организации, в которой обучающийся получает образование).
При расчете потребности в организациях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, учитываются следующие особенности.
Для субъектов Российской Федерации количество организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) (далее - ДШИ) определяется исходя из необходимости обеспечения 12% охвата детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 16 лет дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств.
Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек определяется в расчете одна ДШИ на населенный пункт.
Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс. человек определяется исходя из расчета охвата соответствующими программами не менее 12% обучающихся 1 - 9 классов общеобразовательных организаций.
1.2.3. В сфере среднего профессионального образования
Потребность в профессиональных образовательных организациях определяется исходя из необходимости обеспечения программами среднего профессионального образования населения в возрасте 15 - 19 лет, имеющих основное общее и среднее общее образование на уровне 50% от их общего количества.
Количество создаваемых профессиональных образовательных организаций определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических, экономических и других особенностей соответствующей территории.
1.2.4. В сфере организации образования детей-инвалидов с ОВЗ и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи рекомендуется учитывать следующее:
- создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ПМСЦ) возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также органы местного самоуправления;
- услуги, оказываемые психолого-медико-педагогическими комиссиями, в том числе на базе ПМСЦ, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 273-ФЗ, реализуются в рамках исполнения приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Приказ);
- количество психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в соответствии с Приказом определяется органами государственной власти субъекта РФ в сфере образования из расчета одна ПМПК на 10 тыс. детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее одной комиссии в субъекте РФ.
Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.
2. Примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов образования даны в приложении.
Приложение
ПРИМЕРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПО ОПТИМАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ
НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень образования
|
Критерии доступности
|
|||||||||
а. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования
|
б. Территориальная и транспортная доступность
|
в. Условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
|
||||||||
Наименование норматива (рекомендация)
|
Минимальные значения показателя
|
Наименование норматива (рекомендация)
|
Минимальные значения показателя
|
Наименование норматива (рекомендация)
|
Минимальные значения показателя
|
|||||
текущие
|
предлагаемые
|
текущие
|
предлагаемые
|
текущие
|
предлагаемые
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Дошкольное образование
|
||||||||||
городская местность
|
Число мест в образовательных организациях в расчете на 100 детей в возрасте от 0 до 7 лет
|
60
|
65
|
Нормируемый (средний) радиус обслуживания населения одной образовательной организацией, м
|
300
|
300
|
Удельный вес числа дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем числе дошкольных образовательных организаций (к 2020 г.), %
|
-
|
20
|
|
сельская местность
|
40
|
45
|
500
|
500
|
||||||
Общее образование
|
||||||||||
городская местность
|
Число мест в образовательных организациях в расчете на 100 детей в возрасте от 7 до 18 лет
|
85
|
95
|
Нормируемый (средний) радиус обслуживания населения одной образовательной организацией, м
|
Удельный вес числа общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем числе общеобразовательных организаций (к 2020 году), %
|
-
|
25
|
|||
I климатический район (I подзона)
|
300
|
300
|
||||||||
I климатический район (II подзона)
|
400
|
400
|
||||||||
II и III климатические зоны
|
500
|
500
|
||||||||
сельская местность
|
40
|
45
|
Время в пути к общеобразовательной организации, мин.
|
30
|
30
|
|||||
Дополнительное образование детей
|
Число мест на программах дополнительного образования в расчете на 100 детей в возрасте 5 до 18 лет
|
-
|
75
|
Время в пути к организации, реализующей программы дополнительного образования, от места проживания обучающегося, мин.
|
-
|
30
|
Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем числе образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования (к 2020 году), %
|
|||
городская местность
|
Число мест на программах дополнительного образования, реализуемых на базе общеобразовательных организаций, в расчете на 100 обучающихся в общеобразовательных организациях
|
-
|
45
|
|||||||
сельская местность
|
-
|
65
|
||||||||
городская местность
|
Число мест на программах дополнительного образования, реализуемых на базе образовательных организаций (за исключением общеобразовательных организаций), реализующих программы дополнительного образования
|
-
|
30
|
Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования, детей-инвалидов в общем числе образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования (к 2020 г.), %
|
||||||
сельская местность
|
-
|
10
|
||||||||
Среднее профессиональное образование
|
Прием на программы среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований в расчете на 100 человек, окончивших обучение по программам основного общего и среднего общего образования
|
-
|
50
|
Число мест в общежитиях образовательных организаций субъекта Российской Федерации в расчете на 100 обучающихся на местах очной формы
|
-
|
15
|
Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (рекомендация на 2020 г.), %
|
-
|
25
|
|
Высшее образование
|
Число мест за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в расчете на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет
|
800
|
800
|
Обеспечить студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях) - государственные (муниципальные) профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, государственные (муниципальные) образовательные организации высшего образования (рекомендация на 2020 г.), %
|
-
|
100
|
Удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (рекомендация на 2020 г.), %
|
-
|
25
|
|
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
|
||||||||||
городская местность
|
один центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
|
-
|
на 5 тыс. детского населения, но не менее одной в муниципалитете
|
время в пути к Центру, мин.
|
-
|
30
|
Удельный вес числа Центров, в которых создана универсальная безбарьерная среда (к 2020 г.), %
|
0,95
|
||
сельская местность
|
один центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
|
-
|
на 5 тыс. детского населения, но не менее 1 в районе
|
время в пути к Центру, расположенному в сельской местности, мин.
|
30
|
-
|
0,5
|
|||
городская местность
|
одна психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
|
-
|
на 10 тыс. детского населения, но не менее 1 в субъекте РФ
|
30
|
||||||
сельская местность
|
одна психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
|
на 10 тыс. детского населения, но не менее 1 в субъекте РФ
|
30
|
|||||||
Отдельные образовательные организации, отдельные классы, отдельные группы, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушением слуха, зрения, ОДА, речи, ЗПР, УО, РАС
|
не менее одной отдельной образовательной организации, отдельного класса, отдельной группы по каждому из нарушений развития в субъекте Российской Федерации
|
Удельный вес числа образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых создана универсальная безбарьерная среда для образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ (к 2020 году), %
|
0,75
|