МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2011 г. N АФ-538/18
ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В связи с обращениями учителей общеобразовательных учреждений по вопросу об увеличении заработной платы в рамках проекта по модернизации региональных систем общего образования Минобрнауки России разъясняет.
Вопросы оплаты труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе вопросы ее увеличения, находятся в компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно части 1 статьи 129 и части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.
При этом установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, относится к компетенции образовательного учреждения (подпункт 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании").
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 20 млрд. рублей.
Указанная субсидия предоставляется на приобретение оборудования для общеобразовательных учреждений, транспортных средств для перевозки обучающихся, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации и переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем создания в них центров дистанционного обучения.
Высвободившиеся средства должны быть направлены субъектами Российской Федерации на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.
В соответствии с примечанием к Продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2075, рост заработной платы путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников (далее - учителя общеобразовательных учреждений). Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
В связи с изложенным Минобрнауки России обращает внимание на недопустимость в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования повышения средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки.
Для сведения Министерство сообщает, что Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, была направлена Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации письмом от 26 ноября 2007 г. N ИК-244/03.
А.А.ФУРСЕНКО