Раздел 4. Сведения о материально-технической и информационной базе организации
4.1. Сведения о подразделениях в составе организации
В разделе приводятся сведения о числе имеющихся по состоянию на конец отчетного года структурных подразделений в организации: учебно-производственных мастерских (строка 01); учебных полигонов (строка 02); учебных баз практик (строка 03); многофункциональных центров прикладных квалификаций <12>, созданных в качестве структурных подразделений (строка 04); учебных предприятий (фирм) (строка 05); интернатов для проживания обучающихся <13> (строка 06); общежитий (строка 07).
--------------------------------
<12> Многофункциональный центр прикладных квалификаций (учебный центр профессиональной квалификации) - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований).
<13> В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств.
По строкам 08 - 10 показываются подразделения, обеспечивающие реализацию отдельных направлений воспитательной деятельности (направленной на формирование у обучающихся личностных и социально значимых качеств, обеспечивающих их интеграцию как будущих специалистов в социально-экономическое и социокультурное пространство) образовательной организации: культурно-досуговые центры - молодежные центры, центры досуговой деятельности, творческие и художественные мастерские и др. (строка 08); студенческие спортивные клубы (строка 09); подразделения инновационной деятельности, созданные в различных организационных формах - бизнес-инкубаторы, технопарки, клубы изобретателей и др. (строка 10).
Подразделение по графе 3 учитывается, если оно:
- образовано во исполнение распорядительного акта образовательной организации (приказ, распоряжение) и осуществляет деятельность на основании локального нормативного акта (положения);
- располагает закрепленным за ним помещением;
- занимается реализацией отдельных направлений воспитательной деятельности;
- функционирует на постоянной основе;
- имеет кадровое, финансовое и имущественное обеспечение.
Справка 7. По строке 11 приводится информация о количестве предприятий и организаций, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения. По строке 12 (из строки 11) - о числе предприятий, которые обеспечивают возможность практики всех студентов в соответствии с учебным планом. Если не заполнена строка 11 (явление отсутствует), то не заполняется и строка 12.
По строке 13 приводятся сведения о малых инновационных предприятиях (хозяйственных обществах), учредителем которых является отчитывающаяся организация. По строке 14 из общего числа малых инновационных предприятий (хозяйственных обществ) (из строки 13) показывается число созданных в отчетном году.
По строке 15 показывается совокупная среднесписочная численность работников малых инновационных предприятий. По строке 16 показывается совокупный доход малых инновационных предприятий. Строки 15, 16 заполняются по данным бухгалтерского и налогового учета.
4.2. Наличие основных фондов
Раздел по графам 7, 8, по строкам 01 - 10 соответствует для профессиональных образовательных организаций - разделу 1.1 формы N СПО-2; для образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования - разделу 1.1 формы N ВПО-2.
Раздел заполняется по состоянию на конец отчетного года.
В строке 01 отражаются все основные фонды организации, учитываемые ею на счете по учету основных средств и находящиеся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды; основные фонды, приобретенные организацией за счет средств от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений.
По строкам 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09 все основные фонды организации распределяются по видовой структуре согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), введенному в действие с 1 января 1996 года постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98).
Строка 01 равна сумме строк 02, 03, 07, 08, 09.
Из данных строки 03 выделяются по строке 10 машины и оборудование, стоимость каждой единицы которых превышает 1 млн. рублей; по строке 11 - используемые в учебных целях в рамках реализации программ среднего профессионального образования; по строке 12 - переданные на безвозмездной основе организациями и предприятиями, осуществляющими деятельность по профилю реализуемых образовательной организацией образовательных программ среднего профессионального образования.
В графе 3 основные фонды отражаются по полной учетной стоимости по состоянию на начало отчетного года. Под полной учетной стоимостью основных фондов в статистике понимается их отражаемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость, измененная в ходе проведенных переоценок основных фондов и в других случаях, предусмотренных действующими нормативными актами по учету основных средств. Полная учетная стоимость для объектов, прошедших переоценку основных фондов, равна их восстановительной стоимости на дату последней проведенной переоценки, то есть стоимости воспроизводства в ценах, существовавших на эту дату. Для объектов, не проходивших переоценки, она равна первоначальной стоимости (стоимости приобретения в ценах, существовавших на дату приобретения), с учетом ее изменения в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.
В графе 4 показывается общий объем увеличения полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год (поступление основных фондов за год). Из него в графе 5 приводятся данные об увеличении полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год (поступление) за счет создания новой стоимости, то есть принятия к бухгалтерскому учету в отчетном году:
- ввода в действие новых объектов основных фондов (не относившихся ранее к основным фондам) при их приобретении, сооружении и изготовлении; внесении учредителями новых основных фондов в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал; получении по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения; при других поступлениях;
- достройки, модернизации, реконструкции имеющихся объектов основных фондов.
В графе 6 отражается уменьшение полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год (выбытие) за счет ликвидации основных фондов, а также за счет выбытия основных фондов по другим причинам, то есть их реализации (продажи, передачи) на вторичном рынке для последующего использования, включая передачу на баланс другой организации, а также украденные и пропавшие и переданные при реорганизации организации на основании передаточного акта или баланса.
В графе 7 учитывается наличие основных фондов на конец отчетного года по полной учетной стоимости. Из них по графе 8 выделяются основные фонды не старше 5 лет.
В графе 9 учитывается наличие основных фондов на конец отчетного года по остаточной балансовой стоимости.
Остаточная балансовая стоимость основных фондов на конец года равна их полной учетной стоимости на конец года, уменьшенной на величину учетного износа этих основных фондов, начисленного за все годы их эксплуатации, выраженной в тех же ценах, что и полная учетная стоимость (с учетом проведенных переоценок).
Для тех видов основных фондов, по которым в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету амортизация не начисляется и износ на забалансовом счете не определяется, остаточная балансовая стоимость в статистическом учете принимается равной их полной учетной стоимости.
Одни и те же объекты не могут включаться в итог наличия основных фондов одновременно у арендодателя и арендатора. Поэтому арендованные основные фонды включаются в общий итог по основным фондам той организацией, у которой они учитываются на балансовом счете в качестве основных фондов. Соответственно, та организация, которая учитывает эти основные фонды на забалансовом счете, в объем своих основных фондов их не включает.
Данные о наличии основных фондов по полной учетной стоимости (гр. 3) должны быть согласованы с соответствующими данными формы N 11 (краткая) годовая "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций".
4.3. Наличие и использование площадей
Раздел по всем графам и строкам соответствует для профессиональных образовательных организаций - разделу 1.3 формы N СПО-2; для образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования - разделу 1.3 формы N ВПО-2.
Раздел заполняется по состоянию на конец отчетного года.
Заполняется на основании сведений технического паспорта на здание организации. Не допускается указание площадей, на которые отсутствуют соответствующие документы на право пользования и т.д.
В общую площадь зданий (графа 3) включается вся собственная и закрепленная за организацией площадь, в том числе используемая ею на правах аренды, а также площадь, сданная в аренду другим организациям (включая другие образовательные организации).
В графе 4 указывается площадь, сдаваемая организацией в аренду по договорам другим организациям.
В графе 5 приводятся данные о площади помещений, находящихся на капитальном ремонте.
В графах 6, 7 указывается площадь помещений, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии. Эти графы заполняются на основании акта (заключения) или составленного в установленном порядке иного документа, характеризующего техническое состояние помещений организации.
В графе 8 показывается площадь помещений, оборудованных охранно-пожарной сигнализацией. Система охранной и тревожной сигнализации представляет собой сложный комплекс технических средств, служащих для своевременного обнаружения несанкционированного проникновения, а также своевременного обнаружения возгорания, задымления, сообщения о конкретном месте возникновения пожара, оповещения о пожаре в здании находящихся там людей и формирования управляющих сигналов для систем автоматического пожаротушения; как правило, интегрируется в комплекс, объединяющий системы безопасности и инженерные системы здания.
В графах 9 - 12 приводится распределение общей площади (графа 3) организации по формам владения, пользования <14> в соответствии с документами, подтверждающими право владения, пользования помещениями. Документами, свидетельствующими о существовании иного законного основания для использования тех или иных площадей помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности, могут являться: договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления. При этом договор аренды должен иметь государственную регистрацию.
--------------------------------
<14> В соответствии со ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация может иметь помещения на различном праве пользования "На праве собственности, на праве оперативного управления, на праве аренды и др.". Институт права собственности регулируется ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); оперативное управление осуществляется в соответствии со ст. 296 ГК РФ, а арендные отношения - в соответствии с главой 34 ГК РФ.
Не допускается повторное указание одних и тех же площадей под разными формами пользования.
Государственная (муниципальная) образовательная организация, учредителем которой являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, владеет, пользуется и распоряжается закрепленными за ней площадями только на праве оперативного управления.
В графе 12 показываются площади, находящиеся в других формах владениях, неучтенных в графах 9 - 11.
Графа 3 равна сумме граф 9 - 12.
В строках 02 - 12 приводится распределение общей площади всех помещений (строка 01) по характеру ее использования.
Строка 01 равна сумме строк 02, 09, 12.
По строке 02 приводится площадь учебно-лабораторных зданий, из нее выделяются учебная (строка 03), учебно-вспомогательная (строка 05), занятая научно-исследовательскими подразделениями (строка 06) и подсобная (строка 07) площади. Строка 02 равна сумме строк 03, 05, 06 и 07.
В учебную площадь (строка 03) включается площадь помещений, в которых проходит учебный процесс: аудитории, учебные лаборатории, учебные кабинеты, чертежные залы курсового и дипломного проектирования, учебные мастерские, демонстрационные, монтажные и испытательные залы, закрытые спортивные сооружения (спортивные залы всех видов, закрытый бассейн для плавания). По строке 04 из строки 03 выделяется площадь крытых спортивных сооружений.
К учебно-вспомогательной площади (строка 05) относится площадь помещений, в которых производится работа, вспомогательная по отношению к учебному процессу: преподавательские комнаты, кабинеты руководящих работников, административные помещения, помещения общественных организаций, библиотечные помещения (читальные залы, книгохранилища), служебно-производственные помещения, комнаты для отдыха сотрудников, кабинет ректора, архивы, виварии, вычислительный центр, помещения актового зала (актовый зал, комнаты для самодеятельных коллективов, киноаппаратная, радиоузел, кладовая для инвентаря).
По строке 06 показывается площадь, занятая научно-исследовательскими подразделениями организации.
В подсобную площадь (строка 07) включается площадь столовых, буфетов, кухонь, гардеробов, лестничных клеток, тамбуров, переходов, санузлов, комнат для самостоятельных занятий, хозяйственных помещений, поликлиник, амбулаторий, медпунктов, помещений технического и санитарно-технического назначения (бойлерная, узлы управления теплоснабжением, щитовые, насосные, котельные, местные телефонные станции). По строке 08 из строки 07 выделяется площадь пунктов общественного питания.
В строке 09 показывается площадь общежитий. По строке 10 указывается площадь общежитий, используемая под жилье, а по строке 11 - жилая площадь, занятая обучающимися.
По строке 12 указывается площадь жилых зданий, зданий, в которых размещены социально-культурные подразделения организации, а также других зданий, не указанная в строках 02 - 11.
По строке 13 показывается общая площадь земельного участка организации. Из общей площади земельного участка (из строки 13) по строке 14 выделяется площадь, занятая учебными полигонами, а по строке 15 - опытными полями. Учебные полигоны - специально оборудованные участки для проведения упражнений по практической отработке профессиональных навыков. Опытные поля - стационарные участки земли для проведения полевых опытов.
Справка 8.
Данные справки по строкам 16 - 18 соответствуют для профессиональных образовательных организаций - сумме граф 3, 4 по строкам 01, 02, 04 раздела 1.4 формы N СПО-2; для образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования - сумме граф 5, 6 по строкам 01, 02, 04 раздела 1.4 формы N ВПО-2.
Справка заполняется по состоянию на конец отчетного года.
По строке 16 указывается численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, нуждающихся в общежитиях; из них по строке 17 выделяется численность студентов, обеспеченных общежитиями; а по строке 18 - численность обучающихся, обеспеченных общежитиями сторонних организаций на коммерческой основе или по договорам с другими образовательными организациями, предоставляющими места в своих общежитиях на безвозмездной основе.
К студентам, обеспеченным общежитиями на коммерческой основе, относятся те, для которых места арендуются организацией в общежитиях сторонних организаций.
По строке 19 показывается площадь подразделений образовательной организации, обеспечивающих реализацию основных направлений воспитательной деятельности, и располагающих закрепленным за ними помещением. При этом подразделение:
- образовано во исполнение распорядительного акта образовательной организации (приказ, распоряжение) и осуществляет деятельность на основании локального нормативного акта - Положения;
- занимается организацией отдельных направлений воспитательной деятельности;
- функционирует на постоянной основе;
- имеет кадровое, финансовое и имущественное обеспечение.
4.4. Безбарьерная архитектурная среда
в образовательной организации
Указываются имеющиеся в образовательной организации составляющие доступной архитектурной среды в соответствии с паспортами доступности объектов социальной инфраструктуры (при наличии) для каждой категории нарушений здоровья обучающихся (для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на кресле-коляске). При отсутствии паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры ответы на данные вопросы определяются путем экспертной оценки.
4.5. Наличие мест общественного питания
Раздел по всем графам и строкам соответствует для профессиональных образовательных организаций - разделу 1.5 формы N СПО-2; для образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования - разделу 1.5 формы N ВПО-2.
В строке 01 указывается количество посадочных мест на предприятиях общественного питания организации, определяемое по числу посетителей, на одновременное обслуживание которых рассчитан объект общественного питания. По строке 02 из строки 01 выделяется количество мест, которые фактически используются. По строке 03 приводится число посадочных мест на предприятиях общественного питания организации, сданных в аренду.
По графе 3 показывается число посадочных мест на предприятиях общественного питания, расположенных в учебно-лабораторных зданиях образовательной организации (включая предприятия общественного питания, расположенные в отдельных зданиях), а по графе 4 - в общежитиях организации.
4.6. Формирование библиотечного фонда (включая библиотечный
фонд общежитий)
Раздел по всем графам и строкам соответствует для профессиональных образовательных организаций - разделу 2.6 формы N СПО-2; для образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования - разделу 2.6 формы N ВПО-2.
Сведения приводятся по состоянию на конец отчетного года.
Раздел заполняют только организации, имеющие библиотеку (включая библиотеки общежитий) или библиотечный фонд. При заполнении рекомендуется руководствоваться Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1077 "Об утверждении порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда".
По строке 01 показывается весь библиотечный фонд, зарегистрированный в учетных документах, включая учебники. Информация для заполнения этого показателя имеется в "Книге суммарного учета библиотечного фонда". Следует иметь в виду, что журналы показываются в номерах (печатных единицах).
В графах 3 - 5 по строке 01 указывается количество экземпляров всех печатных, электронных изданий, аудиовизуальных документов вновь включенных в течение отчетного года в библиотечный фонд (графа 3) и исключенных из него (графа 4), а также количество экземпляров на конец отчетного года (графа 5): книги, брошюры, периодические, нотные, картографические и изоиздания, специальные виды научно-технической литературы и документации, видео- и аудиокассеты, компакт-диски, кино- и видеофильмы, диапозитивы, микрофильмы, микрофиши, дискеты, оптические диски и др.
В графе 6 указывается общее количество выданных экземпляров; заполняется на основе суммарных итоговых данных соответствующих разделов дневников библиотеки. Выдача включает возобновления. В графе 7 из графы 6 указывается количество экземпляров, выданных обучающимся.
По строке 02 из строки 01 выделяется количество учебных документов (учебной литературы). К учебным документам относятся учебники <15> и учебные пособия <16>.
--------------------------------
<15> Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
<16> Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным пособиям относятся: учебно-наглядное пособие (учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию, например, атласы, альбомы), учебно-методическое пособие (учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания), самоучитель (учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя), хрестоматия (учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины), практикум (учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного, например, задачник), учебная программа (учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины).
По строке 03 из строки 02 требуется указать количество обязательной учебной литературы (обязательной является литература, предусмотренная учебным планом).
По строке 04 из строки 01 выделяется количество учебно-методических документов, к которым относятся методические указания к выполнению отдельных видов работ учебного плана конкретной дисциплины (ее раздела, части): лабораторных работ, практических и семинарских занятий, домашних заданий, курсовых работ, курсовых и дипломных проектов, организации самостоятельной работы студентов. По строке 05 из строки 04 требуется указать количество обязательной учебно-методической литературы (обязательной является литература, предусмотренная учебным планом).
По строке 06 из строки 01 показывается художественная литература.
По строке 07 из строки 01 показывается научная литература.
Сумма строк 02, 04, 06, 07 должна быть меньше или равна строке 01.
Из строки 01 по строке 08 приводится количество экземпляров печатных документов. По строке 09 приводится количество экземпляров аудиовизуальных документов <17>. По строке 10 показывается количество документов на микроформах <18>. По строке 11 показывается количество экземпляров электронных изданий. Электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях или в сетевом режиме. Строка 01 равна сумме строк 08 - 11.
--------------------------------
<17> Аудиовизуальный документ - документ, содержащий изобразительную и (или) звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств.
<18> Микроформа - фотодокумент на пленочном или другом носителе, который для изготовления и использования требует увеличения при помощи микрографической техники. Документами на микроформах являются: микрокарты, микрофильмы, микрофиши и ультрамикрофиши.
4.7. Обеспеченность электронными образовательными ресурсами
Раздел заполняется по состоянию на конец отчетного года.
В графе 4 по строке 01 показывается количество электронных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) по основным профессиям и специальностям среднего профессионального с подведением общего итога.
4.8. Количество персональных компьютеров
и информационного оборудования
Раздел по всем графам по строкам 01 - 14 соответствует для профессиональных образовательных организаций - разделу 2.1 формы N СПО-2; для образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования - разделу 2.1 формы N ВПО-2.
Раздел заполняется по состоянию на конец отчетного года.
В разделе учитываются все персональные компьютеры (далее - ПК), оборудование, установленные в организации, независимо от того, являются ли они собственностью организации, взяты в аренду, в пользование, в распоряжение или получены на иных условиях.
В строках 01 - 07 указывается число ПК, установленных в организации, по состоянию на конец отчетного года. Персональные компьютеры могут быть любых типов - настольные, переносные (ноутбук), портативные. В числе ПК учитываются и терминалы <19>. Многотерминальные системы могут быть развернуты в классах; например, на рабочем месте преподавателя установлен ПК, на столах обучающихся - подключенные к нему терминалы. Если в организации используются многотерминальные системы, то в сумме учитываются как терминалы, так и сам ПК, к которому они подключены, если он является дополнительным рабочим местом (например, преподавателя), снабжен монитором и клавиатурой.
--------------------------------
<19> Терминал состоит из экрана и клавиатуры, предназначен для ввода и вывода информации, осуществляет связь пользователя с ПК. Обычно его возможности ограничены способностью отображать переданную ему информацию, обрабатывать информацию, вводимую с клавиатуры, и передавать ее компьютеру.
Если непосредственно в организации нет персональных компьютеров, но они используются обучающимися и преподавателями в других местах, строки 01 - 07 не заполняются.
По строке 02 из общего количества ПК, учтенных по строке 01, выделяется количество ноутбуков, нетбуков и других портативных компьютеров (кроме планшетных).
По строке 03 из общего количества ПК, учтенных по строке 01, выделяется количество планшетных компьютеров - портативных компьютеров, содержащих сенсорный экран. Ввод текста и управление планшетных компьютеров осуществляются через экранный интерфейс.
По строке 04 из общего количества ПК, учтенных по строке 01, выделяется количество ПК, находящихся в составе локальных вычислительных сетей <20>. По этой строке учитывается также использование многотерминальных систем, которые фактически обеспечивают возможность сетевого взаимодействия нескольких пользователей. Соединение одного ПК с периферийными устройствами (например, с принтером) не является локальной вычислительной сетью.
--------------------------------
<20> Локальная вычислительная сеть соединяет два или более ПК, расположенных в пределах одного здания или нескольких соседних зданий, и не использует для этого средства связи общего назначения.
По строке 05 проставляется число ПК, имеющих доступ к Интернету. При этом не имеет значения, каким образом организован доступ (подключены отдельные компьютеры или доступ осуществляется через шлюз локальной сети организации, используются ли коммутируемые или выделенные каналы связи и т.п.).
По строке 06 проставляется число ПК, имеющих доступ к Интранет-порталу организации. Интранет - распределенная корпоративная вычислительная сеть, базирующаяся на технологиях Интернета и предназначенная для обеспечения доступа сотрудников, обучающихся к корпоративным информационным электронным ресурсам.
Из общего числа ПК по строке 07 выделяется вычислительная техника, приобретенная или взятая в аренду, в пользование, в распоряжение, полученная на иных условиях в отчетном году.
В графе 4 из общего количества установленных в организации ПК выделяются используемые в учебных целях, из них в графе 5 - доступные для использования обучающимися в свободное от основных занятий время.
Использование ПК в учебных целях возможно одним или несколькими способами, перечисленными ниже:
- во время проведения занятий преподавателями или обучающимися;
- в процессе подготовки домашних заданий обучающимися;
- в процессе подготовки к занятиям преподавателями.
Разрыв данных граф 3 и 4 может сложиться за счет ПК, используемых в административных целях, для бухгалтерского, кадрового учета и т.п., и не используемых в образовательном процессе.
В строке 08 показывается число установленных в организации (собственных, взятых в аренду, пользование, распоряжение или полученных на иных условиях) электронных терминалов (инфоматов, информационных киосков). Электронный терминал представляет собой устройство с сенсорным экраном, предназначенное для информирования обучающихся, сотрудников организации о расписании занятий, плане мероприятий, факультативах и т.п. Из общего числа установленных в организации электронных терминалов (стр. 08) по строке 09 указывается число электронных терминалов, предоставляющих доступ к Интернету.
В строках 10 - 14 указывается количество имеющихся в организации (собственных, взятых в аренду, пользование, распоряжение или полученных на иных условиях) мультимедийных проекторов (строка 10), интерактивных досок, как стационарных, так и мобильных (строка 11), принтеров (строка 12), сканеров (строка 13), многофункциональных устройств, выполняющих операции печати, сканирования, копирования (строка 14), по состоянию на конец отчетного года.
По строке 15 из строки 01 выделяется количество компьютеров со сроком эксплуатации не более 5 лет по состоянию на конец отчетного года.
Справка 9.
Справку заполняют организации, имеющие доступ к Интернету. По строке 16 показывается максимальная скорость доступа к Интернету по самому быстродействующему из используемых организацией видов подключения к Интернету: фиксированному проводному, фиксированному беспроводному, мобильному.
По строке 17 суммарная пропускная способность всех каналов доступа к Интернету.
4.8. Наличие специальных технических и программных средств
(кроме программных средств общего назначения)
Раздел по всем графам и строкам соответствует для профессиональных образовательных организаций - разделу 2.2 формы N СПО-2; для образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования - разделу 2.2 формы N ВПО-2.
Раздел заполняется по состоянию на конец отчетного года.
В разделе показывается наличие специальных компьютерных программных средств, нацеленных на решение задач определенного класса, независимо от того, разработаны ли эти программные средства собственными силами, приобретены у других разработчиков, выполнены по заказу организации сторонними фирмами или специалистами, либо получены в пользование на иных условиях. Здесь не учитываются программные средства общего назначения, например, операционные системы, компиляторы, стандартные программные средства, используемые для решения определенного класса задач (например, текстовые или графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных), если на их основе не разработано специальное приложение, антивирусные программы, программы электронной почты и т.п. В случае положительного ответа на поставленный вопрос в соответствующей строке по графе 3 проставляется код 1, в противном случае в этой строке проставляется код 0. В графе 4 проставляется код 1 при наличии доступа обучающихся к соответствующим программным средствам.
В графе 4 код 1 может быть указан только при наличии кода 1 в соответствующей строке графы 3.
По строке 01 проставляется код 1 при наличии обучающих программ по каким-либо учебным предметам, отдельным темам, профессиональных пакетов программ и баз данных по специальностям, обучение по которым ведется в организации.
По строке 02 проставляется код 1 при наличии программ компьютерного тестирования, которые могут использоваться в учебных курсах для оценки знаний обучающихся по предметам или отдельным темам (в этом случае они могут входить в состав обучающих программ), для каких-либо иных целей.
По строке 03 проставляется код 1 при использовании в организации специальных программных средств для компьютерных виртуальных тренажеров, предназначенных для отработки базовых навыков работы с оборудованием, порядка проведения различных процессов, операций.
По строке 04 проставляется код 1 при использовании в организации электронных справочников, словарей, энциклопедий и других материалов общего характера, полезных для учебного процесса.
По строке 05 проставляется код 1 при использовании в организации электронных версий учебных курсов, материалов по отдельным предметам и темам.
По строке 06 проставляется код 1 при использовании в организации специальных программных средств для научных исследований. Это могут быть программные системы получения и обработки информации по исследованию, управлению, автоматизации экспериментами и т.д.
По строке 07 проставляется код 1 при наличии в организации электронной библиотеки (электронной библиотечной системы). Электронная библиотека - информационная система, включающая упорядоченный фонд электронных документов и программные средства создания, использования, обработки и хранения этого фонда. Электронная библиотечная система - это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения обучающихся образовательной организации высшего образования, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе.
По строке 08 проставляется код 1 при наличии в организации электронных справочно-правовых систем, которые включают законодательные, нормативные и правовые акты, снабженные аппаратом поиска, ссылками и комментариями.
По строке 09 проставляется код 1 при наличии программных средств для решения задач бухгалтерского учета, учета кадров и других видов ресурсов, планирования потребностей организации, анализа финансового состояния организации, поддержки принятия управленческих решений и т.п.
По строке 10 проставляется код 1 при использовании в организации системы электронного документооборота - программного продукта, позволяющего автоматизировать процессы выполнения операций поиска, организованного хранения, визирования, регистрации и отслеживания действий с документацией.
По строке 11 проставляется код 1 при использовании в организации аппаратно-программных, программных средств, обеспечивающих ограничение доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.
По строке 12 проставляется код 1 при наличии любых других специальных программных средств, кроме перечисленных в строках 01 - 11.
Специальные технические и программные средства для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
По строке 13 проставляется код 1 при наличии в образовательной организации устройства для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля (принтер Брайля).
По строке 14 проставляется код 1 при наличии устройств для ввода информации рельефно-точечным шрифтом Брайля (этими функциями обладают некоторые модели дисплеев Брайля).
По строке 15 проставляется код 1 при наличии читающей машины. Читающая машина позволяет незрячим преобразовывать печатный материал в аудиоформат с помощью встроенного синтезатора речи.
По строке 16 проставляется код 1 при наличии видеоувеличителя. Видеоувеличители (стационарные или ручные) позволяют слабовидящим людям читать плоскопечатный текст, просматривать рисунки, увеличивая их в несколько раз, настраивая нужный масштаб, контрастность, цветовые сочетания.
По строке 17 проставляется код 1 при наличии программ невизуального доступа к информации. Программы невизуального экранного доступа - это программы или программные комплексы (JAWS, NVDA и др.), обеспечивающие доступ (как правило, тактильный или речевой) незрячих и слабовидящих пользователей к информации, выводимой на экране компьютера.
По строке 18 проставляется код 1 при наличии программ синтезаторов речи. Программы синтезаторы речи преобразуют текст в речь.
По строке 19 проставляется код 1 при наличии звукоусиливающей аппаратуры. К звукоусиливающей аппаратуре относятся специальные технические средства усиления звука, предназначенные для слабослышащих (система свободного звукового поля, радиокласс, индукционная система и пр.).
По строке 20 проставляется код 1 при наличии альтернативных устройства ввода информации, предназначенных для лиц с нарушениями двигательных функций (джойстики, роллеры, выносные кнопки мыши, альтернативные мыши и пр.).
По строке 21 проставляется код 1 при наличии устройств воспроизведения информации (видеомагнитофоны, устройства для воспроизведения CD-дисков, диктофоны, тифлофлэшплееры и пр.).
По строке 22 проставляется код 1 при наличии других специальных технических средств, предназначенных для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, не отраженных в строках 13 - 21.
По строке 23 проставляется код 1 при наличии других специальных программных средств для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, не отраженных в строках 13 - 21.