МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 июня 2006 г. N 241
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ
ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
В целях оптимизации экспертного производство и научно-методического обеспечения экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России приказываю:
Утвердить:
нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 1);
Методические рекомендации по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 2).
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение 1
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241
НОРМЫ
ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌─────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐ │ Роды (виды) экспертиз │ Затраты времени на │ │ │ производство одной │ │ │ экспертизы (количество │ │ │ часов) в зависимости от │ │ │категории ее сложности <*> │ │ │ (1, 2, 3) │ │ ├─────────┬───────┬─────────┤ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Почерковедческая │ 16 │ 38 │ 95 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Автороведческая │ 16 │ 38 │ 95 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Техническая экспертиза документов │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │реквизитов документов │ 21 │ 45 │ 95 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │материалов документов │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Фототехническая │ 22 │ 45 │ 95 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Портретная │ 22 │ 45 │ 95 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Трасологическая │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │следов человека │ 16 │ 45 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │следов орудий, инструментов, механизмов │ 16 │ 45 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │следов транспортных средств (транспортно- │ 28 │ 57 │ 115 │ │трасологическая идентификация) │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Видео- и звукозаписей │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │голоса и звучащей речи │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │звуковой среды, условий, средств, материалов │ 28 │ 57 │ 115 │ │и следов звукозаписей │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │видеоизображений, условий, средств, │ 28 │ 57 │ 115 │ │материалов и следов видеозаписей │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Оружия и следов выстрела │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │огнестрельного оружия и патронов к нему │ 19 │ 38 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │следов и обстоятельств выстрела │ 19 │ 38 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │холодного оружия │ 11 │ 32 │ 67 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Маркировочных обозначений │ 11 │ 32 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Взрывотехническая │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │взрывчатых веществ, продуктов и следов их │ 28 │ 57 │ 115 │ │взрыва │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │боеприпасов, взрывных устройств и следов их │ 28 │ 57 │ 115 │ │взрыва │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Материалов, веществ и изделий │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │волокнистых материалов и изделий из них │ 22 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │лакокрасочных материалов и покрытий │ 22 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов │ 22 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │изделий из металлов и сплавов │ 22 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │наркотических средств, психотропных веществ │ 28 │ 38 │ 115 │ │и их прекурсоров, сильнодействующих и │ │ │ │ │ядовитых веществ, лекарственных средств │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │изделий из стекла и керамики, силикатных │ 22 │ 57 │ 115 │ │строительных материалов │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │спиртосодержащих жидкостей │ 19 │ 38 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │изделий из резины, пластмасс и других │ 22 │ 38 │ 115 │ │полимерных материалов │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │автомобильных электроламп │ 22 │ 38 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │изделий парфюмерной промышленности │ 22 │ 38 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │драгоценных, полудрагоценных камней, │ 22 │ 38 │ 115 │ │минералов и горных пород │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │веществ неустановленной природы │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Почвоведческая │ 19 │ 38 │ 67 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Биологическая │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │объектов растительного происхождения │ 16 │ 32 │ 67 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │объектов животного происхождения │ 16 │ 32 │ 67 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Автотехническая │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │обстоятельств дорожно-транспортного │ 22 │ 38 │ 77 │ │происшествия │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │технического состояния транспортных средств │ 22 │ 38 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │следов на транспортных средствах и месте │ 22 │ 38 │ 77 │ │дорожно-транспортного происшествия │ │ │ │ │(транспортно-трасологическая диагностика) │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │технического состояния дороги, дорожных │ 22 │ 38 │ 77 │ │условий на месте дорожно-транспортного │ │ │ │ │происшествия │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │транспортных средств в целях определения │ 10 │ 32 │ 67 │ │стоимости восстановительного ремонта и │ │ │ │ │остаточной стоимости │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Пожарно-техническая │ 22 │ 38 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Взрывотехнологическая │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Строительно-техническая │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Бухгалтерская │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Финансово-экономическая │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Товароведческая │ │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │промышленных (непродовольственных) товаров │ 16 │ 32 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │продовольственных товаров │ - │ - │ - │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │транспортных средств │ 4 │ 32 │ 67 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Психологическая │ 19 │ 38 │ 77 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Компьютерно-техническая │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Экологическая │ 28 │ 57 │ 115 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Электробытовой техники │ 14 │ 22 │ 57 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤ │Лингвистическая │ 16 │ 38 │ 95 │ └─────────────────────────────────────────────┴─────────┴───────┴─────────┘
--------------------------------
<*> В таблице указаны максимальные затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов).
Приложение 2
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую работу (далее - НИР).
Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием: в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной экспертизы Минюста России - 5%.
2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце, определяемой производственным календарем.
Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени.
3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки:
- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);
- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);
- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;
- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;
- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;
- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.
Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных экспертиз).
4. По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 3 категории:
1 - экспертизы, имеющие до трех признаков сложности;
2 - имеющие три признака сложности;
3 - имеющие четыре признака сложности.
Срок производства судебных экспертиз, имеющих не менее пяти признаков сложности, в каждом конкретном случае согласовывается с лицом, назначившим экспертизу, с представлением обоснования, подписанного экспертом и согласованного с руководителем учреждения.
5. При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами одной специальности, рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение им одной экспертизы соответствующей категории сложности.
При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза), рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение экспертизы соответствующей категории сложности, выполняемой им в рамках комплексной экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.
6. При определении общей экспертной нагрузки рекомендуется учитывать затраты времени на выполнение работ по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности СЭУ (исходя из норм затрат времени на производство экспертизы соответствующей категории сложности):
- проверка руководителем подразделения заключения эксперта, подготовленного для отправки лицу (органу), назначившему экспертизу, - 0,05 экспертизы соответствующей категории сложности;
- методическое рецензирование одного наблюдательного производства по экспертизе - 0,1 экспертизы соответствующей категории сложности;
- организация и проведение школы, курсов повышения квалификации, семинара, конференции - 1 экспертиза четвертой категории сложности за каждое из указанных учебных мероприятий (доля участия каждого специалиста определяется исходя из фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);
- руководство стажировкой эксперта - 0,1 экспертизы первой категории сложности за каждый день стажировки;
- руководство подготовкой эксперта к аттестации - 0,5 экспертизы первой категории сложности за каждый месяц;
- разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной специальности - 1,5 экспертизы третьей категории сложности;
- разработка программы подготовки экспертов по утвержденной экспертной специальности, а равно внесение изменений и дополнений в нее - 0,5 экспертизы третьей категории сложности;
- подготовка отзыва на работу научного и методического характера: на пособие, монографию, диссертацию - 0,3 экспертизы третьей категории сложности; на другие методические материалы - 0,3 экспертизы второй категории сложности;
- проведение испытания (апробации) методических материалов - 1 экспертиза третьей категории сложности;
- подготовка обобщения экспертной практики - изучение одного наблюдательного производства - 0,05 одной экспертизы соответствующей категории сложности;
- подготовка и чтение лекции судьям, следователям и другим категориям слушателей (в порядке служебного задания) - 0,2 экспертизы первой категории сложности;
- оказание методической помощи и проверка состояния практики производства экспертиз с выездом в конкретное СЭУ - 1 экспертиза второй категории сложности за одну календарную неделю командировки;
- научное руководство темой НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;
- участие в выполнении промежуточного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;
- участие в выполнении заключительного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) с выходным материалом методического характера - 2 экспертизы третьей, второй или первой категории сложности соответственно;
- подготовка диссертации: кандидатской - 1 экспертиза первой категории сложности за каждый месяц; докторской - 1 экспертиза второй категории сложности за каждый месяц.