3.1. Прогноз параметров инфляции

3.1. Прогноз параметров инфляции

Инфляция, ускорившаяся к середине года, сохраняется на достаточно высоком уровне. В первом полугодии потребительская инфляция демонстрировала повышательный тренд - годовой рост с 6,1% в январе до 7,8% в июне вследствие произошедшего в I квартале 2014 г. ослабления рубля, повышения мировых цен на отдельные продовольственные товары (молочные товары, сахар-сырец), к которым с апреля присоединились торговые ограничения на импорт свинины, а также из-за разбалансированности рынков плодоовощной продукции в межсезонный период в результате низкокачественной продукции урожая 2013 года. При этом высокий рост цен был зафиксирован на отдельных проблемных рынках.

В июле 2014 г. инфляция понизилась до 7,5%, на что повлияло сильное падение цен на плодоовощную продукцию при высоком урожае 2014 года, а также ужесточение предельных параметров роста регулируемых тарифов для населения на услуги в сфере ЖКХ в текущем году, которые установлены в 2,5 раза ниже, чем годом ранее.

Введение запрета на импорт части продовольствия, которое затрагивает около четверти внутреннего продовольственного рынка, остановило тренд снижения инфляции. На 8 сентября 2014 г. потребительские цены были на 7,7% выше, чем годом ранее. Со второй половины августа рост цен на продовольственные товары ускоряется и будет идти высокими темпами не только в текущем году, но и в начале следующего года.

Инфляционное давление в IV квартале будет оставаться высоким в результате сокращения предложения (учитывая высокую долю попавшего под санкции импорта) и будет усиливаться сезонными факторами.

Попавший под санкции сырьевой и продовольственный импорт в основной части был дешевле отечественного сырья (молоко, сыры и мясные продукты, рыба), что сдерживало рост цен отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья. При замещении отечественными переработчиками импорта сырья из стран, подпавших под санкции, более дорогим импортом будет возрастать инфляционное давление, учитывая низкую рентабельность их производства (в издержках мясной и молочной промышленности доля сырья составляет от 70 до 85 процентов). Такая ситуация приведет к сокращению производства и потребления, а также к росту цен на другие продукты за счет переключения спроса и перераспределения торговой наценки во избежание всплеска цен.

В связи с этим рост цен на продовольственные товары за январь - декабрь 2014 г. может составить 12 - 13% против 7,2 - 7,4%, прогнозируемых ранее, в результате инфляция увеличится до 7,5% (против 6 процентов). Такой прогноз возможен при условии полного замещения в IV квартале попавшего под санкции импортируемого продовольственного сырья, а также восполнения недостающей импортируемой готовой продукции (по оценке Минэкономразвития России, доля импорта попавшего под санкции, в объеме продовольственного импорта во втором полугодии 2014 г. составляет свыше четверти, а в продовольственном товарообороте - свыше 15%), в целом замещение должно составить не менее 80 - 85% к началу IV квартала.

В остальных товарных группах (непродовольственные товары, рыночные услуги) рост цен будет ниже, чем прогнозировалось ранее, за счет усиления спросовых ограничений.

Оценка среднегодового роста цен в 2014 году к предыдущему году повышена до 7,4% против 6,5 процента. При этом инфляционные риски превышения данного прогноза сохраняются высокими и связаны с сохранением высокой разбалансированности рынков социально значимых товаров (прежде всего товаров молочной и мясной групп и другой белковой продукции) из-за введенного эмбарго, а также с возможным более сильным ослаблением рубля на фоне геополитической нестабильности.

Структура потребительской инфляции на 2014 - 2017 гг.

Прирост цен, в % к декабрю предыдущего года
дек. 2013 г.
дек. 2014 г.
дек. 2015 г.
дек. 2016 г.
дек. 2017 г.
до ввода санкций на импорт
после ввода санкций
прогноз (по товарным группам - средние значения диапазонов)
отчет
оценка
Инфляция (ИПЦ)
6,5
5,5 - 6,5
(6,0)
7,0 - 7,5
(7,5)
5,5
4,5
4,0
Продовольственные товары
7,3
7,2 - 7,4
12,3 - 12,7
6,3
4,3
3,7
из них:
без учета плодоовощной продукции
7,1
7,8 - 8
13,3 - 13,8
6,2
4,3
4,0
Непродовольственные товары
4,5
4,9 - 5,2
4,3 - 4,8
4,2
3,8
3,6
с исключением бензина
4,4
4,8 - 5,1
4,2 - 4,6
4,1
3,9
3,7
Платные услуги населению
8,0
6,2 - 6,4
5,7 - 6,0
6,7
5,7
5,1
услуги организаций ЖКХ
9,6
4,8 - 4,9
5,2
8,5
6,0
4,7
прочие услуги
7,2
6,9 - 7,1
5,9 - 6,3
5,7
5,6
5,4

В 2015 году инфляция замедлится до 5,5% (ранее прогнозировалась на уровне 5 процентов). При этом оценка среднегодового роста увеличивается до 6,7% против 5,1%, прогнозируемых ранее, в основном за счет эффекта базы 2014 года.

Основной вклад в инфляцию будет продолжать вносить превышающий инфляцию рост цен на продукты. В первом полугодии 2015 г. рост цен будет также превышать прогнозируемые ранее значения, а во втором, напротив, будет ниже в случае завершения режима санкций в отношении продовольственного импорта при значительном росте предложения товаров. При этом ожидается увеличение производства у отечественных производителей в новом сельскохозяйственном году (2015/2016 гг.) на фоне ослабления конкуренции импорта, в том числе ценовой, и за счет этого улучшения финансовых результатов сельхозпроизводителей.

На 2015 год повышается оценка роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства на 1,2 - 1,3 п. п. в среднем за год к предыдущему году вследствие привязки индексации тарифов, устанавливаемых на федеральном уровне, к фактической инфляции за предшествующий год плюс 1 - 3 п. п. в связи с необходимостью организациям тепло- и водоснабжения компенсации выпадающих доходов за предшествующие периоды, однако ее влияние на инфляцию за годовой период незначительно (плюс 0,1 п. пункта). На остальные товары и рыночные услуги рост цен сохранится весьма умеренный - ниже прогнозируемого ранее, сдерживаемый более сильными ограничениями платежеспособного спроса населения.

В 2016 - 2017 гг. инфляция продолжит свое замедление: до 4,5% и 4% (среднегодовой рост прогнозируется также на уровне 4,4 и 4,3 процента).

Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении ограничений роста коммунальных тарифов в пределах прогнозируемых значений.