МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2009 г. N 13498-АП/Д05

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
17 августа 2009 г. N АЦ/27508

ПИСЬМО

О РАЗЪЯСНЕНИИ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИКАЗА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 427 (В РЕДАКЦИИ ОТ 8 АПРЕЛЯ 2009 Г.
N 123) "ОБ УСЛОВИЯХ ДОПУСКА ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ
ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗМЕЩЕНИЯ
ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

В целях реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли подписан Приказ Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. N 123 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 427" (далее - Приказ N 123).

В связи с поступающими вопросами о применении Приказа N 123 Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.

Вопрос 1. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения?

Ответ. Приказ N 123 установил равный доступ к государственным закупкам для товаров российского происхождения и товаров белорусского происхождения по перечню, установленному вторым абзацем пункта 1.1 Приказа.

До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 преференции предоставлялись участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары российского происхождения, по отношению к участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары, происходящие из иностранных государств, в том числе из Республики Беларусь.

Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:

1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;

2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе);

3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского и белорусского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;

4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров белорусского происхождения. При этом заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащая предложение о поставке товаров белорусского происхождения, подана раньше заявки на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащего предложение о поставке товаров российского происхождения.

Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:

- заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;

- если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа и происходящих из иностранных государств;

- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Приказа, а часть - не включена;

- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа, часть из которых является товарами белорусского происхождения, а часть - российского или иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.

Вопрос 2. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств?

Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса (пункт 3 Приказа N 427).

До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 предусматривали следующий порядок расчета размера преференций: повышающий 15-процентный коэффициент к цене контракта, предложенной в указанных заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.

В соответствии с новым порядком (Приказ N 123) при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию "цена контракта" производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, повышающего 15-процентного коэффициента.

Пример.

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.

Заявка N 1 (российский товар) - 800 000 рублей.

Заявка N 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей.

Показатели по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в заявках N 1 и N 2 одинаковые.

    Критерии оценки: 80% - цена контракта (K  = 0,8);
                                            h
                     20% - функциональные  характеристики  (потребительские
свойства) или качественные характеристики товара (K  = 0,2).
                                                   a

Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию "цена контракта":

Для поставщиков, предлагающих российские товары:

    Bh  = K  x (H    - H ) / H
      i    h     max    i     max

Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения:

    Bh  = K  x (H    - H  x 1,15) / H
      h    h     max    i            max

    При этом, если H  x 1,15 > H   , то Bh  принять равным нулю.
                    i           max       i
    где:
    Bh   -  рейтинг,  присуждаемый  i-й  заявке  на  участие  в конкурсе по
      i
критерию "цена контракта";
    H      -  начальная  (максимальная)  цена  контракта,  установленная  в
     max
конкурсной документации;
    H  - предложение i-го участника конкурса по цене контракта;
     i
    K  - весовой коэффициент критерия "цена контракта".
     h

Таким образом, рейтинг участника конкурса N 1 (российский товар) равняется:

    Bh     =  K   x (H    - H   ) / H     = 0,8  x  (1 000 000  -  800 000)  /
      "1"      h      max    "1"     max
1 000 000 = 0,16

Рейтинг участника конкурса N 2 (товар иностранного происхождения) равняется:

    Bh     = K  x (H    - (H    x 1,15)) / H    = 0,8 x (1 000 000 - 700 000 x
      "2"     h     max     "2"             max
1,15) / 1 000 000 = 0,156

Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).

Таблица 1

┌────────────────┬──────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│   Рейтинг по   │ Критерии, установленные  │        Предложения поставщиков        │
│   критериям    │       заказчиком         │                                       │
│                ├─────────┬────────────────┼───────────────────┬───────────────────┤
│                │весовой  │  максимальное  │  предложение N 1  │  предложение N 2  │
│                │коэффици-│    значение    │ (российский товар)│(товар иностранного│
│                │ент      │                │                   │   происхождения)  │
│                │         │                ├───────────────────┼───────────────────┤
│                │         │                │H    = 800 000 руб.│H    = 700 000 руб.│
│                │         │                │ "1"               │ "2"               │
├────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│по критерию     │K   = 0,8│H    = 1 000 000│Bh    = 0,16       │Bh    = 0,156      │
│"цена контракта"│ hi      │ max            │  "1"              │  "2"              │
│(Bh)            │         │руб.            │                   │                   │
├────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│по критерию     │K   = 0,2│ A    = 100     │Решением конкурсной│Решением конкурсной│
│"функциональные │ ai      │  max           │комиссии A    = 100│комиссии A    = 100│
│характеристики  │         │ баллов         │          "1"      │          "2"      │
│(потребительские│         │                │баллов             │баллов             │
│свойства) или   │         │                │                   │                   │
│качественные    │         │                │Ba    = 0,2        │Ba    = 0,2        │
│характеристики  │         │                │  "1"              │  "2"              │
│товара" (Ba)    │         │                │                   │                   │
├────────────────┴─────────┴────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│Итоговый рейтинг B  = Bh +  Ba             │        0,36       │       0,356       │
│                  i                        │                   │                   │
├───────────────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│Результаты конкурса                        │         1         │         2         │
└───────────────────────────────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘

Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).

В случае, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции (примечание к пункту 3 Приказа).

Вопрос 3. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?

Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения аукциона (пункт 4 Приказа N 427).

В соответствии с Приказом N 427 контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.

В соответствии с новым порядком (Приказ N 123) в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены государственного (муниципального) контракта.

Пример.

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.

Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.

Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.

Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:

Bh = H x 0,85

где:

Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;

H - цена контракта, предложенная победителем аукциона.

Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:

Bh = H x 0,85 = 500 000 x 0,85 = 425 000 рублей.

Вопрос 4. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, при исполнении государственного или муниципального контракта?

Ответ.

Приказ N 427 дополнен новым пунктом 7, в соответствии с которым в государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.

Таким образом, заказчик включает в государственный или муниципальный контракт сведения о стране происхождения товара на основании информации о стране происхождения товара, которую участник размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, указал (продекларировал) в заявке на участие в торгах.

В случае наличия у участника размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, документа, подтверждающего страну происхождения товара, данные такого товара также вносятся в государственный или муниципальный контракт.

Требовать от поставщика в обязательном порядке предоставление документа, подтверждающего страну происхождения, заказчик не вправе.

Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.

Статс-секретарь -
заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
А.В.ПОПОВА

Статс-секретарь -
заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ