2.5 Информация. Согласование частного экономического интереса с интересами территориальных сообществ

2.5. Согласование частного экономического интереса с интересами территориальных сообществ

На всем протяжении рассматриваемого периода при осуществлении конституционного нормоконтроля значительное внимание уделялось поддержанию баланса между интересами хозяйствующих субъектов и интересами публично-территориальных образований, включая представляемые муниципальными органами интересы местных территориальных сообществ.

Одним из значимых вопросов местного значения является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Как установлено Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", органы местного самоуправления в этих целях принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Данное регулирование, будучи направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг, должно основываться на согласованном осуществлении конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции, с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий - с другой.

Ранее, указав на необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, Конституционный Суд подчеркнул, что органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства (Определение от 6 декабря 2018 года N 3111-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Определение от 29 января 2015 года N 225-О.

Данная правовая позиция, как было впоследствии подчеркнуто Конституционным Судом, сохраняет свою силу и имеет ориентирующее значение также при решении вопроса о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности (Определение от 5 декабря 2019 года N 3274-О).

Определяя Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Конституция гарантирует гражданские и социально-экономические права и возлагает на органы местного самоуправления соответствующие полномочия, в том числе полномочие самостоятельно управлять муниципальной собственностью и решать иные вопросы местного значения в интересах всего населения муниципального образования. В частности, орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов, объектов коммунальной инфраструктуры соглашение об исполнении им ряда условий - надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, предоставление товаров (работ, услуг) определенному кругу лиц по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам), предоставление льгот по оплате товаров (работ, услуг). В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем этих условий данное соглашение и договор купли-продажи подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления. В этом случае такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета. По смыслу условий договора купли-продажи социально значимых объектов, объектов коммунальной инфраструктуры и соглашения, заключаемого в этом случае покупателем с органом местного самоуправления, конечной экономической целью такого договора является не только извлечение покупателем потребительских свойств указанных объектов, но и их использование в заранее определенных публично-значимых целях в течение длительного времени (как покупателем, так и третьими лицами, в том числе которым имущество может быть отчуждено, а равно - в случае расторжения договора - самим органом местного самоуправления), что предопределяет специфику правового регулирования отношений, возникающих на основании такого договора и соглашения к нему, и последствий прекращения этих отношений. В частности, разъясняет Конституционный Суд, в силу, прежде всего, социальной значимости предмета договора инициатором расторжения договора в судебном порядке может выступать действующий в интересах местного сообщества орган местного самоуправления как сторона заключаемого с покупателем соглашения в связи с существенным нарушением условий договора другой стороной, а именно нарушением, влекущим для нее такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (Определение от 14 мая 2018 года N 1117-О).

В целях обеспечения публичных интересов законом закреплен механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся самовольными постройками, притом что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий, за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность. При этом, как было разъяснено Конституционным Судом, при отсутствии какого-либо из условий, указанных в законе, решение о сносе в отношении зданий, строений или других сооружений органами местного самоуправления принято быть не может, а лицо, осуществившее самовольную постройку, - поскольку оно ставится в известность о принятом решении - может прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты путем оспаривания принятого органом местного самоуправления решения (Определение от 28 июня 2018 года N 1516-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Определение от 27 сентября 2016 года N 1748-О.

Возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов, указывает Конституционный Суд, должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства. Положения Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие полномочия органов местного самоуправления по утверждению (изменению) правил землепользования и застройки, составной частью которых являются территориальные зоны и градостроительные регламенты, устанавливающие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, как было разъяснено Конституционным Судом, действуя в системной связи с положениями Земельного кодекса РФ, устанавливающими виды разрешенного использования земельных участков (которые определяют их правовой режим, служат одной из основных характеристик данных участков и непосредственно влияют на объем прав их собственников, а также других категорий землепользователей), призваны - на основе необходимого баланса частных и публичных интересов - сохранить для собственников, иных категорий землепользователей возможность использования земельных участков согласно ранее существовавшему виду их разрешенного использования и тем самым обеспечить стабильность земельных и имущественных отношений (Определение от 26 марта 2020 года N 631-О).

Ранее Конституционный Суд обращал внимание законодателя на то, что ввиду малой вероятности нехватки у публично-территориального образования (в сравнении с ситуацией, где должниками выступают частные лица) требующихся для исполнения соответствующих судебных решений денежных средств организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по искам к публично-территориальным образованиям должен неукоснительно обеспечивать возможность для взыскателя, включая хозяйствующих субъектов, в разумный срок, т.е. без неоправданных задержек, получить все причитающееся по судебному решению, а для публично-территориального образования - определить необходимые источники бюджетного покрытия возникших расходов и минимизировать возможные негативные последствия от перераспределения бюджетных ресурсов <1>. В рассматриваемый период данная правовая позиция была детализирована в направленном на достижение баланса частных и публичных интересов разъяснении порядка индексации денежных сумм, подлежащих взысканию при исполнении судебных актов по искам к публичным образованиям. Пределы применения соответствующих положений гражданско-процессуального законодательства должны определяться содержащимися в Бюджетном кодексе РФ указаниями о специальном трехмесячном сроке на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемом со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны взыскателя (Определение от 13 февраля 2018 года N 249-О).

--------------------------------

<1> См.: Постановление от 14 июля 2005 года N 8-П, Определение от 28 сентября 2017 года N 1800-О.

Предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе призвано, подчеркивается в решениях Конституционного Суда, обеспечивать справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности и стабильность арендных отношений, возникших вследствие проведения аукциона и заключения договора аренды <2>, гарантируемое конкурсной процедурой предоставления права аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в том числе муниципальной (Определение от 27 февраля 2018 года N 442-О).

--------------------------------

<2> См.: определения от 19 июля 2016 года N 1549-О, от 27 июня 2017 года N 1266-О.