ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Федеральная антимонопольная служба в целях методической помощи территориальным органам ФАС России при урегулировании разногласий в процессе утверждения проектов инвестиционных программ в субъекте Российской Федерации, предусмотренного пунктом 27 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 (далее - Правила N 424), сообщает следующее.

Для урегулирования разногласий в процессе утверждения проектов инвестиционных программ в субъекте Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается согласительная комиссия, действующая на постоянной основе.

В состав согласительной комиссии обязательно включаются представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представители территориального органа Федеральной антимонопольной службы, представители научных и экспертных организаций в сфере деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и в иных смежных сферах.

Инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее - регулируемая организация), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором.

Согласно пункту 1 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. При этом инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Таким образом, представителю антимонопольного органа следует обращать внимание на соответствие утвержденных инвестиционных программ нормам "Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).

Согласно Правилам N 1130 территориальная схема включает следующие разделы:

а) нахождение источников образования отходов;

б) количество образующихся отходов;

в) целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;

г) места накопления отходов;

д) места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

е) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

ж) схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

з) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

и) оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

к) прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

л) сведения о зонах деятельности региональных операторов;

м) электронная модель территориальной схемы;

н) приложения.

Отдельное внимание при оценке предлагаемых к включению в инвестиционную программу (корректировке инвестиционной программе) данных следует уделить соотношению их с данными территориальной схемы, указанными в подпунктах "ж - и".

Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, не допускается.

При этом в случае если соответствующие мероприятия предусмотрены схемой, однако уполномоченные органы безосновательно отказываются включать мероприятия в инвестиционную программу, такие действия могут препятствовать хозяйствующему субъекту в осуществлении им предпринимательской деятельности и могут рассматриваться на предмет нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Немаловажным является оценить объемы соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, источники финансирования инвестиционной программы и влияние указанных факторов на рост соответствующего тарифа, а также социально-экономические последствия для потребителей.

Обращаем внимание, что Правилами N 424 установлены требования к оформлению инвестиционной программы, ее паспорту и содержанию. При рассмотрении разногласий целесообразно проверять соответствие рассматриваемой инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) указанным требованиям.

Также Правилами N 424 установлены императивные сроки утверждения и корректировки инвестиционных программ. Отдельным разделом определен порядок рассмотрения разногласий (данным разделом в том числе предусмотрено утверждение соответствующего регламента работы согласительной комиссии, порядок прекращения рассмотрения разногласий, ведение протокола при рассмотрении разногласий, а также требования к содержанию такого протокола). В целях защиты прав и законных интересов всех участников процесса установленные требования должны неукоснительно соблюдаться.

Согласно пункту 31 Правил N 424 при рассмотрении разногласий согласительная комиссия вправе запрашивать у регулируемой организации или нерегулируемой организации, уполномоченного органа дополнительные сведения.

Представитель территориального антимонопольного органа, как член согласительной комиссии, имеет право на это внимание комиссии и предложить комиссии воспользоваться указанным правом при возникновении спорных вопросов в соответствии с порядком рассмотрения разногласий.

Целесообразно проанализировать полноту и достоверность предоставляемых требований, уделить внимание ситуациям, когда хозяйствующий субъект приобщает комплект документов, обосновывающий свою позицию, у уполномоченного органа, напротив, отсутствует какое-либо документальное подтверждение причин несогласия с позицией регулируемой (нерегулируемой) организации, обратить на указанное внимание членов согласительной комиссии.

В.Г.КОРОЛЕВ