ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 августа 2023 г. N ВК/61607/23
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ РАСЧЕТА СПЕЦИАЛЬНОЙ НАДБАВКИ К ТАРИФАМ
НА ТРАНСПОРТИРОВКУ ГАЗА ГРО
Настоящие разъяснения подготовлены для применения в дальнейшей работе в связи с поступающими в адрес ФАС России запросами информации об определении среднего уровня тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и объемов его транспортировки, а также об альтернативных источниках финансирования утвержденной программы газификации с целью последующего установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.
1. Расчет объемов с целью определения среднего тарифа при расчете специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета специальных надбавок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации", в соответствии с пунктом 1 которого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями (далее - ГРО) утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
Приказом ФСТ от 21.06.2011 N 154-э/4 утверждена Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации (далее - Методика), которой установлен порядок расчета размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ГРО.
В соответствии с пунктом 11 Методики расчет среднего размера специальной надбавки осуществляется исходя из суммарного объема транспортировки газа конечным потребителям, для групп которых устанавливается специальная надбавка, по распределительным сетям ГРО на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации на период установления специальной надбавки.
Объемы транспортировки газа для расчета принимаются на уровне прогнозных на период регулирования с учетом договорных объемов транспортировки газа по распределительным газопроводам (в расчете на год), прогноза газопотребления конечных потребителей, газоснабжение которых осуществляется через газораспределительные сети данной ГРО, а также статистики объемов транспортировки газа за предыдущие 3 года. Если период установления специальных надбавок совпадает с периодом установления тарифов на услуги данной ГРО на транспортировку газа, объемы транспортировки газа принимаются на уровне, принятом ФАС России, для целей расчета тарифов на транспортировку.
Учитывая вышеизложенное, если период установления специальных надбавок совпадает с периодом установления тарифов на услуги ГРО по транспортировке газа, то объемы принимаются на уровне, принятом ФАС России, если период установления не совпадает, то объемы транспортировки газа для расчета принимаются в соответствии с абзацем 1 пункта 11 Методики.
2. Определение величины среднего тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям газораспределительных организаций для расчета специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 15(5) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Прогноз) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, размещенном на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 28.09.2022, индексация цен (тарифов) в сфере газоснабжения перенесена с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года с последующей индексацией с 1 июля 2024 года.
В рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Коллегиальным органом ФАС России было принято решение об индексации с 01.12.2022 оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в соответствии с Прогнозом.
Таким образом, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО, утвержденные приказом ФАС России от 16.11.2022 N 828/22, рассчитаны с применением метода индексации.
В соответствии с пунктом 11 Методики расчет среднего размера специальной надбавки осуществляется исходя из суммарного объема транспортировки газа конечным потребителям, для групп которых устанавливается специальная надбавка, по распределительным сетям ГРО на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации на период установления специальной надбавки.
Дополнительно отмечаем, что финансовые средства, полученные в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями от потребителей услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, за исключением населения, могут быть источником компенсации затрат газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходов на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства.
3. Альтернативные источники финансирования утвержденной программы газификации.
В соответствии с пунктом 5 Методики средства, полученные в результате применения специальных надбавок, имеют целевой характер и направляются на финансирование реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных в установленном порядке (далее - программы газификации), в том числе на компенсацию затрат, связанных с регистрацией газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, ранее являвшиеся бесхозяйными и признанные по решению суда муниципальной собственностью, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации в пределах установленного размера специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение).
Расчет специальных надбавок в силу пункта 6 Методики производится исходя из получения газораспределительной организацией планируемого объема выручки в размере, необходимом для финансирования утвержденной программы газификации, и уплаты возникающего при этом налога на прибыль.
Указанный размер выручки определяется по формуле (1) Методики и включает в себя:
- сумму средств, необходимую для финансирования утвержденной программы газификации, на период установления специальной надбавки в зоне обслуживания данной ГРО;
- альтернативные источники финансирования утвержденной программы газификации, в том числе средства бюджетов всех уровней, инвестиции сторонних организаций, средства от проведения дополнительных эмиссий акций, плата за подключение и т.д.;
- выпадающие доходы газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;
- расчетную плановую сумму налога на прибыль, возникающего от увеличения выручки ГРО в связи с введением специальной надбавки.
Согласно абзацу 9 пункта 6 Методики в качестве альтернативных источников финансирования также рассматриваются полученные сверх плана в предыдущем периоде средства от применения специальных надбавок, за исключением случаев, когда указанные средства были израсходованы для финансирования программы газификации жилищно-коммунального хозяйства в предыдущем периоде (финансирование предварительно было предусмотрено с дефицитом или программа была скорректирована с учетом увеличения сбора средств).
Учитывая изложенное, при определении источников финансирования программ газификации, а также для целей учета выпадающих доходов газораспределительной организации от технологического присоединения используются средства (имеющие целевой характер) от применения специальных надбавок к фактическим объемам транспортировки газа, полученные сверх плана в предыдущем периоде регулирования.
Одновременно отмечаем, что в силу пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций" органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) осуществляют контроль за исполнением программ газификации на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и направляют в Министерство энергетики Российской Федерации отчеты о реализации программ газификации по форме, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению систематического контроля за использованием регулируемыми организациями денежных средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, и учету его результатов при последующем определении уровня специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
В.Г.КОРОЛЕВ