ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 октября 2022 г. N КТ/90922/22
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ЧАСТЕЙ 12, 15, 16 СТАТЬИ 18.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О РЕКЛАМЕ"
В соответствии с пунктом 12 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2022 году, утвержденным приказом ФАС России от 02.06.2022 N 423/22, направляем разъяснение по вопросу разъяснения пунктов 12, 15, 16 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе".
Статья 18.1 Федерального закона "О рекламе" посвящена вопросам учета рекламы в сети "Интернет", а также определенным требованиям к порядку размещения рекламы в сети "Интернет" и порядку взаимодействия различных органов исполнительной власти по данному вопросу.
Так, согласно части 12 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" Роскомнадзор при необходимости осуществляет взаимодействие с антимонопольным органом по вопросам отнесения к рекламе информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" Роскомнадзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляет доступ к имеющейся у него информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе антимонопольному органу, ФНС России, иным органам и лицам, определенным Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.
В настоящее время прорабатывается вопрос относительно заключения соглашения, предусмотренного частью 15 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе", между ФАС России и Роскомнадзором.
Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Соответственно, размещение любой рекламы в сети "Интернет" должно сопровождаться пометкой "реклама". При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети "Интернет" не предусмотрено данной нормой.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы и учета информации о такой рекламе. Требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", хранения и предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Нормы статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" предполагают создание специальных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере рекламы в сети "Интернет", - операторов рекламных данных, на которых возлагается обязанность, в том числе по присвоению соответствующей рекламе идентификаторов рекламы.
Так, в соответствии с приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 N 62 "Об утверждении порядка ведения реестра операторов рекламных данных" Роскомнадзор составляет реестр операторов рекламных данных и размещает информацию, содержащуюся в данном реестре, на официальном сайте Роскомнадзора в сети "Интернет".
В настоящее время Роскомнадзором ведется работа по созданию и наполнению реестра операторов рекламных данных.
После принятия соответствующих нормативных правовых актов, создания реестра операторов рекламных данных и заключения соответствующего соглашения с Роскомнадзором антимонопольные органы будут иметь доступ к соответствующему реестру, в том числе для целей контроля соблюдения Федерального закона "О рекламе".
Обращаем внимание, что в случае поступления в антимонопольный орган заявлений о нарушении части 17 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" до определения оператора рекламных данных и, соответственно, до определения лиц, которые присваивают рекламе идентификаторы рекламы, основания для возбуждения дел по признакам данного нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
К.М.ТАУКЕНОВА