ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 января 2010 г. N ИА/1636
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
22.08.2009 вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ), согласно которому изменен порядок возбуждения дел об административных правонарушениях по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 (далее - КоАП РФ).
Так, в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства возможно лишь после установления факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Факт нарушения антимонопольного законодательства фиксируется комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Решение).
Таким образом, исходя из положений КоАП РФ и Закона о защите конкуренции, дело об административном правонарушении по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ подлежит возбуждению после принятия Решения комиссией антимонопольного органа (изготовления Решения в полном объеме).
Полномочия по наложению административных взысканий по данному составу правонарушений возложены на федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, с правом передачи в необходимых случаях соответствующих дел на рассмотрение суда (часть 2 статьи 23.1 и статья 23.48 КоАП).
В территориальные управления ФАС России поступают (прилагаются) постановления о возбуждении прокурорами в порядке статьи 28.4 КоАП дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.31, 14.31.1, 14.33 КоАП, за нарушения антимонопольного законодательства. В адрес ФАС России по указанному вопросу поступают обращения хозяйствующих субъектов. При этом в рамках таких административных дел, возбужденных прокурором, факт нарушения антимонопольного законодательства комиссией антимонопольного органа уже не может быть установлен, что создает сложности в принятии решения по делу и его обосновании при судебном обжаловании.
Отсутствие повода к возбуждению дела, предусмотренного частью 1.2 статьи 28.1 КоАП, при возбуждении дела прокурором приведет к отмене постановления о привлечении к административной ответственности при его обжаловании в судебном порядке.
Учитывая изложенное, ФАС России просит повторно рассмотреть вопрос о направлении рекомендаций в адрес прокуроров субъектов Российской Федерации о том, что при выявлении признаков нарушений антимонопольного законодательства, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.33 КоАП, направлять имеющиеся материалы в антимонопольный орган для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в соответствии с Законом о защите конкуренции и последующем привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Такие рекомендации будут способствовать повышению эффективности пресечения нарушений антимонопольного законодательства и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ