ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 августа 2007 г. N ИА/13955
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 20 СТАТЬИ 4,
СТАТЕЙ 19 - 21 ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) ФАС России разъясняет некоторые вопросы порядка применения главы 5 Закона о конкуренции.
1. Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения публичных процедур и (или) предоставление льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование таким имуществом является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о конкуренции предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной помощью и подлежит контролю в рамках главы 5 вышеупомянутого закона.
Следовательно, предоставление таких преимуществ в нарушение установленных статьями 19 - 20 Закона о конкуренции оснований и порядка предоставления будет являться запрещенной государственной или муниципальной помощью.
Вместе с тем часть 2 статьи 19 Закона о конкуренции содержит перечень действий, которые не являются государственной или муниципальной помощью, в том числе предоставление преимущества отдельному хозяйствующему субъекту по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления также не является государственной или муниципальной помощью в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона о конкуренции.
2. Предоставление льгот по уплате налогов по своей экономической природе также является предоставлением преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, однако, в настоящее время в рамках действующего законодательства не может быть отнесено к государственной или муниципальной помощи.
Так, в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о конкуренции, в котором дается определение понятия "государственная или муниципальная помощь", государственной или муниципальной помощью является преимущество, предоставленное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, а налоговые льготы устанавливаются законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации или представительными органами местного самоуправления, за которыми это право закреплено в соответствии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
С целью устранения подобных противоречий ФАС России предполагает разработать комплекс предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство.
Факты предоставления налоговых льгот, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или предоставлению налоговых льгот с нарушением установленных НК РФ требований, ФАС России рекомендует рассматривать на предмет соответствия части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ