ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 19 декабря 2016 г. N СП/87942/16

Во исполнение итоговых решений регионального семинара-совещания территориальных органов Федеральной антимонопольной службы Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, прошедшего 14 - 15 июля 2016 года в г. Махачкале, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направляет разъяснения по процедуре внесудебного обжалования цен (тарифов), устанавливаемых уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Процедура рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования естественных монополий и государственных цен (тарифов), разногласий и досудебных споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регулируемыми субъектами при установлении (и применении) регулируемых цен (тарифов) предусмотрена Федеральными законами от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, является ФАС России.

Необходимо отметить, что рассмотрение указанных разногласий и споров находится в исключительной компетенции центрального аппарата ФАС России и не подведомственно территориальным органам.

Основным предметом рассмотрения разногласий и досудебных споров являются величины экономически обоснованных расходов и натуральных показателей (объема реализации товаров и услуг, потерь и др.), учитываемых при установлении тарифов на товары и услуги, а также выбор метода регулирования цен (тарифов).

Существует два вида внесудебного урегулирования разногласий в сфере тарифного регулирования - досудебное урегулирование споров и рассмотрение разногласий. Кроме того, предусмотрена процедура рассмотрения заявлений об отмене тарифных решений в области электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принятых с превышением полномочий и с нарушением законодательства Российской Федерации.

Правовые основания и порядок рассмотрения данных споров и разногласий по сферам регулируемой деятельности регламентирован постановлениями Правительства Российской Федерации.

А именно, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669 утверждены Правила рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), которые определяют порядок и сроки рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также в сфере водоснабжения и водоотведения.

Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 утверждены Правила рассмотрения разногласий в отношении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в электроэнергетике, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

Правила урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 583 утверждены Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов).

Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123.

В соответствии с положениями действующего налогового законодательства государственная функция по рассмотрению досудебных споров и разногласий осуществляется после уплаты государственной пошлины.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации размер пошлины составляет:

160 тысяч рублей - за урегулирование в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере деятельности субъектов естественных монополий;

80 тысяч рублей - рассмотрение разногласий, возникающих с региональными органами регулирования в сфере электроэнергетики, теплоснабжения (в том числе в связи в выбором метода регулирования), водоснабжения и водоотведения, в коммунальной сфере.

При этом рассмотрение досудебных споров в сферах теплоснабжения и перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении государственной пошлиной не облагается. Также пошлина не предусмотрена за рассмотрение досудебных споров в сфере водоснабжения и водоотведения в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669, и за урегулирование споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение в сфере электроэнергетики, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14.

Срок подачи заявления о рассмотрении разногласий составляет 30 дней с момента принятия тарифного решения. По досудебным спорам в сфере естественных монополий и по технологическому присоединению срок составляет 90 дней с момента нарушения прав заявителя.

Заявление может быть направлено как в бумажном виде на официальный адрес ФАС России, так и посредством электронной почты.

При подаче заявления для рассмотрения соответствующего спора или разногласий заявитель прилагает, в том числе, документы, подтверждающие обстоятельства заявления, а также копию документа об оплате госпошлины (в случае ее необходимости). На сегодняшний день форма заявления, а также требования к перечню прилагаемых документов законодательно не установлены.

В течение 10 рабочих дней ФАС России уведомляет обратившееся лицо о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии.

В настоящее время рассмотрение разногласий и досудебных споров осуществляется специально созданной Комиссией ФАС России либо Правлением ФАС России (в зависимости от вида процедуры и сферы регулирования).

Федеральный орган регулирования принимает итоговые решения в течение 30 рабочих дней при поступлении разногласий, связанных с выбором способа регулирования в сфере теплоснабжения, в течение 60 рабочих дней рассматриваются разногласия по установленным ценам (тарифам). Принятие решения по досудебным спорам (кроме сферы теплоснабжения) осуществляется в течение 90 рабочих дней. Предельный срок рассмотрения досудебных споров по установленным тарифам в сфере теплоснабжения не установлен.

Соответствующее решение принимается в форме приказа либо решения ФАС России и подписывается Руководителем (Заместителем руководителя) федерального антимонопольного органа.

Отмечаем, что исполнение приказа (решения) ФАС России является обязательным для органа регулирования субъекта Российской Федерации. За его неисполнение предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, сообщаем, что в настоящее время ФАС России ведется активная работа по совершенствованию законодательства в сфере тарифного регулирования. В том числе разработан проект нормативно-правового акта, устанавливающего единообразный подход к рассмотрению всех видов тарифных споров и разногласий. Также инициировано внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью установления единого размера государственной пошлины по всем сферам регулируемой деятельности.

С.А.ПУЗЫРЕВСКИЙ