1.2. Организация работы

1.2. Организация работы

1.2.1. При подготовке к выборам любого уровня избирательной комиссии, к полномочиям которой относится регистрация кандидатов, списков кандидатов, целесообразно образовать рабочую группу по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для регистрации (далее - Рабочая группа).

1.2.2. В задачи Рабочей группы, как правило, в том числе, входят:

прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, и иных связанных с ними документов;

проведение случайной выборки подписных листов и подготовка протокола случайной выборки;

проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и их подписей;

подготовка ведомостей проверки подписных листов, протоколов итогов проверки подписных листов и итоговых протоколов проверки подписных листов;

хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, избирательными объединениями, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;

взаимодействие с кандидатами, их уполномоченными представителями, доверенными лицами, уполномоченными представителями и доверенными лицами избирательных объединений, а также правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения, по вопросам приема и проверки подписных листов;

подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде постановлений (решений) о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов, списков кандидатов.

1.2.3. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), а также иных государственных органов.

К проверке подписных листов целесообразно привлекать:

экспертов-почерковедов из территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации;

сотрудников территориальных органов регистрационного учета;

при необходимости, сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).

1.2.4. Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.

1.2.5. Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы, назначаемым из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, или по его указанию иным членом избирательной комиссии с правом решающего голоса из числа членов Рабочей группы.

1.2.6. До начала избирательной кампании необходимо решить все вопросы организационного и материально-технического обеспечения работы по приему и проверке подписных листов.

1.2.7. Как правило, проверка проводится в отдельном помещении. При необходимости проверки большого количества подписных листов может быть организована двухсменная работа.

1.2.8. В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграммой) (в том числе с использованием электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), либо по телефону, либо лично. Факт передачи извещения фиксируется в специальном журнале передачи извещений по представленным ранее адресу, в том числе адресу электронной почты, номеру телефона.

Форма журнала передачи извещений утверждается, как правило, до начала избирательной кампании избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы.

Ответственным за ведение и хранение журнала передачи извещений является руководитель Рабочей группы.

1.2.9. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (далее - Регистр). Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая Регистр.

Руководствуясь указанной выше нормой, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется принять решение об использовании регионального фрагмента Регистра для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения. В решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации необходимо, в том числе, установить форму соответствующего запроса избирательных комиссий муниципальных образований об использовании территориального (регионального) фрагмента Регистра.

1.2.10. При проверке подписных листов может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основании оцифрованных записей, содержащихся в подписном листе, автоматизированные запросы к Регистру, а также формирующее группы схожих почерков для дальнейшего анализа экспертами.

1.2.11. По окончании рабочего дня помещение либо шкафы (сейфы), где хранятся подписные листы и иные связанные с ними документы, должны быть опечатаны. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

1.2.12. Деятельность Рабочей группы (соответствующей избирательной комиссии) при проверке подписей избирателей должна осуществляться с учетом необходимости конструктивного взаимодействия с кандидатами и избирательными объединениями.