3.5. Финансовый аудит (контроль) в отношении иных объектов аудита (контроля)

3.5. Финансовый аудит (контроль) в отношении иных объектов
аудита (контроля)

3.5.1. При проведении финансового аудита (контроля) иных организаций в пределах полномочий Счетной палаты осуществляются контрольные действия в отношении:

федеральных государственных унитарных предприятий (с учетом положений пункта 3.5.2 Стандарта);

государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний (с учетом положений пункта 3.5.3 Стандарта);

хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах (с учетом положений пункта 3.5.4 Стандарта);

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг (с учетом положений пункта 3.5.5 Стандарта);

юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на основании федеральных законов, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (с учетом положений пункта 3.5.6 Стандарта);

кредитных организаций (с учетом положений пункта 3.5.7 Стандарта);

других организаций - при осуществлении финансового аудита (контроля) в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.

3.5.2. При проведении финансового аудита (контроля) деятельности федерального государственного унитарного предприятия (далее - унитарное предприятие) в пределах компетенции Счетной палаты проверке подлежат вопросы выполнения объектом финансового аудита (контроля) положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", учредительного документа (устава), других правовых актов на предмет:

формирования имущества унитарного предприятия, включая объекты капитального строительства (недвижимого имущества), приобретенные в государственную собственность в результате предоставления субсидий и осуществления бюджетных инвестиций в соответствии со статьями 78.2 и 79 Бюджетного кодекса, и его целевого использования;

формирования и изменения (увеличения, уменьшения) уставного фонда унитарного предприятия (за исключением казенного), а также формирования и использования резервного и иных фондов;

перечисления в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации;

проведения в случаях, определенных собственником имущества, ежегодной независимой аудиторской проверки бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, представления ее уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации.

3.5.3. При проведении финансового аудита (контроля) государственной корпорации, государственной компании и публично-правовой компании проверяются вопросы деятельности объекта финансового аудита (контроля):

выполнения объектом финансового аудита (контроля) предусмотренных Бюджетным кодексом бюджетных полномочий участника бюджетного процесса, а также других законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании в сфере бюджетных правоотношений;

целевого использования имущества, сформированного за счет имущественных взносов Российской Федерации, в том числе посредством предоставления субсидии в соответствии со статьей 78.3 Бюджетного кодекса, а также созданного за счет доходов от осуществления государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией своей деятельности и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. В отношении государственной компании проверке подлежат также вопросы целевого использования имущества, переданного ей в доверительное управление и созданного за счет доходов от управления таким имуществом;

осуществления объектом финансового аудита (контроля) предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это соответствует и служит достижению целей, ради которых создана государственная корпорация, государственная компания, публично-правовая компания;

проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской отчетности, а также публикации годового отчета государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

соблюдения порядка инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования).

Необходимо учитывать, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации и публично-правовой компании, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

Вопросы выполнения государственной корпорацией бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, установленных федеральным законом о ее создании, подлежат проверке в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Стандарта.

3.5.4. При проведении финансового аудита (контроля) в отношении хозяйственных товариществ и обществ, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах проверке подлежат вопросы, связанные с участием Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах объектов финансового аудита (контроля).

В ходе проверки вопросов, связанных с предоставлением бюджетных инвестиций, влекущих возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов хозяйственных товариществ и обществ, осуществляется контроль за выполнением объектом финансового аудита (контроля) условий договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, заключаемых с Правительством Российской Федерации, а также своевременное оформление доли Российской Федерации в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ.

3.5.5. Финансовый аудит (контроль) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг проводится на предмет соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), а также договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации.

Средства из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в виде субсидии. В ходе контрольного мероприятия проверке подлежат вопросы соответствия договора требованиям, установленным статьей 78 Бюджетного кодекса, а также выполнение их условий объектом финансового аудита (контроля).

Использование юридическим лицом объектов федеральной собственности проверяется на предмет выполнения им условий договора возмездного (безвозмездного) пользования, в том числе:

документального оформления приема-передачи объектов и отражения их в учете (на забалансовых счетах), проведения инвентаризации;

содержания объектов в исправном состоянии (включая проведение ремонта в установленных договором случаях), их целевого использования с соблюдением норм и правил эксплуатации;

своевременности внесения платы за пользование и иных платежей, предусмотренных договором возмездного пользования.

В ходе финансового аудита (контроля) исполнения договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации контролю подлежит соблюдение принципалом целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации с учетом требований, установленных статьями 115 - 116 Бюджетного кодекса, а также выполнение обязанностей по целевому использованию заемных средств, своевременному представлению установленной отчетности об их использовании и других требований, установленных правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

3.5.6. При проведении финансового аудита (контроля) в отношении юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на основании федеральных законов, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, контролю подлежат вопросы:

аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом Российской Федерации;

учета средств пенсионных накоплений;

передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику;

расходов на инвестирование и осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений;

соблюдения обязательств по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

целевого использования средств, полученных по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

3.5.7. В отношении кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, финансовый аудит (контроль) проводится на предмет соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.