4.1. Подготовительный этап

4.1. Подготовительный этап

4.1.1. Предварительное исследование на подготовительном этапе помогает определить наиболее ценную информацию и имеющиеся данные о предмете стратегического аудита и его аспектах, подобрать необходимые методы для анализа, тем самым оптимизировать границы и объем аудиторских процедур. По итогам предварительного исследования могут составляться карты данных и матрица подготовительного этапа стратегического аудита (далее - матрица дизайна), где определяются в том числе цели, вопросы и критерии стратегического аудита, методы (количественные, качественные), ограничения, ожидаемые результаты стратегического аудита, предварительные выводы и рекомендации. Для удобства указанные элементы систематизируются в табличной форме в виде матрицы дизайна стратегического аудита, которая включается в рабочую документацию (приложение N 2).

4.1.2. Надлежащий дизайн стратегического аудита отвечает следующим требованиям:

позволяет полно раскрывать поставленные вопросы в контексте проведения стратегического аудита, принимать во внимание возможные ограничения методов и данных;

соответствует требованиям к точности, полноте и убедительности информации, необходимой для ответа на вопросы стратегического аудита и удовлетворения потребностей пользователей отчета;

вписывается в текущие ограничения по времени, трудовым и иным ресурсам;

основывается на надежных и достоверных данных (отсутствие систематических ошибок и искажений, способных привести к неточным выводам).

4.1.3. Валидация (проверка полноты, корректности, логической связанности элементов) матрицы дизайна должна быть проведена путем сбора комментариев и предложений по ее улучшению от участников мероприятия по стратегическому аудиту. При необходимости к обсуждению привлекаются иные сотрудники Счетной палаты, научные организации, внешние эксперты. Валидация матрицы дизайна проводится в целях:

проверки качества выбранных методов, включая проверку доступности и надежности источников информации и данных, приоритизацию вопросов и гипотез;

представления разнообразных независимых и экспертных мнений по целям и вопросам стратегического аудита, включая наличие возможных потенциальных направлений исследований (анализа).

4.1.4. В случае сложного дизайна стратегического аудита, потенциальных трудностей с доступом к данным для анализа проводится тестирование матрицы дизайна для снижения рисков недостижения поставленных целей стратегического аудита, в том числе:

уточнения и доработки матрицы дизайна стратегического аудита;

предварительной оценки потенциальной доказанности всей цепочки элементов матрицы дизайна от цели до рекомендаций;

получения дополнительной информации о наличии и надежности данных (уточнения при необходимости карт данных), уместности предполагаемых инструментов сбора данных.

4.1.5. Особое значение на этом этапе имеют анализ доступности (включая необходимый формат, состав, уровень агрегации), надежности данных для целей проведения стратегического аудита, уточнение процедур сбора (методологии расчета) и хранения данных в течение периода проведения мероприятия, оценка того, позволяют ли данные и методы их анализа получить ответ, соответствующий вопросу мероприятия, обеспечить необходимый охват предмета мероприятия стратегическим аудитом.

4.1.6. Уточненная и дополненная по итогам валидации и тестирования матрица дизайна включается в рабочую документацию, на ее основе разрабатываются программа проведения мероприятия (далее - программа мероприятия) и рабочий план проведения мероприятия (далее - рабочий план) по стратегическому аудиту. Член Коллегии, ответственный за проведение мероприятия по стратегическому аудиту, должен быть осведомлен о содержании матрицы дизайна и рабочем плане, так как решения о наличии навыков, ресурсов и возможностей достижения целей и вопросов мероприятия по стратегическому аудиту относятся к его компетенции.

4.1.7. При формировании и утверждении программы мероприятия осуществляются подготовка и утверждение рабочего плана проведения мероприятия <11>.

--------------------------------

<11> В соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий".

4.1.8. Программа мероприятия и рабочий план по стратегическому аудиту формируют подробный план действий для каждого инспектора, определяют потребность во внешних экспертах и в иных привлекаемых ресурсах. Программа мероприятия и рабочий план являются основой, определяющей набор рабочей документации, формируемой в ходе проведения основного этапа, а также при подготовке заключительного этапа и подготовке отчета по результатам стратегического аудита. Руководитель мероприятия в ходе проведения мероприятия проверяет и оценивает соответствие работы, выполняемой инспекторами и внешними экспертами, рабочему плану и программе мероприятия.

4.1.9. В рабочем плане отражается перечень контрольных или аналитических процедур в привязке к целям и вопросам мероприятия по стратегическому аудиту, распределенных между участниками мероприятия, с указанием сроков их исполнения. Рабочий план также содержит перечень заданий для внешних экспертов в случае их привлечения на различных этапах мероприятия по стратегическому аудиту.

4.1.10. Рабочий план должен обеспечить сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, позволяющих получить необходимые результаты, формулировать выводы и предложения (рекомендации) в ответ на поставленные цели и вопросы мероприятия по стратегическому аудиту, закрепить ответственных инспекторов с достаточными навыками и компетенциями, обозначить области необходимого привлечения внешних экспертов.