3.1. Критерии стратегического аудита

3.1. Критерии стратегического аудита

3.1.1. Критерии стратегического аудита обеспечивают контекст для оценки аудиторских доказательств и понимания результатов, выводов и рекомендаций стратегического аудита. Критерии стратегического аудита могут основываться на нормативных правовых документах, ожидаемых результатах, лучших практиках и иных эталонах для сравнения. Критерии стратегического аудита определяют требуемое состояние или ожидание в отношении аспекта предмета, исследуемого в ходе стратегического аудита.

3.1.2. Критерии стратегического аудита могут при необходимости предварительно направляться и обсуждаться с представителями участника стратегического управления, являющегося объектом стратегического аудита, в целях их более детальной проработки на подготовительном этапе по решению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение мероприятия, до их включения в программу проведения мероприятия с применением стратегического аудита.

3.1.3. Критерии стратегического аудита формулируются с учетом доступности и возможности (ограничений) применения методов, необходимых для их использования в стратегическом аудите.

Критерии стратегического аудита формулируются в достаточном количестве для каждого вопроса мероприятия с учетом следующих требований:

уместность - результатом применения уместных критериев стратегического аудита является информация, дающая ответ на вопрос мероприятия или на один из аспектов вопроса мероприятия с учетом цели мероприятия;

полнота - критерии стратегического аудита являются полными, если информация, подготовленная в соответствии с такими критериями, отражает все важные факторы, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые инспекторами на основе такой информации; полнота критериев стратегического аудита подразумевает наличие при необходимости контрольных количественных или качественных показателей, характеризующих полное раскрытие информации об исследуемом предмете (аспекте предмета);

надежность - надежными считаются критерии стратегического аудита, которые при применении в аналогичных обстоятельствах разными инспекторами позволяют выполнить последовательную оценку или измерение оцениваемого аспекта предмета стратегического аудита, включая при необходимости предоставление и раскрытие используемой информации;

нейтральность - результатом применения нейтральных критериев стратегического аудита является получение непредвзятой информации;

понятность - результатом применения понятных критериев стратегического аудита является получение информации, на основе которой делается суждение, доступное для понимания.

3.1.4. При проведении стратегического аудита применяются следующие виды критериев.

Критерии стратегической результативности определяют степень достижения (достижимости) непосредственных и конечных результатов, наличие логики достижения непосредственных и конечных результатов, значимость конечных результатов для целевых групп вследствие создания и функционирования соответствующих непосредственных результатов. При этом могут определяться полнота непосредственных и конечных результатов, достаточность их перечня, хронология (своевременность) получения, риски и возможности получения.

Критерии релевантности (актуальности) отражают, в какой степени непосредственные, конечные результаты программ, итоговые эффекты актуальны для достижения стратегических целей, удовлетворения потребностей, интересов и целей выгодоприобретателей, сохраняется ли соответствие приоритетам при изменении обстоятельств (гибкость и актуализация прямого государственного воздействия в части адаптации к существенным изменениям внешней среды).

Критерии состоятельности стимулов отражают уровень сбалансированности системы стимулов (намерений) к достижению конечных результатов и итоговых эффектов от реализации стратегических целей. Состоятельность стимулов устанавливается, например, посредством анализа ведомственной и межведомственной вовлеченности участников стратегического управления и иных заинтересованных сторон в достижение стратегических целей, оценки степени открытости, адекватности установленных мер ответственности за результат, встроенности ведомственных показателей в соответствующие параметры оценки состояния экономики и социальной сферы, характеризующие целевые характеристики реализации стратегических целей. Состоятельность стимулов также может устанавливаться путем оценки степени, в которой целевые группы явились (явятся) выгодоприобретателями в результате реализации соответствующих программ, прямого государственного воздействия.

Критерии обоснованности (доказательности) отражают, в какой степени и каким образом обосновано достижение целевых параметров стратегических целей, включая описание причин выбранных подходов к обоснованиям, описание предположений, источников данных, результатов анализа, иных способов проверки и подтверждения обоснований (доказательств).

Критерии согласованности отражают уровень комплексности и взаимной непротиворечивости (взаимодополняемости) программ и прямых государственных воздействий, осуществляемых различными участниками стратегического управления, степень скоординированности и сотрудничества по достижению стратегических целей.

Критерии охвата (масштаба) отражают степень распространенности непосредственных и конечных результатов, итоговых эффектов программ и прямого государственного воздействия с точки зрения территориального охвата, охвата различных целевых групп, охвата групп выгодоприобретателей и так далее.

Критерии влияния (вклада) отражают степень, в которой программа или прямое государственное воздействие явились причиной или, как ожидается, послужат причиной значительных системных (структурных) социально-экономических последствий (эффектов). Такие критерии отражают причинно-следственные связи (трансформационные механизмы) программы, включая выявление социальных, экологических и экономических и иных последствий, которые являются более долгосрочными или более широкими по своему охвату, чем те, которые отражаются в критерии стратегической результативности. Критерии влияния предполагают описание целостных и устойчивых изменений в системах или нормах.

Критерии устойчивости отражают степень, в которой достигнутые или ожидаемые конечные результаты и итоговые эффекты длятся или, как ожидается, будут длиться в долгосрочном периоде. Критерий устойчивости направлен на оценку финансового, экономического, социального, экологического и институционального потенциала устойчивости соответствующих результатов и эффектов, необходимого для поддержания и сохранения достигнутых положительных преобразований с течением времени.

3.1.5. Схема применения критериев стратегического аудита представлена в приложении N 1.