1.2. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды

1.2. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды

Осуществление рыболовства с использованием судов рыбопромыслового флота является сложным процессом, связанным с добычей водных биоресурсов разнообразными видами орудий лова в тяжелых гидрометеорологических условиях в самых отдаленных районах Мирового океана. Специфика работы рыбопромыслового флота предусматривает близкое нахождение судов в штормовых условиях, работу при сложной ледовой обстановке и в условиях плохой видимости.

В период добычи основных видов водных биоресурсов на промысле находится до 450 - 500 судов рыбопромыслового флота и не менее 45 тысяч человек. Самыми крупными бассейнами по добыче водных биоресурсов в России являются Дальневосточный и Северный, где проходят путины промысловых видов водных биоресурсов (минтай, сельдь, лосось, скумбрия, сайра, сардина-иваси).

В последнее время участились аварийные случаи с судами рыбопромыслового флота, сопряженные с гибелью людей. Многие из них произошли при рыбопромысловых операциях по причине несоблюдения техники безопасности выполнения этих видов работ и недостаточной специальной подготовки членов палубной команды судов.

Также необходимо отметить рост числа аварий с судами рыбопромыслового флота по техническим причинам. Более половины из них связаны с выходом из строя судовых технических средств и конструкций по причинам неудовлетворительного технического обслуживания и снабжения судов, недостаточного уровня специальной подготовки личного состава экипажей судов, несоблюдения правил пожаробезопасности и недостатков в деятельности береговых служб судовладельцев. При этом в 65 процентах случаев аварии по техническим причинам произошли с судами, возраст которых превышает 30 лет (24 аварии).

Анализ заключений по результатам расследований причин и обстоятельств аварийных случаев показывает, что аварийные ситуации стали возможными вследствие несоблюдения капитанами судов рыбопромыслового флота в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований.

Кроме этого, имеет место недостаточный контроль со стороны судовладельцев за подготовкой персонала рыбопромысловых судов, в частности, судоводительского состава и отдельно капитанов в части соблюдения обязательных требований.

Относительно причин аварийности судов рыбопромыслового флота можно выделить основные из них:

- человеческий фактор (несоблюдение капитанами судов рыбопромыслового флота обязательных требований; недостаточный контроль со стороны судовладельцев за подготовкой персонала рыбопромысловых судов и т.д.);

- значительный износ судов рыбопромыслового флота.

Основываясь на результатах анализа заключений Ространснадзора по расследованиям аварийных случаев судов рыбопромыслового флота, полагаем, что обеспечить высокий уровень безопасности мореплавания невозможно без обновления флота.

В настоящее время Росрыболовством разработана и успешно реализовывается программа инвестиционных квот, позволяющая обновить мощности рыбопромыслового флота на 40%. Безусловно, программа является эффективным отраслевым механизмом, существенно влияющим на безопасность мореплавания (Снижение количества аварийных случаев в целом, смертельных случаев и случаев травматизма, а также снижение материального ущерба).

Безопасность мореплавания определена безусловным приоритетом для государства и предприятий рыбохозяйственной отрасли, при этом особое внимание занимает вопрос совершенствования механизмов надзора за судами рыбопромыслового флота в районах промысла.

В целях реализации задачи повышения уровня организации обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства с одновременным снижением административной нагрузки на субъекты контроля (надзора) Росрыболовством разработан ряд нормативных правовых актов, позволяющих наиболее эффективно осуществлять государственный надзор, не оказывая отрицательного влияния на деятельность рыболовной отрасли, при этом позволит достигнуть необходимого общего превентивного эффекта в отношении потенциальных (и фактических) нарушителей обязательных требований и одновременно позволит снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.

В 2017 году общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, которая подлежит государственному надзору, составляет 1375 ед.

Количество объектов надзора - судов рыбопромыслового флота, составляет 2350.

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с учетом моратория, установленного на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в 2017 году территориальными органами Росрыболовства планировалось и было проведено 42 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих рыболовство с использованием судов.

Основными показателями, характеризующими уровень безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, являются:

- количество аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота;

- количество смертельных случаев, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судов рыбопромыслового флота в районах промысла (аварийный случай);

- количество травмированных людей, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судов рыбопромыслового флота в районах промысла (аварийный случай).