ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 4 апреля 2024 г. N 18-01062/24

Управление кадастровых работ и землеустройства Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направляет ответы на проблемные вопросы, поступившие от территориальных органов Росреестра и филиалов ППК "Роскадастр" в рамках совещания от 15.03.2024 N ТГ/026-ПР/24.

Начальник Управления
кадастровых работ и землеустройства
М.Д.ХАРИТОВ

Приложение

N п/п
Вопрос
Позиция Росреестра
1
При осуществлении раздела земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом), по границам населенного пункта в соответствии с положениями части 21 статьи 41 Закона N 218-ФЗ <1> в случае выявления пересечений границ земельного участка с границами иными земельных участков следует ли сначала инициировать процедуру исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков и после ее исправления осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с разделом земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта, либо приоритетным является осуществление действий по разделу такого земельного участка?
Необходимо сначала организовать мероприятия по исправлению реестровых ошибок. Осуществление государственного кадастрового учета земельных участков при наличии пересечений с границами иных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН <2>, недопустимо в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2
В связи с необходимостью в настоящее время обработки информации о кадастровых кварталах несколькими запросами на Сервисе сбора статистики, просим рассмотреть возможность создания запроса по списку кадастровых кварталов, результатом обработки которых будет перечень кадастровых номеров объектов недвижимости, расположенных в кадастровом квартале, с датами постановки и снятия с учета, содержащий информацию о характеристиках объектов недвижимости; о наличии/отсутствии координат; об ID адреса, об актуальном праве/ограничении/обременении; об адресах электронной почты/почтовых адресах правообладателей.
Рассмотрение возможности разработки скриптов (SQL-запросов) осуществляется в рамках исполнения поручений структурных подразделений центрального аппарата ППК "Роскадастр" или центрального аппарата Росреестра, полученных в виде инцидентов с использованием функционала ЕСРОО, с указанием четких критериев отбора данных и формата результирующей выборки.
В связи с чем необходимо направить в Росреестр предложения по созданию скрипта с учетом указанных требований.
3
В пункте 13 Порядка <3> указано, что "Орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня поступления Отчета <4> принимает Решение <5> и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Решения, направляет его заинтересованным лицам". Следует ли из этого, что в случае поступления Заключения <6> Решения заинтересованным лицам не направляются?
Пунктом 14 Порядка предусмотрена также подготовка органом регистрации прав Решения на основании Заключения.
4
Орган регистрации прав принимает Решение в отношении ОКС <7> только при обнаружении ошибки в описании его местоположения (части 6 статьи 61 Закона от N 218-ФЗ). Однако в рамках рассмотрения писем-поручений Филиалом устанавливаются факты прекращения существования ОКС с актуальными правами, в связи с чем подготавливаются Заключения. Следует ли принимать в данном случае Решение и что указывать при описании квалификации соответствующих сведений как ошибочных?
Если фактически ОКС прекратил существование при наличии в ЕГРН сведений о самом объекте и зарегистрированных правах на него, данное несоответствие сведений ЕГРН о местоположении контура ОКС реестровой ошибкой не является.
В целях соблюдения норм действующего законодательства соответствующая информация направляется территориальным органом Росреестра в орган местного самоуправления для принятия мер.
5
При подготовке материалов цифровых ортофотопланов, полученных по результатам аэрофотосъемочных работ, для передачи и последующего их включения в ФФПД <8>, возникли сложности, связанные с созданием файлов метаданных на цифровой ортофотоплан. На сегодняшний день для их формирования имеется только утилита MKXMLOFP2, которая не позволяет формировать координаты углов рамки ортофотоплана в местной системе координат масштаба 1:2000, поэтому необходимые для передачи XML-файлы формируются вручную, что является достаточно трудозатратным. Полагаем, что для оптимизации процесса передачи материалов в ФФПД необходим программный продукт для подготовки пакета требуемых документов, предусматривающий единую методику создания материалов, а также необходимо обучение работников по подготовке пакетов документов.
Файл метаданных на цифровой ортофотоплан (xml-файл) создается в геодезической системе координат (B, L) для последующего помещения в ФФПД, в местной системе координат координаты рамок заполнять не требуется.
Согласно приложенной инструкции к утилите "MKXMLOFP2" координаты углов рамок цифрового ортофотоплана возможно заполнять в виде текстового файла в формате *.txt, что значительно ускоряет процесс формирования xml-файла.
6
В соответствии с частью 6.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ по истечении одного месяца со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при непоступлении из уполномоченных на установление границ органов документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, публично-правовая компания вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с учетом положений, установленных частями 10 - 10.8, 12, 14 и 16 статьи 34 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Таким образом возникает вопрос: каким сроком руководствоваться, исправлять реестровую ошибку в отношении лесных участков по истечении 1 месяца или ждать уведомления от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты в области лесных отношений в течение 3 месяцев?
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
При этом в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, применяются положения части 4 указанной статьи, если в течение трех месяцев со дня направления Решения в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
В иных случаях при исправлении реестровой ошибки в отношении земельных участков, в том числе лесных участков, применяются положения статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
7
Допустимо ли исправление реестровой ошибки в следующей ситуации с использованием фотограмметрического метода? По отчету о результатах определения координат характерных точек границ объекта недвижимости, подготовленному Филиалом, исправляется реестровая ошибка, выраженная в смещении объекта недвижимости по осям X, Y в пределах 10 - 30 см. Согласно отчету определение координат характерных точек границ объекта недвижимости выполнено фотограмметрическим методом с точностью 0,75 м.
В указанном случае необходимо обеспечить исправление реестровой ошибки с использованием метода определения координат, при котором средняя квадратическая погрешность составляет менее величины пересечения (например, геодезический метод).
8
Подлежит ли включению в отчет по реестровым ошибкам информация об отчетах об определении координат, подготовленных в отношении объектов реестра границ (без писем-поручений) с целью исправления пересечений объектов реестра границ?
ФП НСПД предусмотрено исправление реестровых ошибок в том числе в отношении объектов реестра границ, в связи с чем территориальным органам Росреестра при предоставлении в У-18 Росреестра отчетов в рамках мероприятий по исправлению реестровых ошибок необходимо учитывать информацию филиалов ППК "Роскадастр" о количестве исправленных реестровых ошибок в отношении объектов реестра границ. Данная информация была доведена письмом Росреестра от 06.03.2024 N 18-00671/24.
9
Будет ли доведена форма решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении объектов реестра границ, принимаемых Филиалом?
Актуализированные формы документов направлены письмами от 28.02.2024 N 18-1794-ТГ/24 (единая форма Решения для объектов недвижимости и объектов реестра границ), от 06.03.2024 N 18-00649/24 (частный случай формы Решения для объектов реестра границ).
10
В случае если координаты характерных точек границ земельного участка (участок под дорогами СНТ, земли общего пользования), содержащиеся в ЕГРН, установлены решением суда, возможно ли:
1) внесение изменений в границы данного земельного участка при исправлении реестровой ошибки самостоятельно органом регистрации прав в границах примыкающих земельных участков (участки физических лиц) для исключения чересполосицы;
2) исправление реестровой ошибки в границах данного земельного участка при выявлении несответствия фактическим границам на местности, например при смещении границ либо при пересечении с границами иных земельных участков?
Устранение реестровых ошибок в сведениях, внесенных в ЕГРН по решению суда, органом регистрации прав самостоятельно действующим законодательством не предусмотрено.
Законодательством Российской Федерации не установлено понятие "чересполосица", в связи с чем наличие разрывов между границами земельных участков (если в вопросе имелось в виду данное обстоятельство) не может быть обстоятельством, свидетельствующем о наличии реестровой ошибки, тем более если, как указано в вопросе, земельные участки физических лиц примыкают к земельному участку общего назначения.
11
Согласно отчету Филиала площадь земельного участка увеличилась с 2000 кв. м до 2198 кв. м, таким образом увеличение площади входит в законодательные нормы - 10%. Согласно ПЗЗ <9>, максимальная площадь для данной территории 2000 кв. м Согласно методическим рекомендациям территориальный орган Росреестра инициирует мероприятия по федеральному государственному земельному контролю (надзору) только в случае выявления в результате подготовки Отчета превышения фактической площади земельного участка на десять и более процентов площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН. Должны ли учитываться нормы ПЗЗ Филиалом для конкретной территории при подготовке Отчета? В случае превышения установленной площади по ПЗЗ Филиал должен подготавливать Отчет или Заключение? Не будут ли действия территориального органа Росреестра по внесению сведений площади согласно Отчета рассматриваться как узаконивание самозахвата земель?
В случае если площадь, вычисленная по результатам определения координат, не превышает допустимые значения, установленные частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, органом регистрации прав осуществляется исправление реестровой ошибки без учета градостроительных норм соответствующей территории.
В соответствии с частью 8 статьи 36. Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
12
Исходя из письма Росреестра от 08.02.2014 N 18-1084-АБ/24 полный цикл мероприятий по исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ объектов реестра границ должны осуществлять Филиалы. Вместе с тем, согласно ст. 3.1 и 61 Закона N 218-ФЗ решение по исправлению реестровой ошибки принимает орган регистрации прав. Просим пояснить, какой орган должен принимать решение об исправлении реестровой ошибки в границах объектов реестра границ?
Федеральным законом от 04.08.2023 N 438-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.02.2024 полномочия по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении объектов реестра границ возложены на ППК "Роскадастр".
13
Филиалом получено разрешение на проведение аэрофотосъемочных работ на 2024 год от штаба Западного военного округа. С 1 марта регион относится к Московскому военному округу. Во избежание проблем с получением положительных заключений по результатам контрольного просмотра в штабе Московского военного округа просим разъяснить необходимость повторного направления запроса на получение разрешения на проведение аэрофотосъемочных работ в штаб Московского военного округа.
Необходимо направить повторные запросы в Штабы Ленинградского и Московского военных округов.
Реквизиты Штаба Московского военного округа:
Начальнику оперативного управления - первому заместителю начальника штаба Московского военного округа генерал-майору Ерусалимову Игорю Феликсовичу
115035, г. Москва, наб. Космодамианская, д. 24, стр. 1, штаб Московского военного округа
Реквизиты Штаба Ленинградского военного округа:
Начальнику оперативного управления - первому заместителю начальника штаба Ленинградского военного округа полковнику Изакову Юрию Николаевичу
191055, г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 10, штаб Ленинградского военного округа
14
При проведении мероприятий по квартальной верификации графических данных при уточнении границ земельных участков, в отношении которых в ЕГРН отсутствовали сведения о местоположении границ, выявлены случаи превышения значения площади земельных участков, полученной в результате уточнения его границ, значениям, содержащимся в сведениях ЕГРН, на величину более 10%. При этом данное изменение площади не превышает предельно минимальный размер земельного участка, установленный ПЗЗ.
Возможно ли при уточнении границ земельных участков, в отношении которых в ЕГРН отсутствовали сведения о местоположении границ, при проведении мероприятий по квартальной верификации графических данных применять установленные ПЗЗ предельные размеры земельных участков?
В случае, когда в результате определения координат изменение площади превышает предельные размеры, установленные частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, подготавливается Заключение.
15
При проведении работ по устранению пересечений границ ЗУ с границами ТЗ <10>, выявили пересечение ЗУ <11>, с границами двух ТЗ.
Граница ТЗ 1 Зона населенного пункта, Жилая зона Граница ТЗ 2 Зона кладбищ, Зона специального назначения ЗУ предназначен для размещения кладбища. По координатам ЗУ более, чем на 50% попадает в ТЗ 1. Если исходить из критерия расположения в границе ТЗ на 50%, то ЗУ необходимо включить в ТЗ 1 и исключить из ТЗ 2. Но понимая, что в соответствии с разрешенным использованием ЗУ, он должен входить в ТЗ 2, можем ли мы в рамках исправления реестровой ошибки в границах ТЗ 1 и ТЗ 2 так кардинально изменять границы ТЗ. Полагаем, что в таком случае необходимо направлять информацию в орган государственной власти, утвердивший ПЗЗ, о приведении в соответствие границ ТЗ 1 и ТЗ 2 с границами ЗУ. Просим высказать позицию по сложившейся ситуации.
При выявлении пересечения границ земельного участка с границами территориальной зоны, органом регистрации прав должен быть осуществлен анализ на наличие в ЕГРН реестровых ошибок в границах земельного участка и территориальной зоны. При выявлении реестровой ошибки необходимо инициировать мероприятия по ее исправлению в соответствии с частью 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
Устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств осуществляется с учетом положений, установленных частями 10 - 10.8, 12, 14 и 16 статьи 34 Закона N 218-ФЗ (часть 6.1 Закона N 218-ФЗ).
Положения части 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ применяются с учетом сведений ЕГРН о категории земель земельного участка, с границами которого выявлено пересечение границ населенных пунктов, границ территориальных зон, при условии, что более пятидесяти процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах, за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны. Положения части 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ не применяются, если ограничения использования земельных участков, установленные в зонах с особыми условиями использования территорий и в границах иных территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН, не допускают в соответствии с обязательными требованиями нахождение в границах таких зон и территорий земельных участков, относящихся к землям отдельных категорий и (или) к земельным участкам с отдельными видами разрешенного использования (часть 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).
16
В соответствии с положениями статьи 43 Закона N 218-ФЗ при учете изменений границ ЗУ и наличии пересечения границы ЗУ с границами ТЗ/НП <12> указанные обстоятельства не являются препятствием для учета изменений границ ЗУ при условии расположения ЗУ в границах/за границами ТЗ/НП на 50%. При поступлении информации из ТО об осуществленном учете изменений границ ЗУ и наличии пересечения с границами ТЗ/НП при несоблюдении условия расположения ЗУ в границах/за границами ТЗ/НП на 50%, должен Филиал проводить анализ на предмет соответствия категории ЗУ и попадания его в границы/за границы НП, на предмет соответствия разрешенного использования ЗУ и вида территориальной зоны (видов разрешенного использования) в границы которой он попадает или находится в иной территориальной зоне. Либо вносить изменения в границы НП/ТЗ не смотря на категорию, вид разрешенного использования и критерий в 50%?
В соответствии с положениями части 2.4 статьи 43 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, в том числе в целях исправления ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, вносит в реестр границ ЕГРН изменения описания местоположения границ НП и (или) ТЗ в целях устранения пересечения таких границ с границами земельных участков и приведения их в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в межевом плане или карте-плане территории, с учетом категории земель и видов разрешенного использования земельных участков.
При этом отмечаем, что в случае выявления пересечения границ НП и (или) ТЗ с границами земельного участка при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка в соответствии с частью 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, внесение изменений в границы НП и (или) ТЗ осуществляются также в порядке статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
17
В Новой форме Отчета в п. 2.5.1 Сведения о местоположении границ и площади земельных участков предусматривает заполнение графы - "кадастровые номера расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости". В каком случае ее следует заполнять: в сведениях ФГИС ЕГРН существует привязка ОКС к ЗУ? Сведения ФГИС ЕГРН об адресе, правообладателе позволяют определить нахождение ОКС на этом ЗУ? Сведения ФГИС ЕГРН не содержат реестровой ошибки в сведениях об описании расположения ОКС на ЗУ?
Заполнение в Отчете графы "кадастровые номера расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости" осуществляется при наличии в ЕГРН соответствующих сведений, в том числе внесенных в рамках проведенных мероприятий по верификации сведений ЕГРН в рамках поквартального исправления реестровых ошибок.
18
Будет ли отдельная методика определения характерных точек ОКС (методы определения, точность, масштаб картографического материала, используемые при определении характерных точек ОКС)?
Координаты для ОКС определяются в соответствии с требованиями, установленными для ЗУ.
19
Будет ли реализована в ГИС "Панорама" возможность автоматического формирования Отчета по новой форме в соответствии с письмом ППК "Роскадастр" N 19-0406/24 от 22.02.2024?
В настоящее время в ГИС "Панорама" реализовано формирование Отчета по новой форме в соответствии с письмом ППК "Роскадастр" N 19-0406/24 от 22.02.2024. Рекомендуем обновить программу до новой версии.
20
При внесении границ НП необходимо разделить ЗУ под линейным объектом, при этом площадь образованного ЗУ менее 1 кв. м. (фактическая площадь на карте под 4 опорами 0,23 кв. м). Возможно ли округление площади ЗУ или необходимо внесение изменения в границу НП, исключив 4 опоры?
В соответствии с порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514, в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются сведения о площади в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра.
В случаях, когда площадь земельного участка составляет менее одного квадратного метра, необходимо производить округление значения площади до 1 кв. м.
21
В соответствии с пунктом 7.5 статьи 61 Закона N 218-ФЗ при осуществлении пересчета координат из отличной системы координат в местную систему координат, установленную для ведения ЕГРН, значение вычисленной площади после пересчета отличается на величину большую погрешности определения площади ЗУ. В этом случает Филиал подготавливает Отчет или Заключение? Если вносить сведения о пересчитанных координатах согласно Отчета, сведения о вычисленной площади вносить по тех ошибке? Необходимо ли Управлению готовить Решение на основании Заключения и направлять его собственнику, рекомендуя самостоятельно исправить реестровую ошибку?
Если изменение площади земельного участка при осуществлении пересчета координат из отличной системы координат в местную систему координат, установленную для ведения ЕГРН не соответствует условиям, установленным частью 7.5 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, готовится Заключение, на основании которого правообладателю направляется решение о необходимости исправления реестровой ошибки.
22
Прошу дать рекомендации по подготовке отчета (схемы), если границы земельного участка в настоящий момент не внесены в ЕГРН и определить их не представляется возможным (заключение о превышении 10%). При этом определить границы ОКС возможность имеется. Как отобразить данную ситуацию при подготовке схемы (земельный участок на которой не может быть отображен
Заключение, подготовленное в отношении земельного участка, не препятствует подготовке Отчета в отношении ОКС. При этом на схеме отображается только объект, в отношении которого координаты определены.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

<2> Единый государственный реестр недвижимости.

<3> Приказ Росреестра от 27.12.2023 N П/0565 "Об установлении порядка изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки".

<4> Отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

<5> Решение о необходимости устранения реестровой ошибки.

<6> Заключение о невозможности определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

<7> Объект капитального строительства.

<8> Федеральный фонд пространственных данных.

<9> Правила землепользования и застройки.

<10> Территориальная зона.

<11> Земельный участок.

<12> Населенный пункт.