ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2024 г. N 18-01062/24
Управление кадастровых работ и землеустройства Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направляет ответы на проблемные вопросы, поступившие от территориальных органов Росреестра и филиалов ППК "Роскадастр" в рамках совещания от 15.03.2024 N ТГ/026-ПР/24.
Начальник Управления
кадастровых работ и землеустройства
М.Д.ХАРИТОВ
Приложение
N п/п
|
Вопрос
|
Позиция Росреестра
|
1
|
При осуществлении раздела земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом), по границам населенного пункта в соответствии с положениями части 21 статьи 41 Закона N 218-ФЗ <1> в случае выявления пересечений границ земельного участка с границами иными земельных участков следует ли сначала инициировать процедуру исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков и после ее исправления осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с разделом земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта, либо приоритетным является осуществление действий по разделу такого земельного участка?
|
Необходимо сначала организовать мероприятия по исправлению реестровых ошибок. Осуществление государственного кадастрового учета земельных участков при наличии пересечений с границами иных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН <2>, недопустимо в соответствии с требованиями действующего законодательства.
|
2
|
В связи с необходимостью в настоящее время обработки информации о кадастровых кварталах несколькими запросами на Сервисе сбора статистики, просим рассмотреть возможность создания запроса по списку кадастровых кварталов, результатом обработки которых будет перечень кадастровых номеров объектов недвижимости, расположенных в кадастровом квартале, с датами постановки и снятия с учета, содержащий информацию о характеристиках объектов недвижимости; о наличии/отсутствии координат; об ID адреса, об актуальном праве/ограничении/обременении; об адресах электронной почты/почтовых адресах правообладателей.
|
Рассмотрение возможности разработки скриптов (SQL-запросов) осуществляется в рамках исполнения поручений структурных подразделений центрального аппарата ППК "Роскадастр" или центрального аппарата Росреестра, полученных в виде инцидентов с использованием функционала ЕСРОО, с указанием четких критериев отбора данных и формата результирующей выборки.
В связи с чем необходимо направить в Росреестр предложения по созданию скрипта с учетом указанных требований.
|
3
|
В пункте 13 Порядка <3> указано, что "Орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня поступления Отчета <4> принимает Решение <5> и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Решения, направляет его заинтересованным лицам". Следует ли из этого, что в случае поступления Заключения <6> Решения заинтересованным лицам не направляются?
|
Пунктом 14 Порядка предусмотрена также подготовка органом регистрации прав Решения на основании Заключения.
|
4
|
Орган регистрации прав принимает Решение в отношении ОКС <7> только при обнаружении ошибки в описании его местоположения (части 6 статьи 61 Закона от N 218-ФЗ). Однако в рамках рассмотрения писем-поручений Филиалом устанавливаются факты прекращения существования ОКС с актуальными правами, в связи с чем подготавливаются Заключения. Следует ли принимать в данном случае Решение и что указывать при описании квалификации соответствующих сведений как ошибочных?
|
Если фактически ОКС прекратил существование при наличии в ЕГРН сведений о самом объекте и зарегистрированных правах на него, данное несоответствие сведений ЕГРН о местоположении контура ОКС реестровой ошибкой не является.
В целях соблюдения норм действующего законодательства соответствующая информация направляется территориальным органом Росреестра в орган местного самоуправления для принятия мер.
|
5
|
При подготовке материалов цифровых ортофотопланов, полученных по результатам аэрофотосъемочных работ, для передачи и последующего их включения в ФФПД <8>, возникли сложности, связанные с созданием файлов метаданных на цифровой ортофотоплан. На сегодняшний день для их формирования имеется только утилита MKXMLOFP2, которая не позволяет формировать координаты углов рамки ортофотоплана в местной системе координат масштаба 1:2000, поэтому необходимые для передачи XML-файлы формируются вручную, что является достаточно трудозатратным. Полагаем, что для оптимизации процесса передачи материалов в ФФПД необходим программный продукт для подготовки пакета требуемых документов, предусматривающий единую методику создания материалов, а также необходимо обучение работников по подготовке пакетов документов.
|
Файл метаданных на цифровой ортофотоплан (xml-файл) создается в геодезической системе координат (B, L) для последующего помещения в ФФПД, в местной системе координат координаты рамок заполнять не требуется.
Согласно приложенной инструкции к утилите "MKXMLOFP2" координаты углов рамок цифрового ортофотоплана возможно заполнять в виде текстового файла в формате *.txt, что значительно ускоряет процесс формирования xml-файла.
|
6
|
В соответствии с частью 6.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ по истечении одного месяца со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при непоступлении из уполномоченных на установление границ органов документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, публично-правовая компания вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с учетом положений, установленных частями 10 - 10.8, 12, 14 и 16 статьи 34 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Таким образом возникает вопрос: каким сроком руководствоваться, исправлять реестровую ошибку в отношении лесных участков по истечении 1 месяца или ждать уведомления от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты в области лесных отношений в течение 3 месяцев?
|
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
При этом в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, применяются положения части 4 указанной статьи, если в течение трех месяцев со дня направления Решения в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
В иных случаях при исправлении реестровой ошибки в отношении земельных участков, в том числе лесных участков, применяются положения статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
|
7
|
Допустимо ли исправление реестровой ошибки в следующей ситуации с использованием фотограмметрического метода? По отчету о результатах определения координат характерных точек границ объекта недвижимости, подготовленному Филиалом, исправляется реестровая ошибка, выраженная в смещении объекта недвижимости по осям X, Y в пределах 10 - 30 см. Согласно отчету определение координат характерных точек границ объекта недвижимости выполнено фотограмметрическим методом с точностью 0,75 м.
|
В указанном случае необходимо обеспечить исправление реестровой ошибки с использованием метода определения координат, при котором средняя квадратическая погрешность составляет менее величины пересечения (например, геодезический метод).
|
8
|
Подлежит ли включению в отчет по реестровым ошибкам информация об отчетах об определении координат, подготовленных в отношении объектов реестра границ (без писем-поручений) с целью исправления пересечений объектов реестра границ?
|
ФП НСПД предусмотрено исправление реестровых ошибок в том числе в отношении объектов реестра границ, в связи с чем территориальным органам Росреестра при предоставлении в У-18 Росреестра отчетов в рамках мероприятий по исправлению реестровых ошибок необходимо учитывать информацию филиалов ППК "Роскадастр" о количестве исправленных реестровых ошибок в отношении объектов реестра границ. Данная информация была доведена письмом Росреестра от 06.03.2024 N 18-00671/24.
|
9
|
Будет ли доведена форма решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении объектов реестра границ, принимаемых Филиалом?
|
Актуализированные формы документов направлены письмами от 28.02.2024 N 18-1794-ТГ/24 (единая форма Решения для объектов недвижимости и объектов реестра границ), от 06.03.2024 N 18-00649/24 (частный случай формы Решения для объектов реестра границ).
|
10
|
В случае если координаты характерных точек границ земельного участка (участок под дорогами СНТ, земли общего пользования), содержащиеся в ЕГРН, установлены решением суда, возможно ли:
1) внесение изменений в границы данного земельного участка при исправлении реестровой ошибки самостоятельно органом регистрации прав в границах примыкающих земельных участков (участки физических лиц) для исключения чересполосицы;
2) исправление реестровой ошибки в границах данного земельного участка при выявлении несответствия фактическим границам на местности, например при смещении границ либо при пересечении с границами иных земельных участков?
|
Устранение реестровых ошибок в сведениях, внесенных в ЕГРН по решению суда, органом регистрации прав самостоятельно действующим законодательством не предусмотрено.
Законодательством Российской Федерации не установлено понятие "чересполосица", в связи с чем наличие разрывов между границами земельных участков (если в вопросе имелось в виду данное обстоятельство) не может быть обстоятельством, свидетельствующем о наличии реестровой ошибки, тем более если, как указано в вопросе, земельные участки физических лиц примыкают к земельному участку общего назначения.
|
11
|
Согласно отчету Филиала площадь земельного участка увеличилась с 2000 кв. м до 2198 кв. м, таким образом увеличение площади входит в законодательные нормы - 10%. Согласно ПЗЗ <9>, максимальная площадь для данной территории 2000 кв. м Согласно методическим рекомендациям территориальный орган Росреестра инициирует мероприятия по федеральному государственному земельному контролю (надзору) только в случае выявления в результате подготовки Отчета превышения фактической площади земельного участка на десять и более процентов площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН. Должны ли учитываться нормы ПЗЗ Филиалом для конкретной территории при подготовке Отчета? В случае превышения установленной площади по ПЗЗ Филиал должен подготавливать Отчет или Заключение? Не будут ли действия территориального органа Росреестра по внесению сведений площади согласно Отчета рассматриваться как узаконивание самозахвата земель?
|
В случае если площадь, вычисленная по результатам определения координат, не превышает допустимые значения, установленные частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, органом регистрации прав осуществляется исправление реестровой ошибки без учета градостроительных норм соответствующей территории.
В соответствии с частью 8 статьи 36. Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
|
12
|
Исходя из письма Росреестра от 08.02.2014 N 18-1084-АБ/24 полный цикл мероприятий по исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ объектов реестра границ должны осуществлять Филиалы. Вместе с тем, согласно ст. 3.1 и 61 Закона N 218-ФЗ решение по исправлению реестровой ошибки принимает орган регистрации прав. Просим пояснить, какой орган должен принимать решение об исправлении реестровой ошибки в границах объектов реестра границ?
|
Федеральным законом от 04.08.2023 N 438-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.02.2024 полномочия по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении объектов реестра границ возложены на ППК "Роскадастр".
|
13
|
Филиалом получено разрешение на проведение аэрофотосъемочных работ на 2024 год от штаба Западного военного округа. С 1 марта регион относится к Московскому военному округу. Во избежание проблем с получением положительных заключений по результатам контрольного просмотра в штабе Московского военного округа просим разъяснить необходимость повторного направления запроса на получение разрешения на проведение аэрофотосъемочных работ в штаб Московского военного округа.
|
Необходимо направить повторные запросы в Штабы Ленинградского и Московского военных округов.
Реквизиты Штаба Московского военного округа:
Начальнику оперативного управления - первому заместителю начальника штаба Московского военного округа генерал-майору Ерусалимову Игорю Феликсовичу
115035, г. Москва, наб. Космодамианская, д. 24, стр. 1, штаб Московского военного округа
Реквизиты Штаба Ленинградского военного округа:
Начальнику оперативного управления - первому заместителю начальника штаба Ленинградского военного округа полковнику Изакову Юрию Николаевичу
191055, г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 10, штаб Ленинградского военного округа
|
14
|
При проведении мероприятий по квартальной верификации графических данных при уточнении границ земельных участков, в отношении которых в ЕГРН отсутствовали сведения о местоположении границ, выявлены случаи превышения значения площади земельных участков, полученной в результате уточнения его границ, значениям, содержащимся в сведениях ЕГРН, на величину более 10%. При этом данное изменение площади не превышает предельно минимальный размер земельного участка, установленный ПЗЗ.
Возможно ли при уточнении границ земельных участков, в отношении которых в ЕГРН отсутствовали сведения о местоположении границ, при проведении мероприятий по квартальной верификации графических данных применять установленные ПЗЗ предельные размеры земельных участков?
|
В случае, когда в результате определения координат изменение площади превышает предельные размеры, установленные частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, подготавливается Заключение.
|
15
|
При проведении работ по устранению пересечений границ ЗУ с границами ТЗ <10>, выявили пересечение ЗУ <11>, с границами двух ТЗ.
Граница ТЗ 1 Зона населенного пункта, Жилая зона Граница ТЗ 2 Зона кладбищ, Зона специального назначения ЗУ предназначен для размещения кладбища. По координатам ЗУ более, чем на 50% попадает в ТЗ 1. Если исходить из критерия расположения в границе ТЗ на 50%, то ЗУ необходимо включить в ТЗ 1 и исключить из ТЗ 2. Но понимая, что в соответствии с разрешенным использованием ЗУ, он должен входить в ТЗ 2, можем ли мы в рамках исправления реестровой ошибки в границах ТЗ 1 и ТЗ 2 так кардинально изменять границы ТЗ. Полагаем, что в таком случае необходимо направлять информацию в орган государственной власти, утвердивший ПЗЗ, о приведении в соответствие границ ТЗ 1 и ТЗ 2 с границами ЗУ. Просим высказать позицию по сложившейся ситуации.
|
При выявлении пересечения границ земельного участка с границами территориальной зоны, органом регистрации прав должен быть осуществлен анализ на наличие в ЕГРН реестровых ошибок в границах земельного участка и территориальной зоны. При выявлении реестровой ошибки необходимо инициировать мероприятия по ее исправлению в соответствии с частью 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
Устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств осуществляется с учетом положений, установленных частями 10 - 10.8, 12, 14 и 16 статьи 34 Закона N 218-ФЗ (часть 6.1 Закона N 218-ФЗ).
Положения части 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ применяются с учетом сведений ЕГРН о категории земель земельного участка, с границами которого выявлено пересечение границ населенных пунктов, границ территориальных зон, при условии, что более пятидесяти процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах, за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны. Положения части 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ не применяются, если ограничения использования земельных участков, установленные в зонах с особыми условиями использования территорий и в границах иных территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН, не допускают в соответствии с обязательными требованиями нахождение в границах таких зон и территорий земельных участков, относящихся к землям отдельных категорий и (или) к земельным участкам с отдельными видами разрешенного использования (часть 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).
|
16
|
В соответствии с положениями статьи 43 Закона N 218-ФЗ при учете изменений границ ЗУ и наличии пересечения границы ЗУ с границами ТЗ/НП <12> указанные обстоятельства не являются препятствием для учета изменений границ ЗУ при условии расположения ЗУ в границах/за границами ТЗ/НП на 50%. При поступлении информации из ТО об осуществленном учете изменений границ ЗУ и наличии пересечения с границами ТЗ/НП при несоблюдении условия расположения ЗУ в границах/за границами ТЗ/НП на 50%, должен Филиал проводить анализ на предмет соответствия категории ЗУ и попадания его в границы/за границы НП, на предмет соответствия разрешенного использования ЗУ и вида территориальной зоны (видов разрешенного использования) в границы которой он попадает или находится в иной территориальной зоне. Либо вносить изменения в границы НП/ТЗ не смотря на категорию, вид разрешенного использования и критерий в 50%?
|
В соответствии с положениями части 2.4 статьи 43 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, в том числе в целях исправления ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, вносит в реестр границ ЕГРН изменения описания местоположения границ НП и (или) ТЗ в целях устранения пересечения таких границ с границами земельных участков и приведения их в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в межевом плане или карте-плане территории, с учетом категории земель и видов разрешенного использования земельных участков.
При этом отмечаем, что в случае выявления пересечения границ НП и (или) ТЗ с границами земельного участка при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка в соответствии с частью 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, внесение изменений в границы НП и (или) ТЗ осуществляются также в порядке статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
|
17
|
В Новой форме Отчета в п. 2.5.1 Сведения о местоположении границ и площади земельных участков предусматривает заполнение графы - "кадастровые номера расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости". В каком случае ее следует заполнять: в сведениях ФГИС ЕГРН существует привязка ОКС к ЗУ? Сведения ФГИС ЕГРН об адресе, правообладателе позволяют определить нахождение ОКС на этом ЗУ? Сведения ФГИС ЕГРН не содержат реестровой ошибки в сведениях об описании расположения ОКС на ЗУ?
|
Заполнение в Отчете графы "кадастровые номера расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости" осуществляется при наличии в ЕГРН соответствующих сведений, в том числе внесенных в рамках проведенных мероприятий по верификации сведений ЕГРН в рамках поквартального исправления реестровых ошибок.
|
18
|
Будет ли отдельная методика определения характерных точек ОКС (методы определения, точность, масштаб картографического материала, используемые при определении характерных точек ОКС)?
|
Координаты для ОКС определяются в соответствии с требованиями, установленными для ЗУ.
|
19
|
Будет ли реализована в ГИС "Панорама" возможность автоматического формирования Отчета по новой форме в соответствии с письмом ППК "Роскадастр" N 19-0406/24 от 22.02.2024?
|
В настоящее время в ГИС "Панорама" реализовано формирование Отчета по новой форме в соответствии с письмом ППК "Роскадастр" N 19-0406/24 от 22.02.2024. Рекомендуем обновить программу до новой версии.
|
20
|
При внесении границ НП необходимо разделить ЗУ под линейным объектом, при этом площадь образованного ЗУ менее 1 кв. м. (фактическая площадь на карте под 4 опорами 0,23 кв. м). Возможно ли округление площади ЗУ или необходимо внесение изменения в границу НП, исключив 4 опоры?
|
В соответствии с порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514, в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются сведения о площади в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра.
В случаях, когда площадь земельного участка составляет менее одного квадратного метра, необходимо производить округление значения площади до 1 кв. м.
|
21
|
В соответствии с пунктом 7.5 статьи 61 Закона N 218-ФЗ при осуществлении пересчета координат из отличной системы координат в местную систему координат, установленную для ведения ЕГРН, значение вычисленной площади после пересчета отличается на величину большую погрешности определения площади ЗУ. В этом случает Филиал подготавливает Отчет или Заключение? Если вносить сведения о пересчитанных координатах согласно Отчета, сведения о вычисленной площади вносить по тех ошибке? Необходимо ли Управлению готовить Решение на основании Заключения и направлять его собственнику, рекомендуя самостоятельно исправить реестровую ошибку?
|
Если изменение площади земельного участка при осуществлении пересчета координат из отличной системы координат в местную систему координат, установленную для ведения ЕГРН не соответствует условиям, установленным частью 7.5 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, готовится Заключение, на основании которого правообладателю направляется решение о необходимости исправления реестровой ошибки.
|
22
|
Прошу дать рекомендации по подготовке отчета (схемы), если границы земельного участка в настоящий момент не внесены в ЕГРН и определить их не представляется возможным (заключение о превышении 10%). При этом определить границы ОКС возможность имеется. Как отобразить данную ситуацию при подготовке схемы (земельный участок на которой не может быть отображен
|
Заключение, подготовленное в отношении земельного участка, не препятствует подготовке Отчета в отношении ОКС. При этом на схеме отображается только объект, в отношении которого координаты определены.
|
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
<2> Единый государственный реестр недвижимости.
<3> Приказ Росреестра от 27.12.2023 N П/0565 "Об установлении порядка изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки".
<4> Отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
<5> Решение о необходимости устранения реестровой ошибки.
<6> Заключение о невозможности определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
<7> Объект капитального строительства.
<8> Федеральный фонд пространственных данных.
<9> Правила землепользования и застройки.
<10> Территориальная зона.
<11> Земельный участок.
<12> Населенный пункт.