1.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ (ОБУЧЕНИЮ) ПЕРСОНАЛА

1.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ (ОБУЧЕНИЮ) ПЕРСОНАЛА

В основу профессиональной подготовки персонала, непосредственно связанного с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности, заложен принцип непрерывности. Цель непрерывного профессионального образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к изменениям в оперативной обстановке, технологических процессах, техническом оснащении и нормативном правовом обеспечении деятельности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

26. При приеме на работу, связанную с обеспечением авиационной и транспортной безопасности приоритет отдается кандидатам, имеющим базовое образование по авиационной (транспортной) безопасности. Лица, не имеющие такого образования, направляются на профессиональную переподготовку, которая включает в себя стажировку на рабочем месте.

В процессе работы, персонал проходит профессиональное обучение, повышение квалификации и текущую учебу в объемах и с периодичностью, установленных для соответствующих категорий персонала.

27. Персонал, связанный с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности, проходит инструктаж по авиационной (транспортной) безопасности в течение первой недели трудоустройства до получения пропуска установленного образца.

27.1. Цель инструктажа по авиационной (транспортной) безопасности заключается в повышении информированности всего персонала в вопросах обеспечения авиационной безопасности с особым акцентом на риски, касающиеся безопасности.

27.2. Инструктаж по авиационной (транспортной) безопасности в авиационных организациях проводят должностные лица, назначенные приказом по авиационной организации ответственными за организацию и проведение подготовки по авиационной безопасности, имеющие стаж работы в области обеспечения авиационной безопасности не менее 2-х (двух) лет и соответствующее удостоверение о повышении квалификации по специализации "Инструктор по авиационной безопасности" и/или сертификат регионального учебного центра ИКАО по АБ (далее - РУЦ ИКАО по АБ).

27.3. Инструктаж по авиационной (транспортной) безопасности проводится в соответствии с тематикой, разработанной инструктором по авиационной безопасности и утвержденной руководителем авиационной организации, которая должна учитывать специфику деятельности авиационной организации и специальность обучающегося работника.

27.4. Тематика программы инструктажа по авиационной (транспортной) безопасности представлена в Главе 4 настоящей Системы.

27.5. Минимально допустимое время проведения инструктажа по авиационной (транспортной) безопасности - не менее 4 (четырех) академических часов.

27.6. По завершении прохождения инструктажа по авиационной (транспортной) безопасности обучающийся проходит проверку знаний. Оценка знаний осуществляется инструктором по авиационной безопасности в форме беседы по принципу "зачет-незачет". Допускается использование тестирования.

27.7. Результаты инструктажа по авиационной (транспортной) безопасности регистрируются в Журнале инструктажа по авиационной (транспортной) безопасности авиационного персонала и работников отдельных профессий авиационных организаций, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на территории авиационной организации. Журнал ведется по форме согласно приложению 1 к настоящей Системе.

ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА

28. При приеме на работу, связанную с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности, сотрудники, не имеющие высшего или среднего профессионального образования по авиационной (транспортной) безопасности, направляются в организации ДПО для прохождения профессиональной переподготовки с целью получения компетенции, необходимой для выполнения профессиональной деятельности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, приобретение квалификации в соответствии со своими должностными обязанностями.

Переподготовка осуществляется в РУЦ ИКАО по АБ и организациях ДПО по программам профессиональной переподготовки, разработанным в соответствии с Учебными комплектами по АБ ИКАО (далее - УКАБ ИКАО) которые содержат цели, объемы часов, категории слушателей, формы и методы обучения, формы контроля знаний, требования к техническим средствам обучения и требования к учебным пособиям, аудиториям и т.п.

Профессиональная переподготовка, с минимально допустимым сроком освоения дополнительной профессиональной программы 250 (двести пятьдесят) академических часов, для вновь принятых сотрудников, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности включает следующие этапы:

обучение в организациях ДПО по соответствующему профилю (направлению) обучения;

стажировка, осуществляемая по месту работы в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении дополнительных профессиональных программ, и приобретение практических умений и навыков для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки составляет не менее 120 (ста двадцати) часов.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Повышение квалификации сотрудников, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности, осуществляется в РУЦ ИКАО по АБ и организациях ДПО по программами повышения квалификации, разработанным в соответствии с УКАБ ИКАО, которые содержат цели, объемы часов, категории слушателей, формы и методы обучения, формы контроля знаний, требования к техническим средствам обучения и требования к учебным пособиям, аудиториям и т.п.

Минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации составляет 16 (шестнадцать) часов.

29. Дополнительное профессиональное образование принятых на работу сотрудников, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности, осуществляется в организациях ДПО, имеющих лицензию, выдаваемую Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации и сертификатом АУЦ, выдаваемым Федеральным агентством воздушного транспорта, подтверждающим соответствие требованиям Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательной организации и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.09.2015 N 289 (далее - ФАП-289).

30. Обучение сотрудников, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности, осуществляют педагогические работники организаций ДПО, имеющие высшее образование, практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения, соответствующие сертификаты Международной организации гражданской авиации по специализации "Инструктор по авиационной безопасности", либо удостоверение о повышении квалификации по специализации "Инструктор по авиационной безопасности".

31. Образовательные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

СТАЖИРОВКА ПЕРСОНАЛА

32. Стажировка персонала реализуется в рамках программ профессиональной переподготовки в авиационных организациях по договорам сетевой формы реализации образовательных программ между авиационной организацией и организацией ДПО.

Ответственность за организацию и осуществление стажировки в порядке, определенном настоящей Системой, возлагается на руководителей организации ДПО и авиационной организации.

33. Стажировка организуется после завершения обучающимся теоретического курса обучения в организации ДПО на основании договора о сетевой форме реализации образовательных программ. В договоре устанавливаются продолжительность и условия прохождения стажировки, назначается руководитель стажировки, определяется состав комиссии и порядок проведения испытаний (зачетов) по результатам стажировки.

34. Документом, подтверждающим прохождение обучающимся стажировки, является Дневник о прохождении стажировки, который ведется по форме согласно приложению 3 к настоящей Системе, а также оформляется распоряжение о прохождении стажировки, план (содержание) стажировки, отчет о выполнении плана (содержания) стажировки, результаты прохождения стажировки и вывод.

35. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как изучение организации и технологии производства, технологии работ; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); приобретение профессиональных и организаторских навыков.

36. Стажировка организуется по принципу "наставничества".

37. Руководителями стажировки, как правило, назначаются непосредственные начальники (руководители структурных подразделений) обучающихся (стажеров). По решению соответствующих руководителей, исходя из местных условий, допускается выполнение одним лицом функций руководителя стажировки и наставника.

38. Стажировка проводится по плану, составляемому руководителем стажировки. Содержание (план) стажировки должно в полной мере отражать требования, включенные в функциональные обязанности сотрудника по занимаемой должности.

39. Руководитель стажировки:

представляет обучающегося (стажера) работникам соответствующего подразделения, объявляет о назначении наставника;

разъясняет стажеру и наставнику условия и порядок прохождения стажировки, их права и обязанности на этот период;

создает стажеру необходимые условия для занятий, обеспечивает его учебной литературой, другими пособиями и соответствующей служебной документацией (технологии, инструкции и т.д.);

осуществляет контроль усвоения стажером изучаемого материала и формирования у него навыков работы в соответствующей должности;

оказывает помощь наставнику в решении вопросов, связанных с выполнением плана стажировки;

изучает в процессе прохождения стажировки деловые и моральные качества стажера.

40. Наставник:

оказывает помощь стажеру в изучении теоретического материала, приобретении практических умений и навыков, дает разъяснения и консультации, регулярно проверяет выполнение стажером плана стажировки;

проводит со стажером отдельные теоретические и практические занятия, организует его самостоятельную подготовку;

вносит предложения по совершенствованию плана (содержания) стажировки;

контролирует соблюдение стажером служебной дисциплины;

по завершении прохождения стажировки дает письменную характеристику обучающемуся (стажеру), в том числе вносит рекомендации о возможности (не возможности) выполнения им обязанностей по соответствующей должности.

41. В качестве наставника может выступать должностное лицо авиационной организации, имеющее среднее профессиональное или высшее образование, стаж работы в области обеспечения авиационной безопасности не менее 3-х (трех) лет и соответствующее удостоверение о повышении квалификации, а также опытный сотрудник САБ, имеющий опыт работы в области обеспечения авиационной безопасности не менее 5-ти (пяти) лет и соответствующее удостоверение о повышении квалификации.

42. По окончании стажировки проводятся испытания, составляется соответствующий протокол по форме согласно приложению 4 к настоящей Системе. Результаты стажировки оцениваются по принципу "зачет-незачет". Общий зачет выставляется, если стажер удовлетворительно освоил все предусмотренные планом (содержанием) стажировки мероприятия.

43. На основании характеристики наставника руководитель стажировки делает вывод о возможности (невозможности) выполнения стажером обязанностей на соответствующей должности.

44. Учетно-планирующими документами о прохождении сотрудником стажировки являются:

дневник прохождения стажировки по форме согласно приложению 3 к настоящей Системе, в котором содержится распоряжение об организации стажировки, план (содержание) стажировки, документальное подтверждение выполнения основных разделов плана стажировки, характеристика с выводом о возможности (невозможности) использования сотрудника в соответствующей должности;

протокол испытаний, в котором указываются выводы комиссии по форме согласно приложению 4 к настоящей Системе.

45. Копия документа об обучении в организации ДПО (дипломы о переподготовке, удостоверение о повышении квалификации), хранится в авиационной организации у лиц, на которых возложены функции по организации обучения, на протяжении всего периода трудовой деятельности данного сотрудника и не менее 90 дней после его увольнения.

46. По завершении обучения в организации ДПО и прохождении стажировки по месту работы, отдельные категории персонала проходят итоговую аттестацию. Копия удостоверения об обучении и учетно-планирующая документация о прохождении сотрудником стажировки предоставляется для рассмотрения экзаменационной комиссии.

47. Дополнительное образование руководящего состава и специалистов, отвечающих на уровне администрации гражданской авиации за административно-управленческое обеспечение различных аспектов превентивных мер в области авиационной (транспортной) безопасности, осуществляется по соответствующему профилю (направлению) обучения с минимально допустимым сроком освоения дополнительной профессиональной программы не менее 40 (сорока) академических часов.

48. Подготовка инструкторов и педагогических работников по авиационной безопасности осуществляется в РУЦ ИКАО по АБ по специализации "Подготовка инструкторов по авиационной безопасности" или в организациях ДПО по специально разработанной дополнительной профессиональной программе, базирующейся на разработанном ИКАО комплекте УКАБ "Инструкторы", способствующей формированию последовательного и единообразного подхода к преподаванию дисциплин в сфере авиационной (транспортной) безопасности. Срок освоения дополнительной профессиональной программы не менее 40 (сорока) академических часов.

49. Подготовка государственных инспекторов по авиационной безопасности осуществляется в РУЦ ИКАО по АБ по специализации "Национальный инспектор" или в организациях ДПО по специально разработанной дополнительной профессиональной программе, базирующейся на разработанном ИКАО комплекте УКАБ "Подготовка национальных инспекторов", способствующей формированию последовательного и единообразного подхода к реализации мероприятий контроля качества в сфере авиационной безопасности. Срок освоения дополнительной профессиональной программы не менее 40 (сорока) академических часов.

55. Подготовка вновь принятых сотрудников подразделений ведомственной охраны Минтранса России и вневедомственной охраны Войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих охрану по периметру контролируемой зоны аэропорта, осуществляется в порядке аналогичном, как и для сотрудников авиационных организаций, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной (транспортной) безопасности.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

51. Повышение квалификации инспекторского состава, руководителей и других должностных лиц, инструкторов по авиационной безопасности и педагогических работников организаций ДПО, государственных инспекторов по авиационной безопасности, руководящего состава и специалистов, отвечающих на уровне администрации гражданской авиации за административно-управленческое обеспечение различных аспектов превентивных мер в области авиационной (транспортной) безопасности, сотрудников подразделений ведомственной охраны Минтранса России и вневедомственной охраны Войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих охрану по периметру контролируемой зоны аэропорта, осуществляется в организациях ДПО, по соответствующему профилю (направлению) обучения с минимально допустимым сроком освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации не менее 40 (сорока) академических часов.

52. Устанавливается следующая периодичность повышения квалификации по авиационной безопасности:

для руководителей и должностных лиц подразделений авиационной организации - не реже одного раза в 5 (пять) лет;

для сотрудников групп досмотра - не реже одного раза в 3 (три) года;

для сотрудников, осуществляющих контролирование доступа (предотвращение несанкционированного доступа) в контролируемую зону аэропорта, охрану воздушных судов и иных объектов гражданской авиации - не реже одного раза в 3 (три) года;

для сотрудников групп перронного контроля и досмотра воздушных судов - не реже одного раза в 3 (три) года;

для сотрудников, осуществляющих техническое обслуживание технических средств досмотра и инженерно-технических систем обеспечения безопасности - не реже одного раза в 3 (три) года;

для инструкторов по авиационной безопасности - не реже одного в 3 (три) года;

для педагогических работников организаций ДПО - не реже одного раза в 3 (три) года;

для сотрудников уполномоченных органов в области гражданской авиации, государственных инспекторов по авиационной безопасности - не реже одного раза в 5 (пять) лет;

для сотрудников подразделений ведомственной охраны Минтранса России и вневедомственной охраны Войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих охрану по периметру контролируемой зоны аэропорта - не реже одного раза в 3 (три) года.

ТЕКУЩАЯ УЧЕБА ПЕРСОНАЛА

53. Текущая учеба по авиационной (транспортной) безопасности персонала осуществляется по утвержденным планам.

Цель текущей учебы по авиационной (транспортной) безопасности заключается в поддержании на должном уровне знаний, умений и навыков персонала.

Текущую учебу по авиационной (транспортной) безопасности в авиационных организациях проводят назначенные приказом по авиационной организации должностные лица, ответственные за организацию и проведение подготовки по авиационной безопасности, имеющие стаж работы в области обеспечения авиационной безопасности и соответствующее удостоверение о повышении квалификации по специализации "Инструктор по авиационной безопасности".

Текущая учеба может осуществляться в форме лекций, практических занятий и тренажерной подготовки.

Минимально допустимая годовая норма проведения текущей учебы по авиационной безопасности - 48 (сорок восемь) академических часов.

Результаты текущей учебы по авиационной безопасности регистрируются в Журнале текущей учебы по авиационной безопасности.