1. Введение
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия разработана с учетом:
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;
Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 868-р;
Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р;
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;
Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р;
Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р;
Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;
Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;
перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;
Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;
Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3684-р;
Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 558-р;
Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 2424-р;
государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных";
Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 г. N ДМ-П8-5;
Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации;
Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации;
иных документов стратегического планирования.
Стратегия учитывает положения Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов".
Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе национальных целей "комфортная и безопасная среда для жизни" и "цифровая трансформация".
Задачами для достижения указанной цели являются:
создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы для восстановления экономики;
повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;
формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
Стратегическое развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства базируется на реализации наиболее эффективных мер и инструментов, а также на ресурсном обеспечении реализации Стратегии, предусмотренном разделом XII Стратегии. Стратегией также предусмотрена взаимосвязь мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" с мероприятиями других национальных проектов, в том числе в случае принятия решений о продлении сроков реализации соответствующих национальных проектов.
За счет новых подходов к градостроительной политике Стратегией формулируются задачи для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта. Это стало возможным за счет определения в Стратегии приоритетов развития для городских агломераций и опорных населенных пунктов, систематизации пространственных данных, а также упрощения правил стратегического планирования и их синхронизации с порядками и сроками принятия градостроительных решений на местах.
Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты жилищной политики, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство и обновление городов с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.
Новый ритм строительству должны придать 3 направления его трансформации - административная, цифровая и профессиональная. Ключевыми задачами этих направлений являются:
сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов;
обеспечение максимальной прозрачности его процедур за счет их цифровизации;
исключение избыточных ограничений по использованию земельных участков для строительства, в том числе имея в виду реформу регулирования зон с особыми условиями использования территорий;
установление целевых ориентиров для совершенствования правил допуска на рынок строительных услуг новых организаций;
привлечение необходимых для выполнения поставленных задач строительных ресурсов и повышение производительности труда.
В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой внутренний продукт.
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:
первый - с 2022 года по 2024 год;
второй - с 2025 года по 2030 год с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей 2035 года.
В качестве базового периода определен 2021 год.
Основные понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"2 СТУ = норма" - механизм ускоренной актуализации сводов правил, утверждаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, для внедрения в практику проектирования повторяющихся (2 и более раза) нормативных технических требований, установленных в согласованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации специальных технических условиях (процедура ускоренной актуализации свода правил сохраняет в своем составе наличие публичного обсуждения и экспертизы);
"аддитивные технологии в строительстве" - технологии создания объектов капитального строительства путем их послойного наращивания и синтеза с помощью электронных геометрических моделей (3D-печать);
"бережливое строительство" - управленческая концепция, призванная сократить все возможные виды затрат, которые возникают в процессе производства (потери материалов, времени и усилий), в целях получения максимально возможной стоимости. Главные принципы "бережливого строительства" - систематизация всех звеньев производственного процесса и оптимизация работы каждого из них для достижения наибольшей эффективности;
"ветхое жилье" - вид жилого дома, техническое состояние основных конструктивных элементов которого в результате высокого физического износа (70 процентов и более) перестает удовлетворять заданным эксплуатационным характеристикам и требованиям;
"городская агломерация" - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми и социальными, связями;
"дезинвазия осадков" - обеззараживание осадков сточных вод;
"здоровые улицы" - это подход, который позволяет принимать взвешенные решения в транспортной и градостроительной политике с учетом приоритетов в области здравоохранения граждан;
"зеленое строительство" - вид строительства и эксплуатации зданий с минимальным воздействием на окружающую среду, в том числе в целях снижения уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства;
"зеленые здания" - здания, возведенные при помощи технологий, обеспечивающих экологичность и безопасность;
"зеленые решения" - инновационные и экологичные ресурсы и материалы, которые имеют новые и улучшенные технологические характеристики, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, и их использование существенно отличается от имеющихся альтернативных решений;
"зеленые стандарты" - стандарты, устанавливающие требования к "зеленым" технологиям среды жизнедеятельности и "зеленой" инновационной продукции;
"институт заказчиков работ и услуг для многоквартирных домов" - система взаимоотношений между собственниками помещений в многоквартирном доме и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, или организациями, предоставляющими услуги по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества;
"институт технического нормирования в строительстве" - центр компетенций в области технического регулирования в строительстве, организация, выполняющая работы по реализации программы национальной стандартизации в области строительства, разработке сводов правил в области строительства, проведению экспертизы документов по стандартизации в области строительства, информационному обеспечению национальной системы нормирования в строительстве, формированию и ведению реестра документов, содержащих требования, подлежащие применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
"институт экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" - один из механизмов обеспечения безопасности объектов капитального строительства посредством оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства;
"креативная экономика" - экономика, которая включает продукты и услуги со значительными креативными и инновационными компонентами, которая помимо отраслей культуры включает сферы информационно-коммуникационных технологий, компьютерных игр, моды, искусства, дизайна, видео, фотографии, кино, архитектуры и др.;
"новая программа расселения" - программа расселения аварийного жилья, признанного таковым в период с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г.;
"опорный населенный пункт" - населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого обеспечивается ускоренное развитие социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, обеспечивающих реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территорий одного или нескольких муниципальных образований;
"параметрический метод нормирования" - метод установления нормативных требований, при котором установление обязательных требований применяется только к эксплуатационным (функциональным) характеристикам объекта технического регулирования, в том числе к количественным параметрам, вне зависимости от его конструкции и исполнения. При этом способы достижения этих требований устанавливаются на добровольной основе с возможностью применения иных способов (подходов) на альтернативной основе;
"предписывающий метод нормирования" - метод установления нормативных требований, характеризующийся поэлементным описанием объекта (объект капитального строительства или его части), в соответствии с которым предписываются (устанавливаются) конкретные объемно-планировочные, конструктивные, инженерные и технологические решения, применяемые материалы и изделия с их рабочими характеристиками и др.;
"перспективный центр экономического роста" - территория одного или нескольких муниципальных образований и (или) акватория, обладающие потенциалом для обеспечения значительного вклада в экономический рост Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в среднесрочный и долгосрочный периоды (к перспективным центрам экономического роста относятся в том числе минерально-сырьевой центр и агропромышленный центр);
"реестровый принцип разработки технических требований" - принцип разработки технических требований, предполагающий возможность их практической имплементации (в том числе на обязательной основе) только после включения таких требований в соответствующий реестр;
"сбалансированное территориальное планирование" - планирование развития территорий с оптимальным соотношением объема застройки и возможностей развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в том числе при установлении функциональных зон, определении планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения, направленное на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;
"теория "пешеходного города" - градостроительная концепция, подразумевающая возрождение небольшого компактного города (или района);
"технологическая цепочка" - упорядоченная в порядке выполнения операций по переработке сырья совокупность юридических лиц, осуществляющих производственную деятельность по изготовлению конечного продукта в рамках полного технологического цикла;
"типовое проектирование" - разработка проектной и сметной документации на здания, сооружения и (или) их части (строительные конструкции), предназначенные для многократного повторного применения в строительстве;
"умный дом" - комплексная система автоматизации управления оборудованием, размещенным на объекте капитального строительства (как правило, применительно к жилым зданиям) и обеспечивающим работу систем инженерно-технического обеспечения и других функционально-технологических систем, характерных для объектов капитального строительства;
"формат "удаленной" работы" - способ организации труда, при котором работник выполняет установленные трудовые обязанности по своей работе с помощью информационно-коммуникационных технологий, не находясь на своем рабочем месте;
"цифровой двойник" объекта капитального строительства" - синхронизированная цифровая копия объекта капитального строительства, представляющая собой виртуальную модель, воспроизводящую форму оригинального объекта и все характерные для такого оригинала процессы, что позволяет однозначно идентифицировать все исторические изменения, выполненные для объекта-оригинала, а также прогнозировать жизненный цикл копируемого объекта;
"экономика совместного потребления" - описание экономической модели, основанной на коллективном использовании товаров и услуг, обмене или совместном найме вместо владения;
"энергосервисный контракт" - форма договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов (оплату коммунальных услуг и ресурсов) за счет повышения энергоэффективности и мероприятий по энергосбережению. Оплата по энергосервисному контракту осуществляется за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий.