3. Конкурентные условия на внутреннем рынке оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности

3. Конкурентные условия на внутреннем рынке оборудования
для пищевой и перерабатывающей промышленности

Внутренний рынок отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в целом характеризуется высоким уровнем конкуренции - открытая конкурентная среда сформирована низким уровнем таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка (импортные пошлины на комплектующие составляют до 10 процентов таможенной стоимости, многие виды оборудования освобождены от уплаты ввозных пошлин).

В результате отсутствия торговых барьеров для иностранных производителей (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) доля импортной техники в среднем на внутреннем рынке за последние 5 лет составила 70 процентов, а в отдельных сегментах внутреннего рынка отечественные производители практически не представлены (так, в сегменте оборудования для мясной промышленности, в том числе птицеперерабатывающей промышленности, средняя доля присутствия иностранных компаний на внутреннем рынке составляет 91 процент).

Распределение рыночных долей между отечественными и иностранными компаниями зависит прежде всего от особенностей потребляющих отраслей. Крупные российские компании пищевой промышленности в целом предъявляют спрос на иностранное оборудование (в том числе бывшее в употреблении), как правило, располагая для этого финансовыми ресурсами. Учитывая высокий уровень конкуренции на рынке пищевых продуктов, производители ориентированы на массовый выпуск собственной продукции высокого уровня качества, поэтому основными критериями выбора оборудования являются его высокая производительность и мощность. При этом они также обладают широкими возможностями реализации использованного оборудования на вторичном рынке, что увеличивает их инвестиционные возможности и позволяет обновлять основные фонды чаще.

Основными потребителями российского оборудования во многих сегментах пищевой промышленности в первую очередь являются малые и средние предприятия, чаще использующие менее производительное (средней и малой мощности) и более доступное по цене оборудование.