4. Совершенствование государственного управления и развитие международных отношений в сфере энергетики

4. Совершенствование государственного управления и развитие
международных отношений в сфере энергетики

Совершенствование государственного и корпоративного
управления в отраслях топливно-энергетического комплекса

Задачами по совершенствованию государственного управления отраслями топливно-энергетического комплекса являются:

оптимизация и обеспечение предсказуемости налогообложения и тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса;

развитие конкуренции и рыночных отношений в сфере энергетики;

повышение инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса;

обеспечение государственной, общественной и информационной безопасности в сфере энергетики;

обеспечение промышленной безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса;

обеспечение охраны труда в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи оптимизации и обеспечения предсказуемости налогообложения и тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса, включает:

законодательное закрепление принципа долгосрочного (не менее 5 лет) неувеличения уровня фискальной нагрузки, включающей налоговые и неналоговые платежи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, предусматривающее введение новых платежей только взамен действующих с сохранением или снижением общего уровня фискальной нагрузки;

законодательное закрепление основ государственного регулирования цен (тарифов), предусматривающее долгосрочное (не менее 5 лет) тарифообразование;

законодательное закрепление возможности регулирования на основе соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности с закреплением в таком соглашении долгосрочной цены (тарифа) на срок не менее 5 лет;

внедрение метода эталонных расходов (бенчмаркинга) в сфере регулирования тарифов на услуги энергетической инфраструктуры;

повышение прозрачности и публичности процессов тарифообразования в сфере энергетики.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи развития конкуренции и рыночных отношений в сфере энергетики, включает:

создание, продвижение и совершенствование биржевых механизмов реализации продукции нефтяной, газовой, нефтегазохимической и угольной отраслей топливно-энергетического комплекса, а также торговли производными инструментами на указанную продукцию;

планомерный переход к рыночным механизмам ценообразования в сфере энергетики с учетом социальной ответственности организаций топливно-энергетического комплекса.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи повышения инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса, наряду с мерами, обеспечивающими оптимизацию и обеспечение предсказуемости налогообложения и тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса, включает:

законодательное закрепление принципов защиты и поощрения инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

разработку и реализацию целевых моделей упрощения ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности;

реформу контрольно-надзорной деятельности;

повышение уровня платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи обеспечения государственной, общественной и информационной безопасности в сфере энергетики, включает:

профилактику и пресечение преступных и противоправных действий в сфере энергетики, в том числе нецелевого использования и хищения бюджетных средств, неплатежей, борьбу с коррупцией, теневой экономикой, производством и продажей контрафактной продукции;

пресечение деятельности, осуществляемой специальными службами и организациями иностранных государств, террористическими и экстремистскими организациями, направленной на нанесение ущерба инфраструктуре и объектам топливно-энергетического комплекса;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, защита объектов топливно-энергетического комплекса (в том числе объектов критической информационной инфраструктуры) от совершения актов незаконного вмешательства;

планомерный переход на использование отечественных автоматизированных систем управления технологическими процессами и программного обеспечения на особо важных объектах топливно-энергетического комплекса и объектах критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи обеспечения промышленной безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса, включает:

разработку и внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий;

повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в части, касающейся инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса;

сокращение количества бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса;

совершенствование правовых механизмов привлечения к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи обеспечения охраны труда в отраслях топливно-энергетического комплекса, включает:

реформирование контрольно-надзорной деятельности в сфере труда;

совершенствование системы управления охраной труда и предупреждения производственного травматизма, в том числе на основе риск-ориентированного подхода;

обеспечение безопасных условий труда работников организаций топливно-энергетического комплекса, в том числе путем внедрения роботизированных комплексов, исключающих присутствие персонала в потенциально опасных зонах;

сохранение отраслевой системы работы с технологическим персоналом в электроэнергетике, обеспечивающей соблюдение требований надежности и безопасности, а также требований охраны труда.

В целях координации мер государственного и корпоративного управления в отраслях топливно-энергетического комплекса в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов осуществляется регулярный мониторинг реализации документов стратегического и перспективного планирования в сфере энергетики.

В целях своевременного реагирования на вызовы и угрозы энергетической безопасности создается система управления рисками в области энергетической безопасности, основными задачами которой являются:

мониторинг, оценка и прогнозирование, в том числе в долгосрочной перспективе, состояния энергетической безопасности;

определение ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения угроз энергетической безопасности, снижения вероятности их реализации, а также для минимизации последствий их реализации;

определение задач субъектов энергетической безопасности и планирование мер по ее обеспечению;

контроль за реализацией мер по обеспечению энергетической безопасности и оценка их эффективности.

Показателем решения задачи оптимизации и обеспечения предсказуемости налогообложения и тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса является коэффициент фискальной нагрузки по видам деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса к уровню базового года, не выше:

2018 год - 1;

к 2024 году - 1;

к 2035 году - 1.

Показателем решения задачи повышения инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса является темп роста инвестиций в основной капитал в топливно-энергетическом комплексе к базового году:

2018 год - 100 процентов;

к 2024 году - 135 - 140 процентов;

к 2035 году - 180 - 200 процентов.

Показателем решения задачи обеспечения государственной, общественной и информационной безопасности в сфере энергетики является доля организаций топливно-энергетического комплекса, полностью отвечающих требованиям безопасности, не ниже:

2018 год - сведения носят конфиденциальный характер;

к 2024 году - сведения носят конфиденциальный характер;

к 2035 году - сведения носят конфиденциальный характер.

Показателем решения задачи обеспечения промышленной безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса является ежегодное снижение количества аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, процентов к базовому уровню:

к 2024 году - 5 процентов;

к 2035 году - 5 процентов.

Показателем решения задачи обеспечения охраны труда в отраслях топливно-энергетического комплекса является ежегодное снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве на 1000 работающих в отраслях топливно-энергетического комплекса, процентов к базовому уровню:

к 2024 году - 5 процентов;

к 2035 году - 5 процентов.

Развитие международных отношений в сфере энергетики

Внешняя политика Российской Федерации в сфере энергетики направлена на сохранение и укрепление позиций страны как одного из лидеров мирового энергетического рынка, снижение рисков и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности российских организаций топливно-энергетического комплекса.

В ситуации существующих и возможных внешних вызовов необходимо решение следующих задач в сфере международных отношений:

повышение эффективности участия в глобальной энергетической повестке;

развитие системы поддержки экспорта продукции и услуг российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих повышение эффективности участия в глобальной энергетической повестке, входят:

расширение участия в международной деятельности по обеспечению устойчивого развития глобальной энергетики, включая одобренную Организацией Объединенных Нации цель - обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;

формирование на принципах добросовестной конкуренции общих рынков энергетических ресурсов Евразийского экономического союза (нефть и нефтепродукты, газ и электрическая энергия), обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, технологий и инвестиций в сфере энергетики и включающих согласованную политику в области недропользования;

укрепление сотрудничества с Организацией стран-экспортеров нефти и не входящими в нее странами-экспортерами нефти, Форумом стран-экспортеров газа и другими международными многосторонними организациями в сфере энергетики;

активное участие в международных переговорах по энергетическим вопросам, в том числе в рамках обсуждения климатической политики, укрепление договорно-правовой базы энергетического сотрудничества, закрепление принципа баланса интересов экспортеров, импортеров и транзитеров энергетических ресурсов в практике международного взаимодействия в сфере энергетики, а также в деятельности международных организаций;

продвижение благоприятного имиджа российской энергетики;

расширение российского участия в работе профильных международных организаций и структур, включая их секретариаты, а также в специализированных подгруппах по энергетическому сотрудничеству (с ростом их количества) в составе двусторонних межправительственных комиссий.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих развитие системы поддержки экспорта продукции и услуг российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, входят:

стимулирование продуктовой и географической диверсификации экспортных поставок продукции и услуг организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения;

содействие российским организациям топливно-энергетического комплекса в приобретении ими активов в сегментах добычи, переработки и сбыта энергоносителей за рубежом, защите российских инвестиций;

поддержка российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения в рамках реализации международных проектов в энергетической сфере;

создание института энергетических атташе;

совершенствование национального механизма мониторинга изменения конъюнктуры мировых энергетических рынков.

Показателем решения задачи повышения эффективности участия в глобальной энергетической повестке является место Российской Федерации в рейтинге Мирового энергетического совета, сформированном на основе индекса Трилеммы:

2018 год - 42;

к 2024 году - 30 - 37;

к 2035 году - 20 - 30.

Показателем решения задачи развития системы поддержки экспорта продукции и услуг российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения является доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в общем объеме экспорта российских энергетических ресурсов, не менее:

2018 год - 27 процентов;

к 2024 году - 49 процентов;

к 2035 году - 50 процентов.