4. Развитие системы управления рисками

4. Развитие системы управления рисками

Система управления рисками является основным инструментом определения объектов и форм таможенного контроля.

Целью развития риск-ориентированного подхода при проведении таможенного контроля является создание "умной", гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рисками.

Это будет достигнуто за счет реализации мероприятий, направленных на совершенствование всего цикла управления рисками.

Основными задачами в этой области являются:

соблюдение одного из важнейших принципов Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур о проведении таможенного контроля на минимальном уровне, необходимом для соблюдения законодательства;

повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков на всех стадиях совершения таможенных операций (при получении предварительной информации о ввозе товаров, при их прибытии в пункт пропуска, при декларировании и при проверках после выпуска товара);

внедрение технологии автоматической оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени;

выстраивание организационной структуры для создания действенного механизма по оперативному реагированию на возникающие рисковые ситуации и их пресечению;

расширение информационных ресурсов для анализа рисков путем интенсификации сотрудничества с иными государственными органами в рамках технологий межведомственного взаимодействия, зарубежными таможенными администрациями, профессиональными объединениями импортеров, крупными производителями товаров, отраслевыми союзами и ассоциациями, использование иных источников информации;

использование в аналитической работе при реализации процесса управления рисками программных средств с возможностью интеллектуального анализа больших массивов данных;

расширение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, основанного на принципах обмена результатами применения системы управления рисками, сопряжения информационно-программных средств, путем внедрения межведомственных карт (профилей) рисков на отдельные категории товаров (требующих межведомственного взаимодействия);

углубление сотрудничества с таможенными администрациями иностранных государств по взаимодействию в управлении рисками;

интеграция сегментов системы управления рисками таможенных служб государств - членов Союза;

выстраивание взаимодействия на основе соглашений о сотрудничестве в области управления рисками;

проведение международных сопоставлений эффективности управления рисками;

совершенствование подходов в оценке деятельности участников внешнеэкономической деятельности для дальнейшего стимулирования выстраивания модели поведения участников внешнеэкономической деятельности, характеризующих их как добросовестных и законопослушных.