3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля"

3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка
угольной продукции и укрепление позиций России
на мировом рынке угля"

Целями подпрограммы "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля" являются формирование благоприятной рыночной среды для стимулирования использования угля внутри страны и привлечение инвестиций в развитие транспортной и портовой инфраструктуры для увеличения экспорта угля.

Основные мероприятия указанной подпрограммы реализуются по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы для стимулирования использования угля на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов;

развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для диверсификации направлений поставки угольных грузов внутри страны и для реализации экспортного потенциала угольных компаний;

создание новых энергоблоков угольной генерации;

создание и развитие коксохимических комплексов;

строительство новых и перевод действующих объектов жилищно-коммунального хозяйства на угольное топливо взамен мазута;

повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет использования внутренних резервов угольных компаний.

Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы должны обеспечить снижение доли транспортных затрат в цене угля, способствовать улучшению позиции угля в межтопливной конкуренции в электроэнергетике, в том числе за счет увеличения потребления качественного угля и продукции с высокой добавленной стоимостью.

Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы предусматривают:

совершенствование действующей системы учета запасов угля в части обеспечения ее полного соответствия требованиям международных систем учета запасов;

стимулирование перехода угольных компаний на международные стандарты финансовой отчетности;

введение налогообложения в Российской Федерации доходов компаний, находящихся в оффшорной юрисдикции, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании;

введение запрета на предоставление государственной поддержки компаниям, находящимся в оффшорной юрисдикции, и на получение ими такой поддержки;

введение запрета на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в оффшорной юрисдикции;

создание системы экономических и правовых стимулов, обеспечивающих высокие темпы развития рынка сервисных услуг (аутсорсинг) для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;

совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожных перевозок угля с учетом создания условий для устойчивости, безопасности функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования при обеспечении баланса интересов железнодорожных операторов и грузовладельцев;

стимулирование практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке;

создание и использование биржевых индексов для повышения объективности ценообразования в торговле углем на внутреннем рынке и организации биржевой торговли угольным топливом;

разработку дополнений к нормативным требованиям по обязательному применению калорийного эквивалента при оценке качества произведенной продукции;

содействие межтопливной конкуренции угля и природного газа для обеспечения непревышения цен на потребление природного газа по сравнению с ценами на уголь менее чем в 2,5 раза;

субсидирование региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих мероприятия по использованию угля в качестве источника энергии на объектах теплоэнергетики в случае их экономической эффективности;

организацию схемы экспортного финансирования поставок российского угля в Китайскую Народную Республику с использованием ресурсов китайских банков;

стимулирование промышленного извлечения метана из угольных месторождений и его использование в экономике страны;

стимулирование развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, синтетическое жидкое топливо), в том числе путем предоставления налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций.

Мероприятия по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры должны быть синхронизированы и призваны обеспечить укрепление позиций России на мировом рынке угля с дальнейшим развитием сложившихся в последнее десятилетие тенденций по увеличению физических объемов экспорта. При этом предполагается создание условий для опережающего роста объемов экспорта на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона по отношению к экспорту в европейские страны, где прогнозируется замедление темпов роста потребления.

Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры предусматривают:

реконструкцию порта Мурманск;

строительство угольного терминала "Лавна" на западном берегу Кольского залива;

строительство специализированного угольного терминала в лагуне Аринай (Чукотский автономный округ);

строительство двух специализированных перегрузочных комплексов по перевалке угля в порту Тамань;

техническое перевооружение порта Посьет;

строительство угольного терминала в рамках развития транспортного узла "Восточный - Находка" в порту Восточный;

реконструкцию подходного канала к причалам N 31 - 35 и акватории к причалам N 33 - 35 морского порта Восточный;

строительство 3-й очереди угольного комплекса общества с ограниченной ответственностью "Восточный порт" в порту Восточный;

развитие перевалочных мощностей открытого акционерного общества "Дальтрансуголь" в порту Ванино;

строительство транспортно-перегрузочного комплекса в бухте Мучка Хабаровского края;

строительство угольного перегрузочного терминала в районе мыса Бурный (Хабаровский край);

модернизацию морского порта Шахтерск;

строительство нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий в бухте Суходол (Приморский край);

строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в районе мыса Открытый (Приморский край).

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры предусматривают:

увеличение пропускной способности железных дорог в направлениях Кузбасс - Урал - порты Балтийского, Баренцева, Японского морей и Азово-Черноморского бассейна;

развитие Байкало-Амурской магистрали;

увеличение пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань;

строительство железной дороги к Элегестскому угольному месторождению;

окончание строительства инфраструктуры железной дороги к Эльгинскому угольному месторождению;

развитие направления Междуреченск - Абакан - Тайшет;

развитие промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе;

создание парка вагонов с нагрузкой на ось до 27 тонн для перевозки угля в тяжеловесных составах.

Кроме того, в Республике Коми возможна реализация проекта "Строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь (Соликамск) - проект "Белкомур" в случае принятия решения об организационно-правовой и финансово-экономической схемах реализации проекта и определения источников финансирования.

В Республике Тыва при строительстве железной дороги Кызыл-Курагино, в случае заинтересованности инвесторов Китайской Народной Республики, возможно ее продолжение из Кызыла через западную Монголию в Китай для увеличения экспортного потенциала в юго-восточном направлении.

Расходы бюджетных средств на развитие транспортной инфраструктуры на период до 2018 года составят 260 млрд. рублей, в том числе 110 млрд. рублей - средства федерального бюджета и 150 млрд. рублей - средства Фонда национального благосостояния.

Организационные мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение эффективного взаимодействия представителей заинтересованных федеральных и региональных органов государственной власти, угольных, электрогенерирующих и транспортных компаний в ходе реализации проектов по развитию логистической инфраструктуры.

Мероприятия подпрограммы предполагают инвестиционное сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры угля, освоения производства продуктов глубокой переработки угля и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, а также формирование консорциумов из российских и зарубежных угольных компаний.

В период до 2020 года реализация мероприятий подпрограммы предусматривает:

снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и международный рынки;

повышение "прозрачности" угольного бизнеса и развитие системы аутсорсинга;

достижение максимального объема переработки каменных энергетических углей с учетом требований рынка;

реализацию пилотных проектов по глубокой переработке угля и добыче шахтного метана.

В дальнейшем (после 2020 года) предусматривается промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).

В результате реализации комплекса мер будут созданы предпосылки для роста внутреннего спроса на российский уголь с 184 млн. тонн в 2010 году до 200 млн. тонн в 2030 году, а экспорта российского угля с 116 млн. тонн до 240 млн. тонн. Оценка спроса на российский уголь приведена в приложении N 3.

Оценка потребности тепловых электростанций практически совпадает с параметрами Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года Схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2017 годы. При этом на тепловых электростанциях Российской Федерации возможно замещение экибастузских углей кузнецкими в соответствии с их конкурентоспособностью и намерениями компаний по модернизации топливно-энергетической системы. Прогнозные оценки потребности в этих программных документах не носят нормативного характера и могут уточняться в ходе их реализации.

Наряду с развитием традиционной угольной генерации предусматриваются:

разработка и создание экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков на суперсверхкритических параметрах пара с коэффициентом полезного действия 43 - 46 процентов мощностью 660 - 800 МВт;

создание экологически чистых парогазовых установок мощностью 200 - 600 МВт с газификацией твердого топлива и с коэффициентом полезного действия 50 - 52 процента и парогазовой установки на угольном синтез-газе;

разработка и создание головных образцов и освоение энерготехнологических комплексов совместной выработки электроэнергии и синтетического жидкого топлива при работе на газообразном и твердом топливе.

Потребность металлургической промышленности в российских коксующихся углях (в основном в концентратах) оценена в 40 млн. тонн, что примерно соответствует сегодняшнему уровню потребления. Предусматривается укрепление собственной сырьевой базы угольно-металлургических холдингов за счет освоения Усинского месторождения в Республике Коми, месторождений Улугхемского бассейна в Республике Тыва. Максимальное использование потенциала производственных мощностей по добыче жирных, газовых жирных, коксовых, коксовых жирных углей на Элегестском, Межэгейском, Апсатском, Кабактинском, Эльгинском, Денисовском и Чульмаканском месторождениях предусматривается обеспечивать за счет наращивания экспорта коксующегося угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Оценка баланса производства и потребления коксующихся углей приведена в приложении N 4.

В долгосрочной перспективе стоит задача по созданию и развитию коксохимических комплексов, использующих угли Улугхемского и Южно-Якутского угольных бассейнов. Одно из направлений для решения этой задачи - организация производства моторных топлив методом гидрогенизации в непосредственной близости от создаваемых коксохимических комплексов. При этом обеспечивается полная переработка каменноугольной смолы, побочного экологически небезопасного продукта в качестве сырья при получении моторных топлив, что является значимым достижением в обеспечении региональной экологической безопасности.

Строительство новых и перевод действующих объектов жилищно-коммунального хозяйства на угольное топливо взамен мазута будет стимулировать региональные рынки сбыта угольной продукции и позволит сократить расходы населения на коммунальные платежи за тепловую энергию за счет удешевления выработки тепла местными котельными.

Мероприятия указанной подпрограммы разработаны с учетом решений, принятых на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (протокол от 26 августа 2013 г. N А60-26-569), и приведены в приложении N 1 к Программе, включены в Транспортную стратегию России на период до 2030 года, федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 - 2020 годы)", государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", дорожную карту о сотрудничестве в угольной сфере Россия - Китай.