ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2024 г. N 472
О КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕРВИСАХ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА
В целях оптимизации процесса организации работы государственных служащих и работников органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов и государственных учреждений за счет применения современных информационных технологий Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о коммуникационных сервисах автоматизированного рабочего места.
2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить предоставление коммуникационных сервисов автоматизированного рабочего места органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам, государственным учреждениям, органам публичной власти федеральной территории "Сириус" и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации".
3. Установить, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
обеспечивает функционирование, масштабирование, администрирование и обеспечение бесперебойной работы программного обеспечения, входящего в состав коммуникационных сервисов автоматизированного рабочего места, в целях их предоставления органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам, государственным учреждениям, органам публичной власти федеральной территории "Сириус" и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации";
осуществляет мониторинг использования коммуникационных сервисов автоматизированного рабочего места при организации работы в органах государственной власти, государственных внебюджетных фондах, государственных учреждениях, органах публичной власти федеральной территории "Сириус" и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации".
4. Федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральным службам и федеральным агентствам, подведомственным федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, подведомственным указанным федеральным органам исполнительной власти государственным учреждениям, государственным внебюджетным фондам, участвующим в эксперименте, проводимом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1114 "О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных учреждений, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению органов государственной власти, государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением", обеспечить при организации работы государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и (или) работников государственных внебюджетных фондов, государственных учреждений использование коммуникационных сервисов автоматизированного рабочего места в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
5. Рекомендовать федеральным министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральным службам и федеральным агентствам, подведомственным этим федеральным министерствам, иным органам государственной власти Российской Федерации (кроме указанных в пункте 4 настоящего постановления), подведомственным им государственным учреждениям, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации и государственным учреждениям субъектов Российской Федерации использовать коммуникационные сервисы автоматизированного рабочего места в организации их работы.
6. Обеспечение комплексного предоставления коммуникационных сервисов автоматизированного рабочего места органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам и государственным учреждениям, органам публичной власти федеральной территории "Сириус" и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
7. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить создание федеральной государственной информационной системы "Автоматизированное рабочее место государственного служащего" согласно плану создания и развития государственных информационных систем на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", утверждаемому протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о создании и функционировании федеральной государственной информационной системы "Автоматизированное рабочее место государственного служащего".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2024 г. N 472
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕРВИСАХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
РАБОЧЕГО МЕСТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели и задачи обеспечения функционирования коммуникационных сервисов автоматизированного рабочего места (далее - сервисы), состав участников информационного взаимодействия, осуществляемого посредством сервисов (далее - участники взаимодействия), и их полномочия, функции сервисов, а также порядок их использования.
2. Сервисы являются электронными сервисами, предоставляемыми на базе отечественного программного обеспечения, предназначенного для информационного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности государственных служащих и (или) работников органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов и государственных учреждений, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - пользователи), включающими модули, указанные в пункте 7 настоящего Положения, и иное сопутствующее программное обеспечение.
3. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины:
"инфо-каналы" - групповые каналы коммуникации участников взаимодействия, владельцы которых имеют возможность публиковать текстовые сообщения с учетом форматирования и добавлять вложенные файлы, в том числе графические;
"инфраструктура" - вычислительные мощности и сетевое оборудование, необходимые для эксплуатации программного обеспечения;
"модуль" - часть (фрагмент) программного обеспечения, выполняющая определенную задачу по реализации функций сервисов;
"уведомление" - звуковой и визуальный сигналы о непрочитанных электронных сообщениях, электронных письмах с возможностью отключения и включения таких сигналов;
"электронное сообщение" - информация, переданная или полученная с помощью сервисов посредством текстового, речевого, графического или мультимедийного сообщения, переданного или полученного пользователем;
"электронное письмо" - текстовое или мультимедийное электронное сообщение, переданное или полученное пользователем посредством модуля электронной почты.
Иные термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Предоставление сервисов пользователям обеспечивается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с временным (на период проведения эксперимента, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1114 "О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных учреждений, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению органов государственной власти, государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением" (далее - эксперимент) регламентом подключения пользователей к сервисам, разрабатываемым и утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - регламент).
II. Цели, задачи и функции
5. Целями внедрения и функционирования сервисов являются обеспечение свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности пользователей, повышение эффективности государственного управления и обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
6. Задачами обеспечения функционирования сервисов являются:
а) обеспечение предоставления пользователям доступа к сервисам, в том числе дистанционного (удаленного) доступа;
б) повышение уровня защиты информации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей пользователями посредством использования сервисов;
в) повышение эффективности работы и межведомственного взаимодействия пользователей;
г) использование отечественного программного обеспечения.
7. Функции сервисов реализуются посредством следующих модулей:
а) модуль обмена мгновенными электронными сообщениями и аудио- видеозвонками с возможностью создания инфо-каналов, поиска по адресно-справочному каталогу и управления пользовательскими настройками;
б) модуль электронной почты, обеспечивающий пользователю возможность использовать электронную почту для обработки и хранения входящих и исходящих электронных писем, а также для других пользовательских настроек работы почтовой системы, в том числе хранения файлов вложений, адресно-справочного каталога, уведомления о новых письмах, оформления интерфейса, информирования пользователя, с обеспечением антивирусной защиты;
в) модуль файлового хранилища, обеспечивающий пользователю возможность загружать, хранить, обрабатывать, скачивать и отправлять файлы разных размеров, а также совместно редактировать документы в облачном пространстве с обеспечением антивирусной защиты;
г) модуль, обеспечивающий пользователю возможность просмотра информации об организационной структуре соответствующего пользователя, использующего возможности, предоставляемые сервисами, а также обеспечивающий возможность получения уведомлений, иных коммуникационных сервисов, адресной книги, календаря и управления задачами;
д) модуль календаря, обеспечивающий создание, редактирование встреч, состава участников встреч, настройку рабочего графика;
е) модуль администрирования, обеспечивающий возможность управления учетными записями и объемом доступных сервисов лицами, наделенными правами для осуществления деятельности в административной части программного обеспечения сервисов (администраторами);
ж) модуль интеграции сервисов с информационными системами, обеспечивающий взаимодействие сервисов с информационными системами для оперативного обмена информацией и информирования пользователя о событиях, возникающих в информационных системах, с использованием возможностей, предоставляемых сервисами;
з) модуль аутентификации и авторизации пользователей, обеспечивающий персонифицированный доступ к сервисам.
III. Состав участников взаимодействия
8. Участниками взаимодействия при обеспечении функционирования сервисов являются:
а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
б) органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, государственные учреждения, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", автономная некоммерческая организация "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", использующие сервисы.
9. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает:
а) тестирование на совместимость отечественного программного обеспечения, используемого при предоставлении сервисов, с информационными системами, включая государственные информационные системы;
б) защиту информации, передаваемой посредством сервисов в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, в том числе посредством утверждения модели угроз и нарушителя информационной безопасности коммуникационных сервисов;
в) определение перечня полномочий участников взаимодействия;
г) техническую поддержку участников взаимодействия, пользователей в порядке, установленном регламентом;
д) извещение участников взаимодействия с использованием сервисов о сроках проведения профилактических работ не позднее чем за 3 рабочих дня до начала их проведения в порядке, установленном регламентом;
е) мониторинг использования сервисов;
ж) выполнение иных действий, необходимых для обеспечения функционирования сервисов.
10. В целях организации работы с сервисами участники взаимодействия в рамках своей компетенции и в соответствии с настоящим Положением и принимаемыми в соответствии с ним актами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) обеспечивают пользователям возможность применения сервисов;
б) принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение:
должностного лица, ответственного за использование сервисов, в должности не ниже заместителя руководителя;
лиц, наделенных правами для осуществления деятельности в административной части программного обеспечения сервисов (администраторов);
в) обеспечивают соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, при использовании сервисов пользователями.
IV. Порядок использования сервисов
11. Подключение участников взаимодействия к сервисам осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с регламентом.
12. Использование сервисов пользователями осуществляется в рамках предоставленных им прав доступа в соответствии с регламентом.
13. Технологические и программные средства сервисов обеспечивают единство нормативно-справочной информации (словари, справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками информационного взаимодействия, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации"). Перечень используемых для функционирования сервисов словарей, справочников, реестров и классификаторов, а также порядок их формирования и ведения устанавливаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
14. Состав информационных систем, подлежащих подключению к сервисам, определяется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
15. Порядок подключения информационных систем к сервисам, порядок информационного взаимодействия и состав передаваемых посредством сервисов сведений определяются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и операторами указанных информационных систем в соответствии с соглашением о взаимодействии (совместными ведомственными актами).
V. Защита информации
16. Информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, а также служебная информация ограниченного распространения не подлежат передаче и обработке посредством сервисов.
17. Информация, передаваемая посредством сервисов, подлежит защите в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом "О персональных данных", при этом обеспечиваются:
а) идентификация и аутентификация пользователей и сервисов;
б) управление доступом пользователей к сервисам;
в) регистрация событий нарушения безопасности;
г) антивирусная защита;
д) обнаружение (предотвращение) несанкционированного доступа к сервисам;
е) контроль (анализ) защищенности информации;
ж) защита технических средств.
18. Детальный состав мер и средств обеспечения информационной безопасности сервисов, а также требования к техническим и программным средствам должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.