I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации

I. Приоритеты и цели государственной политики,
в том числе общие требования к государственной политике
субъектов Российской Федерации

Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса, отражены в следующих стратегических программных документах долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса:

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. N 1209-р;

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р;

Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1099-р;

генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года;

генеральная схема развития газовой отрасли Российской Федерации на период до 2030 года.

Целью государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" (далее - Программа) является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.

Цель Программы находится в непосредственной компетенции Министерства энергетики Российской Федерации и соответствует цели Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, касающейся создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям в энергоресурсах растущей экономики, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих задач, соответствующих сфере деятельности и функциям ответственного исполнителя Программы:

развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности;

обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом;

развитие нефтегазовой и угольной отраслей топливно-энергетического комплекса для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам;

содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.

Энерго- и ресурсосбережение в рамках реализации задачи по развитию энергосбережения и повышению энергоэффективности являются важнейшими факторами, обеспечивающими эффективность функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики в целом. Энерго- и ресурсосбережение достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам, основанным на внедрении наилучших доступных и инновационных технологий, и оптимизационным формам управления, а также повышением качества продукции, использованием международного опыта и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей, а также способствует снятию барьеров экономического развития за счет снижения технологических ограничений.

Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляются за счет проведения различных информационных и поддерживающих мероприятий, включая проведение тематических форумов и круглых столов; организацию всероссийских и региональных конкурсов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; подготовку и распространение государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации; сопровождение, эксплуатацию и модернизацию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В целях обеспечения информационно-аналитического и экспертного сопровождения деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса и в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - уполномоченный орган), может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых он осуществляет.

В рамках реализации задачи по обеспечению потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом перспективные уровни производства электро- и теплоэнергии определяются ожидаемой динамикой внутреннего спроса на нее, который будет существенно опережать рост спроса на первичные топливно-энергетические ресурсы. При этом темпы увеличения потребления электроэнергии определяются региональными стратегиями социально-экономического развития, в результате чего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке они будут существенно выше, чем средние темпы по России.

При рассмотрении перспектив развития электроэнергетики необходимо учитывать следующие тенденции:

изменение географии электропотребления в стране, проявляющееся в смещении центров электропотребления в восточные регионы страны и города европейской части России;

рост сезонных и суточных пиковых нагрузок в Единой энергетической системе России.

К числу основных проблем электроэнергетики относятся:

дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны;

неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком полупиковых и пиковых маневренных электростанций;

снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления;

длительное технологическое отставание в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий;

низкая энергетическая и экономическая эффективность отрасли (низкий коэффициент полезного действия большинства тепловых электростанций, высокие потери в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей в Единой энергетической системе России;

крайне высокая зависимость электроэнергетики от природного газа;

отсутствие полноценного конкурентного рынка электроэнергии и мощности;

недостаточность инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры с целью обеспечения выдачи мощности новых генерирующих объектов и обеспечения технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;

наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке.

Стратегическими целями развития электроэнергетики являются:

обеспечение энергетической безопасности страны и регионов;

удовлетворение потребностей экономики и населения страны в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику;

обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

Для достижения стратегических целей развития электроэнергетики необходимо решить следующие ключевые вопросы:

сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и отдельных ее регионов;

дальнейшее развитие Единой энергетической системы России, в том числе за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем;

расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети) для обеспечения потребностей экономики и общества в электроэнергии;

развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии, обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;

опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли;

обеспечение живучести, режимной надежности, безопасности и управляемости электроэнергетических систем, а также необходимого качества электроэнергии;

развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, развития электросетевого хозяйства и сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов;

разработка и реализация механизма сдерживания цен за счет технологического инновационного развития отрасли, снижения затрат на строительство генерирующих и сетевых мощностей, развития конкуренции в электроэнергетике и смежных отраслях, а также за счет создания государственной системы управления развитием электроэнергетики;

синхронизация модели рынка электроэнергии и модели рынка теплоснабжения в целях обеспечения приоритета комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и создания условий для повышения энергоэффективности сферы теплоснабжения.

В рамках реализации задачи по развитию нефтегазовой и угольной отраслей топливно-энергетического комплекса для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам недостаточная степень технической перевооруженности мощностей по переработке углеводородных ресурсов ведет к невозможности достижения глубины переработки нефти, при которой произведенные нефтепродукты смогут успешно продаваться на мировых рынках.

В целях создания надежной инфраструктуры энергоснабжения, обеспечивающей проведение в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предлагается реализовать мероприятия по модернизации и новому строительству электросетевых объектов путем осуществления бюджетных инвестиций в уставный капитал публичного акционерного общества "Российские сети" с возможной последующей передачей средств федерального бюджета в дочерние общества, являющиеся заказчиками (застройщиками) объектов, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о предоставлении бюджетных инвестиций.

В части обеспечения выпуска качественных нефтепродуктов определены требования на уровне мировых стандартов к качеству продукции, что вынуждает российских производителей значительно повысить глубину переработки нефти и стимулирует выйти на новый качественный уровень в производстве топлива.

В рамках реализации задачи по содействию инновационному развитию топливно-энергетического комплекса поддержка разработки и внедрения конкурентоспособной техники и технологий, обновления, модернизации и ввода новых мощностей в топливно-энергетическом комплексе рассматривается Министерством энергетики Российской Федерации в качестве одной из важнейших задач, ключевыми направлениями решения которой служат усиление инвестиционной активности в части инноваций и применения наилучших доступных технологий.

Первоочередное внимание при реализации инновационной политики уделяется созданию и внедрению энергоэффективных технологий, в том числе наилучших доступных, направленных на решение первоочередных проблем ускоренного развития топливно-энергетического комплекса и учитывающих приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации".

Инновационное развитие топливно-энергетического комплекса базируется на создании и совершенствовании инновационной инфраструктуры, позволяющей довести инновацию до конечного пользователя, в рамках устойчивой национальной инновационной системы.

Важнейшими инструментами решения задач модернизации и перспективного развития секторов топливно-энергетического комплекса и создания инновационной энергетики являются технологические платформы в энергетической сфере, основанные на принципах государственно-частного партнерства, и программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием.

Для содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса необходима адекватная информационно-аналитическая поддержка. Такую поддержку должна обеспечить государственная информационная система топливно-энергетического комплекса, создание которой предусмотрено на первом этапе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р. Помимо информационно-аналитической поддержки решения задач Программы государственная информационная система топливно-энергетического комплекса предназначена для информационного обеспечения реализации государственной энергетической политики, в частности для решения задач государственного управления функционированием и развитием топливно-энергетического комплекса России, направленных на достижение следующих целей:

сбалансированное развитие современной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, обеспечивающей снижение топливных издержек в экономике;

повышение бюджетной эффективности топливно-энергетического комплекса;

повышение доступности услуг топливно-энергетического комплекса для населения;

повышение конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России и дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему;

повышение комплексной безопасности и устойчивости топливно-энергетического комплекса;

обеспечение мероприятий в сфере экологической безопасности и внедрения наилучших доступных технологий;

улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений.

В ходе работ по созданию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса с учетом изменившихся геополитических факторов, рыночной ситуации, а также изменений нормативно-правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса и смежных отраслях, в том числе в части состава субъектов государственной энергетической системы топливно-энергетического комплекса, полномочий федеральных органов исполнительной власти, предоставляемых ими государственных услуг, в целях более эффективной и качественной информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере топливно-энергетического комплекса определены направления доработки в 2018 году форм обязательного предоставления субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, требующие внесения изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", а также в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие создание, эксплуатацию и развитие государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, в том числе утверждение форм обязательного предоставления субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса.

После актуализации указанной нормативно-правовой базы предусматривается осуществить мероприятия по доработке программного обеспечения, подготовительные мероприятия к вводу государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса в эксплуатацию и ввести указанную государственную информационную систему в эксплуатацию в первой половине 2019 года.

Указанные мероприятия реализуются в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса на Дальнем Востоке

Целью реализации Программы на территории Дальнего Востока является гарантированное обеспечение доступной энергетической и тепловой энергией потребителей Дальнего Востока, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Дальнего Востока.

Задачами реализации Программы на территории Дальнего Востока являются:

выравнивание цен (тарифов) на электрическую энергию на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня;

развитие электрической генерации за счет роста возобновляемых источников энергии, в том числе в удаленных и труднодоступных районах Дальнего Востока;

снижение стоимости и сокращение сроков подключения новых потребителей к электрическим сетям;

развитие магистральных электрических сетей в целях включения изолированных энергетических систем Дальнего Востока в единую энергетическую систему России в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. N 1209-р;

развитие распределительных электрических сетей для обеспечения электрической энергией земельных участков, предоставленных гражданам на территории Дальневосточного федерального округа;

исключение отказов в технологическом присоединении дополнительных нагрузок потребителей в связи с отсутствием сетевого ресурса;

обеспечение газификации Дальнего Востока на уровне не ниже среднероссийского.

Основными результатами реализации задач Программы на территории Дальнего Востока должны стать увеличение на территории Дальневосточного федерального округа к 2020 году добычи нефти, включая газовый конденсат, уровня газификации потребителей природным газом, выравнивание цен (тарифов) на электрическую энергию на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня, повышение надежности и эффективности энергоснабжения изолированных энергетических систем Дальневосточного федерального округа.

В целях опережающего развития Дальневосточного федерального округа предлагается реализовать ряд проектов.

В части развития электроэнергетики за счет средств федерального бюджета в объеме 50 млрд. рублей, направленных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1564 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" в уставный капитал публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", предусмотрено строительство следующих объектов электроэнергетики на территории Дальнего Востока:

Якутская государственная районная электростанция - 2 (1-я очередь) мощностью 193,48 МВт и 469,6 Гкал/ч, предназначенная для замещения выбывающих мощностей действующей Якутской государственной районной электростанции, создания резерва мощности и повышения надежности энергоснабжения потребителей (срок ввода - 2017 год);

Сахалинская государственная районная электростанция - 2 (1-я очередь) мощностью 120 МВт и 18,2 Гкал/ч, предназначенная для замещения выбывающих мощностей действующей Сахалинской государственной районной электростанции, обеспечения нормативного резерва мощности (срок ввода - 2018 год);

Благовещенская теплоэлектроцентраль (2-я очередь) мощностью 120 МВт и 188 Гкал/ч, предназначенная для ликвидации дефицита тепловой мощности в г. Благовещенске и повышения надежности электроснабжения потребителей (срок ввода - 2015 год);

Теплоэлектроцентраль в г. Советская Гавань мощностью 126 МВт и 200 Гкал/ч, предназначенная для удовлетворения растущего спроса на электрическую и тепловую энергию в Совгаванском районе в соответствии с планами формирования портовой особой экономической зоны и замещения выбывающих мощностей неэффективного оборудования Майской государственной районной электростанции (срок ввода - 2019 год).

В целях обеспечения надежного энергоснабжения объектов транспортной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей и на основании данных об увеличении потребления электрической энергии и максимальной мощности энергопринимающих устройств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" при различных вариантах организации грузового движения по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации, открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и акционерным обществом "Системный оператор Единой энергетической системы" разработало комплекс мероприятий по строительству и реконструкции магистральных электрических сетей, обеспечивающих энергоснабжение Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в границах Восточного полигона открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а также надежное энергоснабжение существующих и перспективных промышленных потребителей Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе мероприятия по энергоснабжению Удоканского месторождения меди.

Указанный комплекс мероприятий реализуется параллельно с проектом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р.

Мероприятия выполняются в рамках инвестиционной программы публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" за счет собственных средств этого общества, без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целях обеспечения потребностей добывающей отрасли Магаданской области Министерство энергетики Российской Федерации проводит мониторинг хода реализации мероприятий, необходимых для технологического присоединения воздушной линии электропередачи мощностью 220 кВ "Оротукан - Палатка - Центральная" к электрическим сетям публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго", осуществляемых в рамках сводной инвестиционной программы группы компаний РусГидро в соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N ЮТ-П9-59пр.

Решением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 9519п-П9 утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Об обеспечении энергоснабжения Чукотского автономного округа при замещении выбывающих объектов генерации", реализация которого позволит решить вопросы замещения мощностей выводимой из эксплуатации в 2019 - 2021 годах Билибинской атомной электростанции мощностью 48 МВт, обеспечить теплоснабжение гг. Певек и Билибино, а также электроснабжение существующих и перспективных потребителей Чаун-Билибинского энергоузла.

В настоящее время публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" за счет собственных средств осуществляет проектирование объектов по производству электрической и тепловой энергии в г. Билибино и линии электропередачи мощностью 110 кВ между гг. Певек и Билибино.

В части развития нефтепереработки в соответствии с соглашениями между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии осуществляется модернизация Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Альянс") и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть").

В 2014 - 2020 годах на указанных нефтеперерабатывающих заводах запланировано ввести в эксплуатацию следующие установки вторичной переработки нефти:

на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе - установка висбрекинга (новая);

на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе:

установка гидрокрекинга (новая);

установка гидроочистки дизельного топлива (новая).

Реализация указанных мероприятий позволит увеличить объем моторных топлив, вырабатываемых на этих нефтеперерабатывающих заводах, с 3721,6 тыс. тонн в год в 2012 году, до 4772,9 тыс. тонн в год к 2015 году и 6719,8 тыс. тонн в год к 2020 году, что значительно улучшит обеспечение потребителей Дальневосточного федерального округа моторными топливами.

Указанные мероприятия осуществляются без привлечения бюджетных средств Российской Федерации.

Советом директоров публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" принято решение о реализации в Партизанском муниципальном районе Приморского края (Падь Елизарова) проекта "Восточный нефтехимический комплекс" мощностью до 15,4 млн. тонн в год по углеводородному сырью (I и II очереди проекта).

После завершения всех этапов строительства к 2022 году в рамках проекта "Восточный нефтехимический комплекс" планируется производить до 9 млн. тонн нефтепродуктов в год, в том числе до 1,6 млн. тонн автомобильного бензина и до 6 млн. тонн дизельного топлива, а также до 3 млн. тонн продуктов нефтехимии, в том числе до 0,9 млн. тонн полиэтилена и до 0,7 млн. тонн полипропилена.

В части развития газовой отрасли и в целях обеспечения потребителей Дальневосточного федерального округа природным газом, а также осуществления экспортных трубопроводных поставок газа в Китай на востоке России предполагается реализовать следующие первоочередные проекты:

строительство и ввод в эксплуатацию газотранспортной системы "Сила Сибири" (прогнозный срок реализации проекта - 2019 год);

ввод в разработку газовых залежей Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (прогнозный срок реализации проекта - 2019 год).

Программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, утвержденной Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, предусмотрено строительство публичным акционерным обществом "Газпром" газоперерабатывающего комплекса мощностью переработки до 49 млрд. куб. метров в год "жирного" природного газа, поставляемого по магистральному газопроводу "Сила Сибири" с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений и их саттелитов.

Строительство газоперерабатывающего комплекса позволит ежегодно выпускать к 2024 году до 2,7 млн. тонн этана (сырье для нефтехимического комплекса), до 1,6 млн. тонн сжиженных углеводородных газов, до 60 млн. куб. метров гелия и до 42 млрд. куб. метров товарного газа.

Мероприятия по строительству выполняются в рамках инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка Благовещенск".

В части развития угольной промышленности публичное акционерное общество "Мечел" реализует один из масштабных проектов по созданию новых центров угледобычи - освоение Эльгинского угольного месторождения в Республике Саха (Якутия) с объемом добычи и переработки угля 27 млн. тонн в год к 2030 году.

Также в Республике Саха (Якутия) общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Колмар" реализует проекты строительства угольного комплекса "Инаглинский" (производственная мощность 12 млн. тонн в год к 2025 году) и горно-обогатительного комплекса шахты "Денисовская" (производственная мощность 7 млн. тонн в год к 2025 году). В Южной Якутии начато освоение Кабактинского месторождения коксующихся углей производственной мощностью 2,5 млн. тонн угля в год к 2025 году.

Акционерное общество "Сибирская угольная энергетическая компания" в Хабаровском крае проводит модернизацию и наращивание производства на Ургальском месторождении с доведением объемов добычи каменного угля до 12,7 млн. тонн в год (в 2012 году - 4,6 млн. тонн в год).

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1696.

Общество с ограниченной ответственностью "Восточная горнорудная компания" реализует проект по увеличению к 2020 году объемов добычи угля на Солнцевском месторождении в Сахалинской области до 10 млн. тонн в год. Запланировано строительство крытого канатно-ленточного конвейера до морского побережья.

Группа компаний "ИСТ", общество с ограниченной ответственностью "Восточная горнорудная компания" и закрытое акционерное общество "Северо-восточная угольная компания" планируют реализацию проекта по созданию угольного кластера в Магаданской области на базе Омсукчанского угольного бассейна, включающего в себя строительство разреза производственной мощностью 3 млн. тонн угля в год, автомобильной дороги и портового терминала. В настоящее время проводятся геологоразведочные работы.

Реализация указанных проектов осуществляется без привлечения бюджетных средств Российской Федерации.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса на территории
Байкальского региона

Целью реализации Программы на территории Байкальского региона является создание новых топливно-энергетических и энерго-промышленных комплексов, стимулирующих социально-экономическое развитие Байкальского региона, повышение надежности обеспечения Байкальского региона топливно-энергетическими ресурсами.

Под энерго-промышленным комплексом подразумевается территориально-производственный комплекс, объединяющий крупных производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов.

Задачей реализации Программы на территории Байкальского региона является создание в Байкальском регионе новых центров угледобычи.

Основным результатом реализации задачи Программы на территории Байкальского региона должно стать увеличение к 2020 году добычи угля.

В целях опережающего развития территории Байкальского региона продолжается освоение Апсатского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае. На первом этапе на участке Угольный построен разрез мощностью 100 тыс. тонн в год (2012 год), в настоящее время мощность составляет 500 тыс. тонн в год (с 2013 года), в дальнейшем планируется выход на проектную мощность до 3 млн. тонн в год. Реализация проекта предусматривается без привлечения бюджетных средств Российской Федерации.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса на территории
Северо-Кавказского федерального округа

Целью реализации Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа является создание новых топливно-энергетических и энерго-промышленных комплексов, стимулирующих социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа, повышение надежности обеспечения Северо-Кавказского федерального округа топливно-энергетическими ресурсами.

Задачами реализации Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:

повышение надежности энергоснабжения Северо-Кавказского федерального округа;

снижение технологических потерь электрической энергии в сетях, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа;

развитие нефтегазохимии в Северо-Кавказском федеральном округе.

Основными результатами реализации задач Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа являются строительство новых генерирующих и электросетевых объектов, сохранение объемов производства крупнотоннажных полимеров на уровне 425 тыс. тонн в год.

В целях опережающего развития Северо-Кавказского федерального округа предлагается реализовать ряд проектов.

В целях обеспечения надежного энергоснабжения потребителей юго-восточной части объединенной энергосистемы Юга России, включающей энергосистемы Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, в условиях преобладания в существующей структуре установленной мощности гидроэлектростанций, загрузка и длительность работы которых ограничена запасами гидроресурсов, в 2019 году планируется ввод в эксплуатацию Грозненской тепловой электростанции мощностью 360 МВт.

В части повышения надежности энергоснабжения и снижения технологических потерь электрической энергии в сетях, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, запланировано усиление электрической сети объединенной энергосистемы Юга России в восточной и юго-восточной частях и повышение пропускной способности контролируемого сечения "Терек" путем реализации инвестиционного проекта публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" по строительству воздушной линии электропередачи мощностью 500 кВ "Невинномысск - Моздок" с расширением подстанции 500 кВ "Невинномысск" и подстанции 330 кВ "Моздок" (сооружение открытого распределительного устройства 500 кВ) с постановкой объектов под напряжение не позднее 2018 года и вводом в эксплуатацию не позднее 2019 года.

В соответствии с планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года в 2018 году в Ставропольском крае (г. Буденновск) завершается реконструкция действующей установки полиэтилена мощностью 300 тыс. тонн в год.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса на территории
Калининградской области

Целью реализации Программы на территории Калининградской области является создание новых топливно-энергетических и энерго-промышленных комплексов, стимулирующих социально-экономическое развитие Калининградской области и повышение энергетической безопасности региона.

Задачей реализации Программы на территории Калининградской области является повышение надежности энергообеспечения Калининградской области, в том числе электро- и газоснабжения.

Основным результатом реализации задачи Программы на территории Калининградской области должно стать повышение энергетической безопасности Калининградской области.

Проекты, направленные на надежное энергообеспечение Калининградской области и объединенной энергетической системы Северо-Запада России, реализуются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1623-р в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года".

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса на территориях
Республики Крым и г. Севастополя

Целью реализации Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя является создание новых топливно-энергетических и энерго-промышленных комплексов, стимулирующих социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя, повышение надежности обеспечения Республики Крым и г. Севастополя топливно-энергетическими ресурсами.

Задачей реализации Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя является повышение экономической эффективности и надежности функционирования электроэнергетики Республики Крым и г. Севастополя.

Основным результатом реализации задачи Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя должно стать отсутствие выпадающих доходов компаний электроэнергетики при доведении цен (тарифов) на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня в регионах.

В целях опережающего развития территорий Республики Крым и г. Севастополя Министерство энергетики Российской Федерации в качестве государственного заказчика осуществляет мероприятия по развитию энергетического комплекса, а также по комплексу связи и массовых коммуникаций, включенных в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года".

В рамках Программы с 2018 года предусмотрено возмещение территориальным сетевым организациям недополученных доходов, вызванных установлением экономически необоснованных тарифных решений, за счет средств федерального бюджета.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса на территории
Арктической зоны Российской Федерации

Целью реализации Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации является создание новых топливно-энергетических и энерго-промышленных комплексов, стимулирующих социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, повышение надежности обеспечения Арктической зоны Российской Федерации топливно-энергетическими ресурсами.

Задачами реализации Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации являются:

развитие угледобычи в Арктической зоне Российской Федерации;

создание и развитие новых центров социально-экономического роста, включая производство сжиженного природного газа;

реализация комплекса мероприятий по замещению мощностей Билибинской атомной электростанции в Чукотском автономном округе.

Основными результатами реализации задач Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации должны стать увеличение мощностей по производству сжиженного природного газа, повышение надежности обеспечения Арктической зоны Российской Федерации топливно-энергетическими ресурсами, в том числе увеличение к 2020 году добычи угля.

В целях опережающего развития территории Арктической зоны Российской Федерации предлагается реализовать ряд проектов.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа реализуется проект по строительству завода по производству сжиженного природного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на северо-востоке полуострова Ямал. Производственный комплекс будет включать 3 технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая.

В Чукотском автономном округе акционерное общество "Северо-Тихоокеанская угольная компания" ведет освоение Амаамской и Верхне-Алькатваамской угольных площадей в рамках единого проекта без привлечения бюджетных средств Российской Федерации.

В декабре 2017 г. началась добыча угля на Верхне-Алькатваамском месторождении (проект Фандюшкинское поле) с производственной мощностью 0,75 млн. тонн в год. Окончание отработки участка планируется к 2032 году.

Разработка Амаамского месторождения будет производиться открытым способом с доведением добычи до 10 млн. тонн угля в год к 2030 году. Планируется сооружение глубоководного порта и строительство угольного терминала мощностью 10 млн. тонн в лагуне Аринай на побережье Берингова моря.

Информация о реализации проектов в Чукотском автономном округе указана в подразделе "Приоритеты и цели государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса на Дальнем Востоке" настоящего раздела.