1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации

1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Российской Федерации

Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.

В 2020 - 2021 годах Российская Федерация, как и весь мир, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции.

Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.

Начиная со II квартала 2020 г. экономическое развитие России, как и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика России столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.

Ряд отраслей, в том числе сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в сферах торговли и предоставления услуг населению в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки. По итогам декабря 2020 г. зафиксировано снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 17,6 тыс. единиц (с 5702 тыс. единиц до 5684 тыс. единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 26,9 тыс. единиц, количество юридических лиц увеличилось на 9,4 тыс. единиц.

По сравнению с январем 2020 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2021 г. снизилось на 232,3 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 75,7 тыс. единиц, юридических лиц - на 156,8 тыс. единиц).

Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в компаниях отраслей, приостановивших деятельность).

Спад инвестиций за весь 2020 год по полному кругу компаний и с учетом неформальной деятельности составил 1,4 процента.

Несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы в 2020 году, государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, самозанятым гражданам, начата реализация специальных программ поддержки туристской отрасли.

Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости, позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.

В 2021 году в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.

Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:

созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;

запущена реализация механизма "фабрики" проектного финансирования;

открыты и функционируют во всех субъектах Российской Федерации центры "Мой бизнес";

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 98 процентов;

сетью многофункциональных центров обеспечен доступ более 97 процентов населения к предоставлению более 200 государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";

запущен механизм бесшовной интеграции мер государственной поддержки, который предусматривает обмен информацией о поддержанных инновационных компаниях, а также учет экспертизы институтов развития;

созданы инновационные научно-технологические центры "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", "Инновационный научно-технологический центр "Сириус", "Долина Менделеева", "Русский", "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина";

реализована программа ускоренного патентования по заявкам в области технологий борьбы с вирусами и сопутствующими заболеваниями;

отрасли экономики обеспечены высококвалифицированными управленческими кадрами;

институтами инновационного развития (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ) осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития Российской Федерации.

В целом российская экономика вопреки ожиданиям прошла нижнюю точку падения с более высокими результатами, чем другие крупные страны, в которых были введены жесткие карантинные ограничения.

Вместе с тем в сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.

К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:

рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности на фоне сложной эпидемиологической ситуации;

падение цен на сырьевые товары и разрыв "цепочек поставок", обусловленные замедлением темпов роста мировой экономики;

ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики и др.

К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:

эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции;

низкая инвестиционная активность;

невосприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;

низкий потребительский спрос и др.