5.2. Новые подходы к представительству в производстве по делам об административных правонарушениях

5.2. Новые подходы к представительству в производстве
по делам об административных правонарушениях

5.2.1. В связи с тем, что защита прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых уполномоченным органом ведется производство по делу об административном правонарушении, зачастую связана с необходимостью обладания специальными юридическими познаниями в различных отраслях законодательства Российской Федерации, предлагается закрепить дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи.

5.2.2. В частности, в целях унификации требований, предъявляемых к представителям в судах, целесообразно предусмотреть, что представителями в суде по делам об административных правонарушениях могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, что, однако, не должно распространяться на дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами, а также на арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве, на профессиональные союзы, их организации, объединения, представляющие в суде интересы лиц, являющихся членами профессиональных союзов, по делам, связанным с нарушением прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также на иных лиц, указанных в федеральном законе.

При этом при соблюдении определенных условий нельзя исключать возможность участия в деле об административном правонарушении общественного защитника независимо от наличия у него высшего юридического образования.

5.2.3. Кроме того, следует рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации.

При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Решать обозначенный вопрос необходимо с учетом возможных финансовых затрат, которые потребуются на его реализацию.