3.2. Концептуальные подходы к конструированию составов административных правонарушений

3.2. Концептуальные подходы к конструированию составов
административных правонарушений

Необходимо установить общие требования к составу административного правонарушения, к его объективной стороне, как для КоАП, так и для региональных законов об административной ответственности.

С учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации необходимо закрепить возможность законодателя по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм об административной ответственности (нарушение обязательных требований в определенной сфере). Противоправное деяние также может быть описано или напрямую в статье Особенной части КоАП, или путем отсылки на положения нормативных правовых актов.

При этом нормы Особенной части КоАП не могут противоречить регулятивным нормам отраслевого законодательства, к которым они отсылают, в части оценки деяния как противоправного.

При формировании новой системы обязательных требований следует исходить из того, что является их существенным нарушением, - по аналогии с грубыми нарушениями лицензионных требований. При этом представляется целесообразным сохранить подход к выделению в отдельных составах административных правонарушений грубых, повторных нарушений, а также составов правонарушений на основе иных квалифицирующих признаков.

В целях синхронизации законодательства об административных правонарушениях и законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности при конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и (или) юридическими лицами, общественная вредность административных правонарушений должна подлежать соотнесению с категориями риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

При этом меры принуждения в виде административной ответственности могут быть применены только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.