3.1. Общие положения

3.1. Общие положения

3.1.1. Все сооружения и устройства, расположенные на территории железнодорожной станции, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного ГОСТ 9238 [49].

На сооружения и устройства, являющиеся негабаритными местами, должна быть нанесена предупреждающая окраска в виде чередующихся желтых и черных полос.

На границах зон, где пространство между габаритом приближения строения и габаритом железнодорожного подвижного состава не обеспечивает безопасность работников, должен быть установлен знак "Осторожно! Негабаритное место". Перечень указанных сооружений и устройств, а также перечень устанавливаемых на железнодорожной станции знаков безопасности с указанием мест их установки утверждается локальным нормативным актом железнодорожной станции.

3.1.2. Сооружения, устройства, помещения, рабочие места, проходы и проезды на железнодорожной станции должны содержаться в исправном состоянии в соответствии с санитарными нормами, пожарными и строительными нормами и правилами.

Плановый осмотр сооружений, устройств, служебно-технических и санитарно-бытовых зданий и помещений должен производиться работниками, непосредственно их обслуживающими, а также начальниками подразделений ОАО "РЖД", в ведении (эксплуатации) которых находятся эти сооружения или устройства.

При осуществлении работ в темное время суток рабочие площадки и участки, места производства работ, подъезды и подходы к ним должны быть освещены.

3.1.3. Территория железнодорожной станции и рабочие места работников подразделений должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004 [30], СНиП 31-03 [55], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [4]. Служебные проходы по территории железнодорожных станций должны соответствовать требованиям СТО РЖД 15.015-2016 "Проходы служебные на объектах ОАО "РЖД". Технические требования, правила устройства и содержания" [105].

3.1.4. Для прохода работников к местам выполнения работ и обратно по территории железнодорожной станции к служебным и вспомогательным зданиям и помещениям, рабочим местам (зонам), а также к пассажирским платформам должны быть определены маршруты безопасного прохода, обозначенные указателями "Служебный проход". В ночное время маршруты прохода должны быть освещены.

Маршруты служебного прохода следует прокладывать перпендикулярно оси железнодорожных путей в наиболее безопасных местах (по уширенным обочинам пути, широким междупутьям), удаленных от главных путей, с минимальным пересечением железнодорожных путей.

Абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 23.08.2019 N 1846/р.

Маршруты служебного прохода для работников железнодорожной станции указываются в инструкциях по охране труда.

Маршруты служебных проходов должны обеспечивать безопасность работников.

Схема маршрутов служебных проходов на территории железнодорожной станции утверждается руководителем железнодорожной станции в порядке, установленном стандартом СТО РЖД 15.015-2016 [105].

Информация о схеме маршрутов служебных проходов доводится до сведения работников под роспись.

В местах пересечения маршрутов служебного прохода с автотранспортными проездами, где осуществление технологического процесса связано с постоянным движением автомобильного транспорта, должны быть установлены предупреждающие знаки "Берегись автомобиля!", а в местах пересечения маршрутов служебного прохода с железнодорожными путями и у мест выходов к железнодорожным путям - "Берегись поезда!".

3.1.5. Проезды, проходы на территории железнодорожных станций и подразделений ОАО "РЖД", а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями.

В зимнее время рабочие места (зоны), маршруты служебного прохода и проезды на территории железнодорожной станции должны очищаться от снега и наледей и посыпаться песком противоскользящей смесью или мелким шлаком. Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками и изолированные от попадания влаги.

Порядок организации работ по содержанию и обслуживанию маршрутов служебных проходов, устанавливается локальным нормативным актом владельца (балансодержателя) инфраструктуры.

3.1.6. Для проезда ко всем объектам на территории железнодорожных станций должны быть оборудованы и четко обозначены пожарные проезды, обеспечивающие проезд пожарных машин в любое время года и при любой погоде.

3.1.7. Дороги, предназначенные для движения автотранспорта, на территории железнодорожной станции должны иметь твердое покрытие и быть пригодны для проезда в любое время года и при любой погоде.

Места пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями для проезда транспортных средств и служебных проходов должны быть оборудованы твердым покрытием или настилом на уровне головки рельсов шириной: не менее 3,0 м - для перемещения транспортных средств, не менее 1 м - для прохода работников без груза.

Для организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции руководителем подразделения, эксплуатирующим автотранспорт, должны быть разработаны схемы движения транспортных средств, инструкция по организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции, которые согласовываются с причастными подразделениями и утверждаются начальником железнодорожной станции. Движение транспортных средств должно быть организовано согласно утвержденной схеме.

3.1.8. На территории железнодорожной станции, в помещениях должны быть установлены знаки безопасности, дорожные знаки в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 [45], ГОСТ Р 52289 [47], ГОСТ Р 52290 [48].

На железнодорожной станции должен быть разработан и утвержден начальником железнодорожной станции перечень устанавливаемых знаков безопасности труда с указанием мест их установки, перечень сооружений и устройств железнодорожной станции, которые подлежат предупреждающей окраске, с учетом местных особенностей.

Перечень опасных и негабаритных мест по железнодорожной станции и в зонах работы работников, в том числе по путям необщего пользования, отражается в инструкциях по охране труда.

Участки и зоны производственных помещений, эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, территорий, пребывание на которых во время выполнения работ связано с опасностью для работников, должны обозначаться соответствующими знаками безопасности. Перечень указанных участков и зон устанавливается локальным нормативным актом руководителя подразделения.

3.1.9. Здания, расположенные в междупутье или на обочине железнодорожного пути на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль железнодорожного пути. Для предотвращения выхода работников непосредственно на железнодорожные пути около двери, параллельно железнодорожному пути, должен быть установлен барьер длиной от 3 м до 5 м и высотой от 1 м до 1,2 м.

Здания, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 м от оси пути и имеющие выход прямо в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной 5 м и высотой от 1 м до 1,2 м.

У выходов из таких зданий устанавливается сигнализация о приближении поезда или предупреждающий знак "Берегись поезда".

На пассажирских платформах, грузовых рампах владельцем инфраструктуры должны быть нанесены ограничительные линии на расстоянии не менее 0,75 м от края платформы.

3.1.10. Устройства для отвода воды в междупутьях и в местах перехода людей, желоба для гибких тяг и других устройств СЦБ должны быть очищены от мусора и плотно закрыты сверху.

3.1.11. Пути, на которых проводится экипировка пассажирских вагонов, промывка и пропарка грузовых вагонов, должны иметь водосточные лотки, канализацию и колонки (водоразборные, воздухо-разборные), которые должны содержаться в исправном состоянии.

3.1.12. Переговорные колонки, бункера для приема перевозочных документов, стеллажи и тумбочки для тормозных башмаков, ящики для сбора металлолома и мусора, вагоноремонтные установки и другие, временные и постоянные устройства должны устанавливаться на междупутье прямого участка шириной не менее 5300 мм в местах, согласованных с начальником железнодорожной станции, и должны быть окрашены в желто-черный цвет чередующимися полосами шириной 40 - 50 мм.

Размеры стеллажей, ящиков, бункеров, вагоноремонтных установок и других устройств в междупутьях должны быть следующими:

ширина - не более 700 мм (на высоте над уровнем головки рельса - не более 1100 мм);

длина ряда из этих установок без прохода - не более 6000 мм.

Проходы между этими устройствами и железнодорожными путями должны быть всегда свободны от деталей, инструмента и посторонних предметов.

Стеллажи должны быть устойчивыми и крепиться между собой и к конструкциям зданий. Конструкция стеллажей и деталей их крепления должна обеспечивать жесткость, прочность, устойчивость, безопасность и удобство складирования. Элементы стеллажей не должны иметь острых углов, кромок и поверхностей с неровностями. На стеллажах, предназначенных для складирования грузов, деталей и материалов, должны быть нанесены предельно допустимые нагрузки.

3.1.13. Устройства световой и звуковой сигнализации устанавливаются в местах повышенной опасности железнодорожной станции с учетом местных условий и технологии работы железнодорожной станции.

3.1.14. На участках пути с интенсивным движением в крупных населенных пунктах для пропуска пассажиропотока оборудуются переходы (мосты) с техническими средствами оповещения приближения подвижного состава.

3.1.15. Санитарно-защитная зона железнодорожных станций должна устанавливаться в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [60].

3.1.16. Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры), на которых крепятся элементы контактной сети, а также отдельно стоящие металлические конструкции (гидроколонки, светофоры, осветительные мачты, элементы мостов), расположенные на расстоянии менее 5 м от находящихся под напряжением частей контактной сети, должны быть заземлены. Заземления должны быть надежно закреплены.

Заземлению подлежат также все расположенные в зоне электрического влияния контактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых могут возникать опасные напряжения.

3.1.17. При строительстве и реконструкции железнодорожных станций расстановка электроприводов проводится комиссионно с учетом выполнения требований безопасных условий труда.

3.1.18. Рабочие места работников хозяйства перевозок на железнодорожной станции должны находиться вне линии перемещения грузов грузоподъемными средствами.

Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в осуществлении операций, связанных с приемом и отправлением поездов, а также приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением багажа и грузобагажа, должны располагаться за пределами опасных зон.

3.1.19. В местах (зонах) расцепки вагонов на сортировочной горке и вытяжных путях расстояние от концов шпал до края балластного слоя с обеих сторон пути должно быть не менее 1,5 м.

Балласт должен быть засыпан на одном уровне с поверхностью шпал и уплотнен или иметь твердое (асфальтовое) покрытие.

В этих местах (зонах) на расстоянии 1920 мм от оси пути не должно быть никаких устройств, возвышающихся над уровнем шпал, неровностей и возвышений, мешающих передвижению работников.

3.1.20. На территории железнодорожной станции и рабочих местах установка и конструкция осветительных приборов должна обеспечивать защиту глаз работников от слепящего действия источников света и обеспечивать равномерное освещение.

3.1.21. Рабочее место должно содержаться в чистоте. Уборка рабочих мест, проходов и проездов должна производиться в течение рабочего дня и после каждой смены сменяющимся работником.

3.1.22. Для каждого работника подразделения хозяйства перевозок должно быть обеспечено удобное рабочее место, не стесняющее его действий во время выполняемой работы и отвечающее требованиям:

при выполнении работ стоя - ГОСТ 12.2.033 [40];

при выполнении работы в сидячем положении - ГОСТ 12.2.032 [39].

Рабочее место должно быть обеспечено достаточной площадью для размещения вспомогательного оборудования, а также необходимым инвентарем (стеллажи, столы, ящики).