2.6. Требования охраны труда при погрузке и выгрузке опасных грузов

2.6. Требования охраны труда при погрузке и выгрузке
опасных грузов

2.6.1. Погрузка и выгрузка опасных грузов в крытых вагонах и универсальных контейнерах, а также контейнеров с опасными грузами на открытом подвижном составе должны производиться в соответствии с Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом [14] и Санитарными правилами по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте [48]. Размещение и крепление опасных грузов в вагонах и контейнерах должно производиться в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах [88].

Материал, используемый для тары, должен обладать минимальными сорбционными свойствами, достаточной прочностью, быть инертным по отношению к перевозимому опасному грузу, легко подвергаться очистке и в необходимых случаях обезвреживанию.

Материал, используемый для крепления грузов в вагонах и контейнерах, должен быть инертным по отношению к перевозимому опасному грузу.

Перевозка опасных грузов в непрочной и легко рвущейся таре (бумажных мешках), а также навалом недопустима.

2.6.2. Совместная погрузка опасных грузов разных категорий, а также опасных грузов с не опасными не допускается.

2.6.3. Работы с опасными грузами должны производиться в дневное время и, как исключение, в ночное время при условии достаточной освещенности мест производства работ светильниками во взрывобезопасном исполнении.

2.6.4. Погрузка и выгрузка опасных грузов должна производиться в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах при наличии данных о классе опасности груза по ГОСТ 19433 [38] и указаний грузоотправителя (отправителя) груза по соблюдению мер безопасности.

2.6.5. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны производиться по наряду-допуску и под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ.

2.6.6. Не допускается производство погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами при несоответствии тары и упаковки требованиям стандартов или техническим условиям на данные грузы, при неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и знаков опасности.

Маркировка и знаки опасности на таре и упаковке должны соответствовать ГОСТ 14192 [37] и ГОСТ 19433 [38].

2.6.7. Перед выгрузкой опасных грузов вагоны должны быть проветрены принудительной или естественной вентиляцией через открытые двери и люки.

При естественной вентиляции сквозное проветривание вагонов через открытые двери, люки и другие проемы должно производиться не менее 30 минут.

Перед началом работ с опасными грузами в складских помещениях необходимо организовать сквозное проветривание через открытые ворота, двери и другие проемы в течение 30 минут.

Работники, участвующие в работе с этими грузами, в период проветривания должны находиться вне вагона (склада) с наветренной стороны.

2.6.8. Погрузка, выгрузка и сортировка опасных грузов должна максимально производиться с применением погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. При погрузке и выгрузке опасные грузы не должны подвергаться толчкам, ударам и тряске.

При ручных работах переносить на спине, плече или перед собой, а также волочить опасные грузы, в том числе бутыли с кислотой и другими едкими веществами, запрещается.

2.6.9. При погрузке (выгрузке) пожаро- и взрывоопасных грузов должны использоваться только специально разрешенные подъемные приспособления из искронеобразующих материалов.

Применяемый при работе с взрывоопасными грузами (легковоспламеняющимися жидкостями, лакокрасочными материалами, карбидом кальция и др.) инструмент должен быть выполнен из цветного металла (меди, латуни, бронзы), не дающего искры при ударах.

2.6.10. При укладке опасных грузов в несколько ярусов для обеспечения устойчивости штабелей груза и предохранения упаковки от повреждения между ярусами должны укладываться настилы из досок толщиной не менее 20 мм.

2.6.11. Перемещать баллоны со сжатыми и сжиженными газами разрешается только на специальных тележках или носилках с гнездами для баллонов, обитых войлоком или другим аналогичным материалом. Баллоны должны размещаться на тележке лежа.

2.6.12. Вентили баллонов с газами при транспортировании и хранении должны быть закрыты металлическими колпаками.

2.6.13. Запрещается размещать баллоны с газами (остатками газа) вблизи нагревательных приборов, горячих деталей и печей, оставлять их не защищенными от прямого воздействия солнечных лучей.

2.6.14. Баллоны с горючими газами и легковоспламеняющимися ядовитыми газами при погрузке должны быть уложены так, чтобы исключалась возможность соприкосновения их друг с другом и с металлическими частями вагона. Для их крепления должны применяться пропитанные огнезащитным составом доски.

2.6.15. При погрузке, выгрузке и переноске кислородных баллонов запрещается:

2.6.15.1. Переносить баллоны на плечах и спине, кантовать и переваливать, волочить, бросать, толкать, ударять по баллонам, пользоваться при перемещении ломами;

2.6.15.2. Допускать к работам работников в замасленной одежде, с замасленными грязными рукавицами;

2.6.15.3. Курить и применять открытый огонь;

2.6.15.4. Браться для переноски баллонов за вентиль;

2.6.15.5. Транспортировать баллоны без предохранительных колпаков на вентилях.

2.6.15.6. В кабинах транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны, запрещается находиться работникам, не связанным с обслуживанием этих перевозок.

Запрещается находиться работникам в кузовах транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны.

2.6.16. При обнаружении поврежденных баллонов или утечки из них газов (у баллонов с кислородом устанавливается по шипению) работник должен немедленно сообщить об этом руководителю работ.

2.6.17. При выгрузке и погрузке кислородных баллонов необходимо оберегать от попадания на них масла. Взаимодействие даже незначительного количества масла (жира) с кислородом может привести к взрыву.

2.6.18. Погрузку и выгрузку кислот и других едких веществ, перевозимых в таре, необходимо производить в специальных складах, пол которых находится на уровне с полом вагона.

В случае отсутствия склада с полом на уровне пола вагона выполнение работ с едкими веществами производится по разработанной в механизированной дистанции (производственном участке) инструкции по охране труда.

2.6.19. Грузить, разгружать, перемещать грузы с кислотами и другими химически активными веществами грузоподъемными механизмами, за исключением лифтов и шахтоподъемников, запрещается.

2.6.20. Опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, кислоты, щелочи и другие едкие вещества) в стеклотаре от места разгрузки до склада и от склада до места погрузки должны перевозиться на специальных ручных грузовых тележках или переноситься на носилках, имеющих специальные гнезда.

Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должны производиться двумя грузчиками.

Переноска бутылей с кислотой на спине или на плече запрещается.

Перемещение указанных грузов на специальных носилках допускается на расстояние не более 50 м и только по горизонтальной поверхности. Бочки, ящики и другие емкости с едкими веществами разрешается перемещать только на тележках.

Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должны производиться двумя работниками.

2.6.21. Допускается переносить бутыли с кислотами и другими едкими веществами в исправных корзинах с ручками, обеспечивающими возможность перемещения их двумя работниками.

2.6.22. Корзины с бутылями в складе устанавливают в один ярус.

При наличии специальных стеллажей допускается установка бутылей в два яруса.

2.6.23. С порожней тарой из-под кислот следует обращаться осторожно, поскольку в ней могут быть остатки кислоты. Наклонять порожние бутыли из-под кислот запрещается.

2.6.24. Места погрузки и выгрузки кислот должны быть освещены электрическими лампами напряжением не более 12 В во взрывобезопасном исполнении.

2.6.25. Не разрешается производить погрузочно-разгрузочные работы с взрывопожароопасными и пожароопасными веществами и материалами при работающих двигателях автомобилей, а также во время дождя, если вещества и материалы склонны к самовозгоранию при взаимодействии с водой.

Погрузку и выгрузку таких грузов необходимо производить с учетом метеорологических условий.

При погрузке и выгрузке веществ и материалов, воспламеняющихся от воздействия воды, необходимо тщательно следить за сохранностью и герметичностью тары.

2.6.26. Работы по погрузке и выгрузке пека и изделий, покрытых массой, содержащей пек, должны быть полностью механизированы.

Погрузка и выгрузка пека и пекосодержащих грузов должна производиться в ночное время или в пасмурные дни и обязательно под навесом.

Во избежание образования пыли во время погрузки и выгрузки пек и пекосодержащие грузы необходимо смачивать водой.

Погрузка и хранение пека и изделий, покрытых массой, содержащей пек, в общих складах запрещается. Погрузка и выгрузка пека без тары на местах общего пользования не допускаются.

2.6.27. При внутреннем осмотре вагонов, загруженных опасными грузами, или непосредственно после выгрузки таких грузов разрешается применять только переносными светильниками напряжением не выше 12 В во взрывобезопасном исполнении. Включать светильники следует перед входом в вагон, а выключать - после выхода из вагона.

2.6.28. По окончании погрузки опасного груза в вагон должна быть проверена правильность погрузки и надежность крепления груза, после чего вагон должен быть немедленно опломбирован.

2.6.29. После окончания работ с опасными грузами места производства работ, грузоподъемные машины (механизмы), грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойств груза. Обезвреживание спецодежды должно производиться в соответствии с Санитарными правилами по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте [48].

2.6.30. Все меры по ликвидации аварийных ситуаций (загорание, утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары или железнодорожного подвижного состава) с опасными грузами необходимо осуществлять в соответствии с указаниями руководителя работ, с учетом свойств и токсичности груза и соблюдением требований безопасности, указанных в аварийной карточке на соответствующий опасный груз, и в соответствии с требованиями Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам [79].