3.1. Общие положения

3.1. Общие положения

3.1.1. Производственные территории, площадки и рабочие места депо, ППС и их производственных подразделений должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004 [105], СП 56.13330 [167], СП 2.5.3650-20 [187], СП 44.13330 [165], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [68].

3.1.2. Для прохода работников к местам выполнения работ и обратно должны быть определены маршруты прохода, обозначенные указателями "Служебный проход". В ночное время маршруты прохода должны быть освещены. Схемы маршрутов прохода должны быть установлены на видных местах.

Служебные проходы должны соответствовать требованиям СТО РЖД 15.015 "Проходы служебные на объектах ОАО "РЖД". Технические требования, правила, устройства и содержание" [164] и иметь следующее техническое и информационное оснащение:

твердое ровное покрытие;

искусственное освещение (в темное время суток);

настил и типовые знаки "Переход через железнодорожные пути" в местах пересечения с железнодорожными путями;

парковую двустороннюю связь (при необходимости);

типовые указатели "Служебный проход" по всему маршруту;

ограждение в местах выхода из служебных помещений и технологических объектов;

знаки "Берегись автомобиля" в зонах движения автотранспорта;

предупреждающие знаки "Пешеходный переход";

стандартную горизонтальную разметку "зебра" при пересечении маршрута служебного прохода с автомобильными дорогами.

На участках служебных проходов, где предусматривается движение автотранспорта, служебный проход должен размещаться сбоку от проезжей части на расстоянии не ближе 1 м от ограничительной линии проезжей части.

Маршруты движения транспорта и перемещения людей должны быть изолированы друг от друга и обозначены соответствующими знаками и разметкой.

Каждое структурное подразделение вагонного хозяйства на основании единой схемы маршрутов служебного прохода по территории станции, утвержденной начальником станции, разрабатывает и утверждает маршруты проходов к местам технического обслуживания вагонов, а также по тракционным путям и территории предприятия для работников своего подразделения. Схемы маршрутов служебных проходов структурного подразделения согласовываются с руководством железнодорожной станции.

Маршруты технологического прохода к рабочим зонам по станционным путям разрабатываются инженерно-техническими работниками депо, ППС технологом или руководителем производственного подразделения депо, утверждаются в установленном порядке, согласовываются с начальником станции и доводятся до сведения всех причастных работников при проведении инструктажей.

3.1.3. Территории депо, ППС и их производственных подразделений должны иметь подъезды, обеспечивающие безопасное транспортирование грузов, удобный ввод и вывод подвижного состава. Регулируемые железнодорожные переезды на территориях структурных подразделений (депо, ППС) и их производственных подразделений оборудуются устройствами переездной сигнализации по типовым техническим решениям. На нерегулируемых железнодорожных переездах для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта разрешается устанавливать горизонтально-поворотные шлагбаумы, перекрывающие полностью проезжую часть при производстве маневровых работ в зависимости от местных условий.

Железнодорожные пути депо, ППС и текущего отцепочного ремонта в отношении крутизны уклонов должны отвечать требованиям к ПТЭ [72].

3.1.4. Здания, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Для предотвращения выхода работников непосредственно на железнодорожные пути около двери, параллельно пути, должен быть установлен барьер длиной 3 м и высотой 1 м. Здания, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 м от оси пути, имеющие выход прямо в сторону путей, должны иметь перед дверью барьер длиной 5 м и высотой 1 м. У выходов из таких зданий устанавливается сигнализация о приближении поезда или предупреждающие знаки "Берегись поезда".

3.1.5. Сооружения и устройства, расположенные вблизи железнодорожных путей, должны иметь предупреждающую окраску в соответствии с Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей [82].

3.1.6. На территориях и в помещениях депо, ППС и их производственных подразделений должны быть установлены знаки безопасности, дорожные знаки в соответствии с ГОСТ 12.4.026 [133], ГОСТ Р 52289 [151], ГОСТ Р 52290 [152].

3.1.7. Проезды, проходы на территории депо, ППС и их производственных подразделений, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями. Проходы и проезды должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие.

Для организации движения автотранспорта по территории депо, ППС и их производственных подразделений должны быть установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

Ширина прохода для людей должна быть не менее 1,5 м, а для проезда транспортных средств - 3,5 м.

На пунктах текущего отцепочного ремонта вагонов, имеющих твердое покрытие (асфальтированное или бетонированное), должна быть нанесена разметка, обозначающая места погрузки и выгрузки автотранспорта, в остальных цехах (участках) ТОР места погрузки-выгрузки обозначены указателями "Место погрузки-выгрузки автотранспорта".

Автотранспорт, прибывший под проведение погрузочно-разгрузочных работ, должен быть закреплен на участке ТОР противооткатными упорами.

3.1.8. В местах пересечения пешеходных переходов с железнодорожными путями должны устраиваться настилы на уровне головок рельсов.

В местах выхода из помещений, расположенных вблизи проезда или железнодорожного пути, пересечения пешеходных переходов с автотранспортными проездами или железнодорожными путями необходимо устанавливать предупредительные и указательные знаки, а при необходимости - предохранительный барьер высотой не менее 1,0 м.

3.1.9. Санитарно-защитная зона депо, ППС и их производственных подразделений должна устанавливаться в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [176], СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08 [177].

3.1.10. На территории депо, ППС и их производственных подразделений все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а траншеи и канавы надежно ограждены с отступлением от края не менее чем на 0,75 м и иметь переходные мостики с перилами высотой не менее 1,1 м.

3.1.11. Конкретные технические решения по устройству технологических проходов (междупутий) должны приниматься на основе Типовых проектных решений.

Ответственность за содержание и обслуживание технологических проходов (междупутий) определяется в соответствии с балансовой принадлежностью на основании Положения о железнодорожной станции [40]. Порядок уборки закрепленных участков отражен в пунктах 3.1.47, 3.1.48 настоящих Правил.

3.1.12. Рабочее место, предназначенное для осмотра поездов, принимаемых с ходу (островок безопасности), должно быть оборудовано и размещено в соответствии с Инструкцией по организации рабочего места осмотрщика вагонов при встрече пассажирских и грузовых поездов "сходу" [15(1)].

3.1.13. Территория участка разделки грузовых вагонов в металлолом должна быть ограждена.

Площадки разделки и разборки (в том числе и железнодорожная колея), площадки складирования демонтированных узлов грузовых вагонов должны иметь твердое огнестойкое покрытие и устраиваться на уровне головки рельса.

Площадки подетальной разделки частей грузовых вагонов должны быть оборудованы специальными платформами, стапелями, исключающими падение и раскатывание отрезаемых частей.

3.1.14. На объектах защиты, относящихся к железнодорожному транспорту, запрещается эксплуатировать:

площадки, отводимые под промывочно-пропарочные станции (пункты), не отвечающие требованиям типового технологического процесса станций;

участки территории, на которых производится обработка цистерн, без твердого покрытия, не допускающего проникновения нефтепродуктов в грунт.

3.1.15. На ППС для подачи сигнала тревоги в помещениях дежурного оператора, на эстакадах, в кабинах кратковременного отдыха, на междупутье и в местах, где ведутся работы внутри котлов цистерн, должна предусматриваться предупредительная световая и звуковая сигнализация в здравпункт, пожарную охрану, производственно-бытовые помещения.

На месте установки устройств, предназначенных для подачи сигнала тревоги, должны быть вывешены таблички с перечнем установленных сигналов. Все работникам ППС должны знать установленные сигналы тревоги и места нахождения устройств, предназначенных для их подачи.

В случае расположения здравпункта на расстоянии, превышающем 500 м от места производства работ, помимо сетевой или местной телефонной связи с ним должна быть установлена прямая телефонная связь.

3.1.16. Участки территорий, на которых производится обработка цистерн, должны иметь твердое покрытие, не допускающее проникновения нефтепродуктов в грунт.

Обработка цистерн при подготовке их к ремонту и наливу должна производиться в зависимости от местных климатических условий на открытых эстакадах или на эстакадах, расположенных в зданиях, имеющих необходимое оборудование и оснастку.

3.1.17. На территории ППС межрельсовые лотки для отвода промывочных вод должны быть плотно закрыты съемными щитами, а в местах слива остатков нефтепродуктов и промывочной жидкости из цистерн - металлическими решетками, обеспечивающими безопасность работников.

Межрельсовые лотки должны очищаться не реже одного раза в неделю.

Межрельсовые лотки эстакад, расположенных в крытых зданиях, рекомендуется оборудовать вытяжной механической вентиляцией (по типу бортовых отсосов).

Межрельсовые лотки должны быть оборудованы устройствами подогрева сточных вод (температура жидкости должна быть не выше плюс 45 °C для предотвращения выделения токсичных веществ).

3.1.18. Рабочие площадки эстакады должны иметь перила высотой не менее 1,1 м с отбортовкой нижнего пояса ограждения 0,2 м. Ширина рабочей площадки должна быть достаточной для безопасного перехода работников с эстакады на котел цистерны. Для перехода с эстакады на котел цистерны должны предусматриваться переходные мостики.

Лестницы эстакады должны быть с уклоном не более 45 градусов и иметь ширину не менее 0,7 м.

Настил эстакады, переходные мостики и ступени лестниц должны быть изготовлены из нескользящих и несгораемых материалов (просечно-вытяжной стали, железобетона и других материалов) и систематически очищаться от нефтепродуктов, льда, снега и грязи.

3.1.19. Для обеспечения принудительной подачи воздуха в шланговые дыхательные приборы вдоль эстакады должна быть проложена отдельная воздушная сеть, оборудованная фильтрами и редукционными клапанами, устанавливающими максимальное давление воздуха перед поступлением в дыхательный прибор.

3.1.20. Железнодорожные пути в пределах эстакады должны иметь заземление.

3.1.21. Резервуары-сборники и ручные насосы разрешается располагать непосредственно у нефтеловушек.

Закрытые нефтеловушки должны быть оборудованы люками и скобами, а открытые иметь ограждение высотой не менее 1,1 м.

Высота ограждения вокруг приемного резервуара должна быть не менее 1,1 м, а расстояние от резервуара до производственных зданий - не менее 20 м.

3.1.22. Не допускается располагать общие канализационные магистрали под зданиями, а также присоединять фекальную канализацию к производственной.

3.1.23. Канализационные колодцы должны иметь диаметр не менее 1 м и оборудоваться лестницами. Допускается при спуске в колодец, при отсутствии стационарной лестницы, использование переносных лестниц, изготовленных из искронеобразующего материала.

Крышки смотровых колодцев производственной канализации должны быть постоянно закрыты и засыпаны слоем песка толщиной не менее 10 см.

3.1.24. Запрещается размещать над машинным отделением насосной станции ППС производственные помещения, электрические подстанции, щитовые. Перекрытия над приемными резервуарами в этих случаях должны устраиваться с учетом возможности образования ударной волны.

3.1.25. Все огневые и сварочные работы на территории ППС допускается производить на расстоянии не менее 20 м от канализационных колодцев и не менее 50 м от открытых нефтеловушек.

3.1.26. Работы в канализационных колодцах должны проводиться с соблюдением требований Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах [22] и Правил по охране труда при работе на высоте [63].

Работы в канализационных колодцах должны выполняться в присутствии двух наблюдающих. Время нахождения работника в колодце не должно превышать 15 минут. Вторичный спуск в колодец разрешается только после 15-ти минутного отдыха. Работники должны обеспечиваться необходимыми спасательными и индивидуальными средствами защиты.

3.1.27. Перед спуском в канализационный колодец необходимо проверить его на загазованность воздушной среды с помощью газоанализатора или газосигнализатора. Спуск работника в колодец без проверки его на загазованность запрещается. Независимо от результатов проверки на загазованность, спуск работника в колодец без противогаза, страховочной привязи, страховочного каната (веревки) и без газоанализатора или газосигнализатора запрещается.

В процессе работы в канализационном колодце работники должны постоянно проверять воздушную среду на загазованность с помощью газоанализатора или газосигнализатора.

3.1.28. Запрещается пересечение железнодорожных путей, зданий и сооружений ППС воздушными линиями электропередачи.

3.1.29. На территории депо и их производственных подразделений запрещается сливать остатки легковоспламеняющейся жидкости и горючей жидкости вместе с водой и конденсатом в общую канализационную сеть, в открытые канавы, кюветы и под откос.

Для сбора и хранения остатков легковоспламеняющейся жидкости и горючей жидкости, загрязненных и пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов, балласта, шлама и других материалов должны предусматриваться отдельные емкости на специализированных площадках.

В структурных подразделениях, имеющих опасные производственные объекты, в соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации [52(1)] должен быть план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный в соответствии с Порядком составления плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [47(1)].

3.1.30. Производственные воды, загрязненные нефтепродуктами, должны отводиться с территории депо, ППС и их производственных подразделений на очистные сооружения.

3.1.31. Комплекс очистных сооружений должен обеспечивать очистку промывочных вод до установленных норм. Использование промывочной воды должно быть замкнутое (бессточное). Нефтеловушки должны регулярно очищаться от шлама, грязи и нефтепродуктов.

Эксплуатация водопроводных, канализационных и очистных сооружений и сетей должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.006 [127] и Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах [22], Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве [57(1)].

3.1.32. Места сброса промывочных вод, прошедших нейтрализацию, должны быть согласованы с территориальным управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

3.1.33. Применяемые моечные растворы и химические вещества для наружной и внутренней очистки цистерн должны быть согласованы с территориальным управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

3.1.34. Спуск нейтрализованных промывочных вод в общий коллектор в соответствии с технологическим процессом допускается через 70 минут после ввода в вакуум-сборник или резервуар кашицы хлорной извести.

3.1.35. Для каждого работника депо, ППС и их производственных подразделений должно быть обеспечено удобное рабочее место, не стесняющее его действий во время выполняемой работы и отвечающее требованиям ГОСТ 12.2.033 [120].

Рабочее место должно быть обеспечено достаточной площадью для размещения вспомогательного оборудования, а также необходимым инвентарем для хранения инструмента, оснастки, заготовок и обработанных изделий (стеллажи, столы, ящики).

3.1.36. В случае возможности выполнения работы в сидячем положении рабочее место должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.032 [119].

3.1.37. Рабочие места должны находиться вне линии перемещения грузов подъемными средствами.

Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в осуществлении операций, связанных с приемом и отправлением поездов, осмотром, техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, должны располагаться за пределами опасных зон.

3.1.38. Рабочее место должно содержаться в чистоте. Уборка рабочих мест, проходов и проездов должна производиться в течение рабочего дня и после каждой смены.

3.1.39. Рабочее место должно быть защищено от сквозняков.

3.1.40. Пусковая аппаратура должна обеспечивать быстроту и плавность включения оборудования, и удобство пользования.

3.1.41. Крупное и длинномерное оборудование (транспортеры, рольганги, конвейеры и другое крупное и длинномерное оборудование) должно иметь кнопки остановки в нескольких местах. Кнопки остановки должны быть красного цвета и иметь надпись "Стоп".

3.1.42. Освещенность территорий, участков и рабочих мест должна быть равномерной, без слепящего воздействия светильников на работающих. Искусственное освещение территорий депо, ППС, участков маршрута служебных проходов должно соответствовать требованиям СП 52.13330 [166], ГОСТ Р 54984 [154].

3.1.43. На территориях депо, ППС, участках маршрута служебного прохода должны быть установлены знаки безопасности, дорожные знаки в соответствии с ГОСТ 12.4.026 [133], ГОСТ Р 52290 [152]. Все знаки должны быть покрыты светоотражающей краской.

3.1.44. Руководитель депо, ППС формирует перечень негабаритных мест, подлежащих приведению в соответствие с требованиями ПТЭ [72], осуществляет проверки габаритов сооружений и устройств и организовывает устранение негабаритных мест.

На сооружения и устройства, являющиеся негабаритными местами, должна быть нанесена предупреждающая окраска в виде чередующихся желтых и черных полос.

На границах зон, где пространство между габаритом приближения строения и габаритом железнодорожного подвижного состава не обеспечивает безопасность работников, должен быть установлен знак "Осторожно! Негабаритное место". Перечень указанных сооружений и устройств, а также перечень устанавливаемых на железнодорожной станции знаков безопасности с указанием мест их установки утверждается локальным нормативным документом железнодорожной станции.

3.1.45. В зимний период старший осмотрщик вагонов с особой тщательностью ежесменно проверяет состояние междупутий и колеи парка станции и у каждого осмотрщика вагонов наличие и состояние электрических фонарей, наличие утепленной спецодежды и обуви, наличие средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (при выполнении работ в условиях низких температур).

В случае необходимости старший осмотрщик вагонов докладывает начальнику ПТО и вместе с ним принимает меры к устранению недостатков, нарушающих нормальную работу, обращаясь и докладывая руководству депо.

3.1.46. В случае выявления междупутий, не позволяющих производство качественного технического обслуживания поездов, старший осмотрщик вагонов заполняет ведомости несоответствий, закрашивает в конце смены визуализированный бланк КСОТ-П (комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте) и докладывает начальнику ПТО или лицу его замещающего, который делает заявку ДС об очистке междупутий от снега. При этом обработка поездов на неочищенных междупутьях прекращается до выполнения работ по очистке их от снега, о чем начальник ПТО делает запись в журнал ДУ-46 у дежурного по станции.

3.1.47. Перед началом работы при выявлении заснеженности, льда и периодически во время снегопада начальник ПТО организует уборку снега, льда на закрепленных за ПТО участках:

от помещения работников ПТО до станционных путей,

вокруг здания ПТО.

Кроме того, работники ПТО производят очистку и уборку от снега стрелочных переводов, закрепленных за ПТО организационно-распорядительным документом ДИ.

Своевременную очистку от снега, льда на станционных путях и междупутьях производят работники дистанции пути по заявке ДС.

Вывоз снега осуществляется в места выгрузки снега.

3.1.48. С наступлением особо сложных погодных условий для железнодорожного транспорта - понижение температуры воздуха до минус 25 °C и ниже; усиление ветра до скорости 25 м/с и более; снегопад; метель; гололедно-изморозевые отложения; дождь (ледяной дождь) и т.п.; в службе вагонного хозяйства, дирекции инфраструктуры, дистанциях инфраструктуры, ВЧДЭ организуется круглосуточное дежурство командного состава. Работникам ПТО должны быть проведены целевые инструктажи по охране труда. Время работы и отдыха на открытом воздухе, должно быть регламентировано и доведено до сведения всех причастных. Старший осмотрщик смены ПТО уделяет особое внимание работе "первозимников".