§ 21. СКОРОСТНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ НА ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ, СКОРОСТНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ НА ГРУЗОВОМ АВТОМОБИЛЕ
§ 21. СКОРОСТНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ НА ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ,
СКОРОСТНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ НА ГРУЗОВОМ АВТОМОБИЛЕ
1. Общие положения.
1.1. Соревнования по скоростному маневрированию проводятся на армейских автомобилях в любое время года и любую погоду.
1.2. На трассе соревнований устанавливаются девять фигур определенной конфигурации и размеров. В любое соревнование по скоростному маневрированию обязательно включаются все фигуры. Выбор упражнений и их количество определяется организатором в зависимости от масштаба соревнований и квалификации участников.
1.3. Разрешается выступление нескольких участников на одном автомобиле, но при этом каждый участник должен устанавливать на автомобиле свой стартовый номер.
1.4. Если по вине судейской коллегии или другого участника, а также из-за технической неисправности машины водитель не в состоянии продолжать вождение, ему дается повторный старт или при определении результата исключается время вынужденного простоя.
1.5. Если участник не может продолжать соревнования из-за технической неисправности машины или по другой причине, он должен доложить об этом ближайшему судье и по его указанию вывести машину с трассы.
1.6. Тренировка на трассе, оборудованной для соревнований, не разрешается. Ознакомление с фигурами и упражнениями, расположенными на трассе, проводится перед началом соревнований путем обхода участниками в сопровождении судьи.
2. Требования к трассе.
2.1. В качестве трассы скоростного маневрирования может быть использована любая горизонтальная площадка с твердым гладким покрытием или утрамбованным грунтом.
2.2. Допускается проведение соревнований на площадке с травяным покровом или на утрамбованном снегу.
2.3. Площадка или участок дороги для проведения соревнований по скоростному маневрированию должны иметь размеры, позволяющие разместить все фигуры с соблюдением расстояний, достаточных для выполнения упражнений.
2.4. Ограничители в фигурах устанавливают через 1 м для легковых автомобилей и через 1,5 - 2 м - для грузовых, если в описании фигур не указаны другие размеры.
2.5. Если высота ограничителей не оговорена в описании упражнений, то для легковых автомобилей она должна быть не менее 1 м, а для грузовых - не менее 1,5 м.
2.6. Расположение фигур на трассе, а также последовательность выполнения упражнений определяется организатором соревнований и указывается в Положении. Упражнение "СТОП" выполняется последним.
2.7. Штрафной круг размечается примерно в центре площадки для проведения соревнований. Если фигуры размещаются в один ряд, то размечаются два штрафных круга в стороне от трассы.
2.8. Примерные схемы трасс приведены в приложении N 1.
2.9. При наличии площадок достаточных размеров могут быть размечены несколько параллельных идентичных трасс.
3. Порядок старта и движения на трассе.
3.1. Распределение автомобилей между участниками, очередность выхода на старт определяется Положением.
3.2. Автомобиль, заторможенный стояночным тормозом, устанавливается на линии "СТАРТ" трассы с работающим двигателем и закрытыми дверками.
3.3. Стартующий участник находится на расстоянии 50 м от своего автомобиля. Он не имеет права направляться к машине до подачи стартового сигнала. Старт дается только индивидуальный. После подачи стартового сигнала участник бегом направляется к машине и начинает движение по трассе.
3.4. Между фигурами и внутри них допускается любое маневрирования автомобиля, кроме остановок в зоне линии "СТОП".
3.5. Участник имеет право пользоваться всеми приемами, общепринятыми у водителей автомобилей.
3.6. При движении задним ходом разрешается открывать дверку автомобиля. При этом запрещается ставить ногу на подножку автомобиля.
3.7. Перед началом движения передним ходом дверка должна быть закрыта. За движение с незакрытой дверкой передним ходом участник исключается из соревнований.
3.8. Каждый участник обязан выполнить все упражнений в назначенной последовательности.
3.9. Спортсмен, нарушивший последовательность, уклонившийся от выполнения хотя бы одного упражнения, а также умышленно не выполнивший упражнение, выбывает из соревнований.
3.10. При задевании ограничителей и других нарушений порядка выполнения упражнений участнику дается штрафной круг, после прохождения которого он совершает вторую попытку выполнения данного упражнения.
3.11. Если вторая попытка также не удалась, упражнение считается невыполненным и участник без объезда штрафного круга переходит к выполнению следующих упражнений.
3.12. Окончанием попытки считается полный выезд автомобиля за пределы фигуры, что фиксируется судьями поднятием соответствующих флагов.
3.13. Участники, не выполнившие два упражнения, выбывают из соревнований.
3.14. В упражнении "СТОП" вторая попытка не предоставляется. Если остановка автомобиля произошла вне зоны линии "СТОП", упражнение считается невыполненным, и участник выбывает из соревнований.
3.15. При задевании ограничителей фигуры, в которой в данный момент упражнение не выполнялось, участник объезжает штрафной круг.
3.16. При задевании ограничителей штрафного круга участник выбывает из соревнований.
4. Перечень фигур, расчет их размеров, описание упражнений.
4.1. Условные обозначения размеров автомобиля:
Б - база автомобиля;
Д - габаритная длина автомобиля;
Ш - габаритная ширина автомобиля;
Шш - ширина шины автомобиля;
Рнг - наружный габаритный радиус поворота по наиболее выступающей точке автомобиля;
Рвг - внутренний габаритный радиус поворота автомобиля.
4.2. "Круг" - две концентрические окружности, обозначенные ограничителями и образующие проезжую часть, въезд в которую осуществляется через ворота во внешней окружности.
4.2.1. Участник должен въехать через ворота на проезжую часть круга и, описав полный круг, вывести автомобиль за створ ворот.
4.2.2. Размеры фигуры:
а) Радиус наружной окружности - Рно = 1,07 Рнг.
б) Радиус внутренней окружности - Рво = Рвг - 10 см.
в) Ширина ворот - В = Рнг - Рво.
4.2.3. Выполняемые упражнения:
а) Движение по кругу передним ходом по часовой стрелке.
б) Движение по кругу передним ходом против часовой стрелки.
в) Движение по кругу задним ходом по часовой стрелке.
г) Движение по кругу задним ходом против часовой стрелки.
4.3. "Ограниченное место разворота" - прямоугольник, обозначенный ограничителями со всех сторон, с воротами с одной стороны для въезда и выезда автомобиля.
4.3.1. Участник должен въехать в ограниченное место через ворота, используя любой маневр, развернуться в нем и вывести машину через те же ворота, не задев ограничительных стоек так, чтобы проекция ни одной детали автомобиля не выходила за периметр фигуры.
4.3.2. Размеры фигуры:
а) Длина: Дом = 3Д.
б) Ширина: Шом = 2Д.
г) Ширина ворот: Шв = Ш + 1,5 м.
4.3.3. Выполняемое упражнение:
а) Разворот автомобиля в ограниченном месте.
4.4. "Змейка некратная" - пять ограничителей в виде стоек, установленных по прямой линии и образующих четыре проезда.
4.4.1. Участник должен последовательно проехать их, полностью выехав за последний проезд и не задев ограничителей.
4.4.2. Размеры фигуры:
а) Расстояние между первой и второй стойками: Дз1 = 1.4Д.
б) Расстояние между второй и третьей стойками: Дз2 = 1,4Д + 0,5 м.
в) Расстояние между третьей и четвертой стойками: Дз3 = 1,2Д.
г) Расстояние между четвертой и пятой стойками: Дз4 = 1,2Д.
4.4.3. Выполняемые упражнения:
а) Проезд змейки передним ходом.
б) Проезд змейки задним ходом.
4.5. "Восьмерка" - четыре ограничителя в виде стоек, установленных на одной линии, из которых средние стойки образуют ворота. Движение осуществляется с переменой направления вокруг крайних ограничителей.
4.5.1. Въезд и выезд через ворота - перпендикулярно линии, на которой установлены ограничители. Направление начального движения по окружности - в зависимости от размещения фигур.
4.5.2. Размеры фигуры:
а) Ширина ворот "восьмерки": Швв = Ш + 1 м.
б) Расстояние между стойкой ворот и крайним ограничителем: Дов = 2Д.
4.5.3. Выполняемое упражнение:
а) Въезд передним ходом через ворота, объезд ограничителей и выезд через ворота.
4.6. "Пила" состоит из двух параллельно расположенных габаритных коридоров с расстоянием между ними 5 м. Габаритные коридоры размечаются установкой двух рядов ограничителей с разной шириной проезжей части.
4.6.1. Участник должен проехать первый коридор с использованием заднего хода, затем - между коридорами передним ходом и второй коридор - задним ходом.
4.6.2. Размеры фигуры:
а) Длина коридора: Дк = 2Д.
б) Ширина первого коридора: Шк1 = Ш + 1 м.
в) Ширина второго коридора: Шк2 = Ш + 0,5 м.
4.6.3. Выполняемое упражнение:
а) Движение в габаритных коридорах с переменой направления передним и задним ходом.
4.7. "Колея" - доска (целая или составная по длине и ширине), образующая проезд для колес одной стороны автомобиля.
4.7.1. Участник должен провести автомобиль по доске так, чтобы передние и задние колеса одной стороны автомобиля не сошли с доски.
4.7.2. Размеры фигуры:
а) Ширина проезда колеи: Шк = 1,95Шш.П
б) При сдвоенных задних колесах: Шк = 2,95Шш.
в) Длина доски: Дк = Д.
4.7.3. Выполняемые упражнения:
а) Проезд колеи левой стороной передним ходом.
б) Проезд колеи правой стороной передним ходом.
в) Проезд колеи левой стороной задним ходом.
4.8. "Пеньки" - два деревянных или пластмассовых цилиндра высотой, определяемой наименьшим дорожным просветом автомобиля, установленные на расстоянии Б между ними.
4.8.1. Участник должен провести автомобиль над пеньками, не задевая их.
4.8.2. Выполняемые упражнения:
а) Проезд над пеньками передним ходом.
б) Проезд над пеньками задним ходом.
4.9. "Бокс" - прямоугольник, обозначенный ограничителями с трех сторон, с открытой узкой стороной.
4.9.1. Участник должен через узкую сторону поставить автомобиль так, чтобы в момент остановки проекция ни одной из его деталей ни выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль, не задев ограничителей.
4.9.2. Размеры фигуры:
а) Глубина бокса: Гб = 1,04Д.
б) Ширина бокса: Шб = 1,24Ш.
4.9.3. Выполняемые упражнения:
а) Въезд в бокс задним ходом.
б) Въезд в бокс передним ходом.
4.10. "Стоп" - линия длиной 3 м и шириной 15 см, нанесенная на поверхность площадки перпендикулярно зачетному направлению движения.
4.10.1. Перед основной линией "Стоп" и за ней на расстоянии 1 м наносят две линии, которые ограничивают зону фигуры.
4.10.2. Участник, двигаясь безостановочно от первой линии, должен так остановить автомобиль, чтобы в контакте с основной линией "Стоп" оказались оба передних колеса. При этом после полной остановки автомобиля выключают секундомер.
4.10.3. Если колеса автомобиля в момент остановки оказались в зоне перед основной линией "Стоп", то к затраченному на прохождения трассы добавляется штрафное время - 5 с. Если колеса автомобиля в момент остановки оказались в зоне за основной линией "Стоп", то штрафное время удваивается.
4.11. "Штрафной круг" - три стойки, расположенные в виде равностороннего треугольника со стороны, равной 5 м.
4.11.1. Участник должен описать штрафной круг, не задев ни одной стойки. Движение осуществляется передним ходом по часовой стрелке.
5. Порядок преодоления трассы.
5.1. Если Положением соревнований количество и название упражнений не определено, то соревнования проводятся в следующем порядке:
- движение по кругу передним ходом по часовой стрелке;
- въезд в бокс задним ходом;
- разворот автомобиля в ограниченном месте;
- проезд змейки передним ходом;
- проезд змейки задним ходом;
- проезд "восьмерки";
- движение в габаритных коридорах ("пила") в переменных направлениях передним и задним ходом;
- проезд колеи левой стороной передним ходом;
- проезд над пеньками передним ходом;
- остановка передними колесами после движения передним ходом.
6. Определение результатов.
6.1. Результат определяется по времени прохождения трассы от старта до финиша. По этому времени распределяются занятые места.
6.2. При равенстве результатов у нескольких участников преимущество имеет тот, у кого меньше сумма штрафного времени.
6.3. При равенстве и в этом случае, участникам, претендующим на призовые места, дается перезаезд. Остальные участники с равными результатами делят места между собой.
6.4. Участникам начисляют зачетные квалификационные очки за занятые места по таблицам оценки результатов норм, требований и условий их выполнения по виду спорта "военно-прикладной спорт".
6.5. Порядок подведения командного зачета на чемпионатах устанавливается Положением о соревнованиях.