Статья 4.6. Технические характеристики

Статья 4.6. Технические характеристики

4.6.1. Глиссеры - спортивные суда со стационарными двигателями.

Основные технические характеристики спортивных судов со стационарными двигателями - глиссеров представлены в таблице N 7.

Таблица N 7

Основные технические характеристики спортивных судов
со стационарными двигателями - глиссеров

Спортивная дисциплина, содержащая в своих наименованиях слово
Рабочий объем цилиндров двигателя
(не более), см3
Масса
(не менее), кг
Длина
(не менее), мм
P-1500
1500
280
4500
P-2000
2000
300
4500
P-2500
2500
320
4500

Для глиссеров может быть применена любая конструкция корпуса судна, кроме V-образной.

Запрещено применение любых устройств, создающих внезапный тормозной эффект, а также водяную завесу, которая ограничивает видимость для идущих сзади судов.

Минимальная масса глиссера определяется как вес оборудованного судна, измеренный после гонки, без спортсмена и попавшей в корпус воды, но с остаточным количеством топлива.

Длина судна определяется, как полная длина корпуса - все выступающие части, швартовые кольца, транцевые плиты и рулевой кронштейн в состав обмера не входят.

Один и тот же корпус разрешается регистрировать для участия в соревновании для 2-х спортсменов.

Для глиссеров "P-1500" и "P-2000" разрешено применение любого атмосферного автомобильного двигателя как отечественного, так и импортного производства.

Для глиссеров "P-1500", "P-2000" и "P-2500" разрешено применение любых редукторов и передач.

Для глиссеров "P-2500" разрешено применять атмосферный двигатель российского (отечественного) производства моделей ЗМЗ-406, УМЗ-417, ЗМЗ-402 с любыми доработками, не превышая объем двигателя 2500 см3.

Силовая трансмиссия, передающая крутящий момент от двигателя к гребному винту, должна проходить через основной набор и днище корпуса судна.

Разрешить при ремонте увеличения объема двигателя на 2% от максимально допустимого объема.

Двигатель должен быть установлен внутри корпуса и закрыт капотом.

Допускается применение только одного двигателя при условии, что тяговое усилие передается на один винт.

Электрический стартер и аккумуляторная батарея должны находиться внутри судна.

Топливо должно быть доступным, применяемым для заправки обычных (не спортивных) автомобилей (снабжаемых катализатором); октановое число применяемого топлива не должно быть более 100 единиц.

Посадка спортсмена в кокпите безопасности свободная. В целях безопасности, центр тяжести размещения гонщика в глиссере от вероятного взлета определяется гонщиком самостоятельно.

Кокпит безопасности спортсмена справа, слева, сзади не менее уровня плеч и в длину с уменьшением высоты по боковому силуэту спортсмена сделанной из фанеры или других не менее прочных материалов толщиной от 10 до 15 мм.

Глушители в спортивных дисциплинах глиссеров разрешено применять по усмотрению гонщика, уровень шума выхлопных газов не должен превышать норму 91 дБ(А) измеренную в соответствии с методикой UIM. В случае превышения уровня шума в 91 дБ(А), спортсмен не допускается к соревнованиям.

Для взвешивания и опускания на воду краном глиссера, должны быть предусмотрены рым-гайки или иное устройство. Стропы предоставляются спортсменом, управляющим данным судном, который несет ответственность за их исправность и грузоподъемность.

Для визуального определения внутреннего состояния корпуса глиссера, должны быть установлены 4 разборных лючка, два в передней части, и два в задней корпуса судна.

4.6.2. Скутеры - спортивные суда с подвесными моторами.

Основные технические характеристики скутеров - спортивных судов с подвесными моторами - представлены в таблице N 8.

Таблица N 8

Основные технические характеристики скутеров - спортивных
судов с подвесными моторами

Спортивная дисциплина, содержащая в своих наименованиях слово
Двигатель
Топливо
Минимальный вес снаряженного комплекта, кг
OH-500
Мотор любого производства рядного типа не больше 2-х цилиндров с объемом до 500 см3
Метанол, бензин
210
O-250
Мотор любого производства с объемом двигателя до 250 см3
Метанол, бензин
210
O-125
Мотор любого производства, не более одного цилиндра с объемом до 128 см3
Метанол, бензин
190
Мотор любого производства рядного типа не больше 2-х цилиндров с объемом до 350 см3
Метанол, бензин
190
OSY-400
Двухтактные моторы любого производства рядного типа не более 2-х цилиндров с выхлопом через дейдвудную трубу объемом до 500 см3
Бензин
210
Мотор "Yamato" с объемом 400 см3
Бензин
190

Минимальный вес снаряженного комплекта определяется как вес полностью оборудованного судна со спортсменом в гоночной экипировке, без воды, но с остаточным количеством топлива, измеренный после гонки.

Измерения производятся на берегу с помощью напольных весов или динамометра.

Максимально разрешенный балласт, необходимый для корректировки минимального веса, составляет не более 10% от веса корпуса. Балласт должен быть жестко закреплен в лодке.

Корпус скутера должен иметь трехточечную конструкцию с максимальной длиной спонсонов не более 60% общей длины корпуса. Обязательно положение спортсмена в корпусе скутера в лежачем положении или на коленях.

Любые продольные конструктивные элементы по обеим сторонам днища корпуса позади спонсонов, изменяющие структуру воздушного потока, должны иметь высоту, измеренную в районе транцевого шпангоута, не более 40 мм.

Схема продольных конструктивных элементов представлена в приложении N 13.

Все корпуса скутеров, выполненные с выступающими носовыми оконечностями спонсонов, должны иметь в носовой части закругления диаметром не менее 50 мм во всех направлениях (рисунок 12).

Рисунок 12. Схема закругления спонсонов

Запрещено применение любых устройств, создающих внезапный тормозной эффект, а также водяную завесу, которая ограничивает видимость для идущих сзади судов.

Трансмиссия не должна пересекать ни в одной точке основную систему набора и обшивки корпуса судна.

Запрещено использование любых устройств, изменяющих угол гребного вала на ходу.

Минимальные размеры по высоте заглубления гребного вала относительно измеряемой линии для скутеров, подготовленных по правилам UIM, для "OSY-400" - 25 мм, для "O-125" - 0 мм, для "O-250" - 35 мм.

Схема заглубления гребного вала представлена в приложении N 14.

Для моторов, если применяется электронная система зажигания аналогичная устанавливаемой на гоночных моторах "Konig", обязательна защита маховика.

Все гоночные суда должны иметь специальное устройство, которое снижает уровень шума выхлопной системы до параметров определенных в статье 3.6.5 (глушитель).

Для всех скутеров при запуске моторов на берегу обязательно применение защиты гребного винта, либо запуск со снятым гребным винтом. На стартовом понтоне возможен запуск мотора без защиты гребного винта.

Если гоночное судно оборудовано мотором "Yamato", на котором установлен гребной винт, при запуске на берегу и на стартовом понтоне обязательно применение защиты гребного винта.

Рулевое "перо" (килек) должно иметь в нижней передней части закругление радиусом не меньше 15 мм (рисунок 13).

Рисунок 13. Рулевое "перо"

Механизм рулевого "пера" (килька) должен представлять собой срезаемый штифт из нержавеющей стали диаметром 4 мм и возврат его в исходное положение, при наезде на препятствие (только для скутеров международного класса).

Все корпуса скутеров должны иметь усиленную боковую защиту кокпита как показано в приложении N 15.

4.6.3. Мотолодки - спортивные суда с подвесными моторами.

Параметры спортивных мотолодок спортивных дисциплин с индексами "(GT)", "F4S", и спортивных дисциплин с индексом "CH", "JT", "S(C)", "T" приведены в приложении N 16.

Любые дополнительные устройства, использующие эффект аэродинамической разгрузки для уменьшения осадки спортивного судна, а также подводные крылья запрещены. Запрещено применение любых устройств, создающих внезапный тормозной эффект, а также водяную завесу, которая ограничивает видимость для идущих сзади судов.

Для мотолодок "CH-175", "JT-250", "GT-15", "GT-30", "T-550" разрешено применение исключительно однокорпусных судов.

Для мотолодок с индексами "C", "CH", "JT", "GT" "F4S" и "T" предусматривается применение импортных заводских подвесных моторов, омологированных заводом изготовителем, как "сток" моторы и продаваемых в розничной торговле.

Для мотолодок "CH-175" разрешено применение двухтактных подвесных лодочных моторов любого производства до 175 см3;

Для мотолодок "JT-250" разрешено применение двухтактных подвесных лодочных моторов любого импортного производства до 265 см3;

Для мотолодок "GT-15" разрешено применение двигателей с токсичностью выбросов по нормам EPA 2006, мощностью до 11,2 кВт (15 л.с.).

Для мотолодок "GT-30" разрешено применение двигателей с токсичностью выбросов по нормам EPA 2006, мощностью 22,07 кВт (30 л.с.).

Для всех спортивных мотолодок обязательно, чтобы рулевые тросы были изготовлены из стали минимум 4 мм. К рулевым тягам или талрепам трос должен крепиться через коуши. Не менее двух фиксаторов на петлю, гайки фиксаторов должны быть законтрены. Талрепы должны быть законтрены стальной проволокой.

Рекомендуется стальной трос, мягкого плетения с минимальным диаметром 4 мм (5/32 дюйма). Материал талрепов - сталь, титан минимальный размер резьбы - М8.

Для мотолодок "F4S" и "C-500", применение корпуса с катамаранными обводами обязательно. В соревнованиях этих классов не допускаются однокорпусные суда.

Для мотолодок "F4S" разрешено применение четырехтактных подвесных лодочных двигателей с токсичностью выбросов по нормам EPA 2006, мощностью до 44,13 кВт (60 л.с.).

Для мотолодок "C-350" разрешено применение двухтактных подвесных лодочных моторов "Нептун-23", "Привет" всех типов производства до 350 см3.

Для мотолодок "C-500" разрешено применение двухтактных подвесных лодочных моторов любого производства до 500 см3 мощностью 22,1 кВт (30 л.с.).

Внутри корпуса допускается установка твердого балласта. Запрещено применение жидкого балласта, закачиваемого из акватории или сливаемого за борт во время тренировок или гонок или любые приспособления меняющие центровку корпуса на ходу.

Минимальная масса судна определяется как вес полностью оборудованного корпуса с мотором, взвешенного сразу же после гонки вместе со спортсменом, его персональным спасательным оборудованием с остаточным количеством топлива, но без попавшей в корпус воды.

Максимально разрешенный балласт, необходимый для корректировки минимального веса, составляет 10% от минимального веса для каждого конкретного класса. Балласт должен быть надежно и жестко закреплен в лодке.

Измерения корпуса производятся на берегу. Длина мотолодки определяется как полная длина корпуса, измеренная между перпендикулярами, опущенными с передней и задней оконечностей (все выступающие части - швартовые кольца, утки, транцевые плиты и тому подобное - в состав обмера не входят). Ширина мотолодки измеряется в наиболее широком месте корпуса.

Для однокорпусных судов запрещены: реданы, тоннели, подводные крылья или устройства, способствующие увеличению давления воздуха под днищем, кроме продольных реданов, идущих вдоль килевой линии и поперечные реданы (кроме мотолодок "PR").

Сидение или спинка спортсмена внутри кокпита лодки должно обеспечивать поддержку спины спортсмена минимум до линии плеч и должно быть жестко и надежно закреплено к корпусу лодки.

В качестве силовой установки на спортивных мотолодках используются подвесные лодочные моторы.

Мотолодкам, применяющим импортные двигатели заводского производства, не имеющих омологации, запрещены любые доработки; все внутренние поверхности силовой установки, картера, воздушных каналов должны быть "из-под литья", без признаков шлифовки, полировки или пескоструйной обработки. Перекрашивание любых частей силовой установки подвесного мотора запрещено.

Разрешен ремонт, предусмотренный инструкцией завода-изготовителя по ремонту и эксплуатации данного мотора.

Разрешается отключать/удалять датчик нейтрали и трос блокировки ручного стартера, удаления румпеля.

Все внутренние части мотора и редуктора должны быть установлены в соответствии с требованиями завода-изготовителя.

Во время нахождения работающего мотора в воде, его охлаждение должно осуществляться штатным водяным насосом.

Для мотолодок "CH-175" разрешено применение четырехтактных подвесных моторов 15 л.с. при условии оборудования судна по правилам "GT-15", а также, при условии погруженного режима работы винта (кавитационная плита мотора находится не выше линии днища), использовании в обязательном порядке стандартного алюминиевого винта и общего веса судна с спортсменом - минимум 200 кг.

Для мотолодок "CH-175", "JT-250" и "T-550", "GT-30" разрешено применение подвесных моторов отечественного производства с соответствующим каждому классу рабочим объемом или мощностью, с любыми изменениями деталей.

Для мотолодок "CH-175", "JT-250", "GT-15", "GT-30" и "T-550" запрещено использование дополнительного заборника воды для охлаждения двигателя, подключенного к мотору.

Мотолодкам, применяющим отечественные двигатели, разрешены любые изменения деталей, таким образом, чтобы было возможно установить принадлежность следующих деталей завода изготовителя: картер двигателя, блок цилиндров, головка блоков цилиндра, карбюратор. При этом запрещено изменение наружных размеров указанных частей в сторону увеличения (путем наварки, наклейки). Запрещено облегчение и изменение конструкции маховика.

Разрешена замена амортизаторов и пружин подвески на жесткие элементы из любых материалов и любого изготовителя.

Разрешены доработка и изменение наружных размеров подводной части. Разрешено использование подвода дополнительного охлаждения в район помпы, предусмотренной заводом изготовителем.

Разрешено превышение рабочего объема двигателя на 2% от максимально допустимого рабочего объема.

Применение капотировки двигателя обязательно, капот может быть самодельным, но иметь стандартные наружные размеры.

Не разрешается уменьшать внешний диаметр маховика, либо уменьшать его толщину в любом месте. Нельзя изменять маховик, но допускается машинная балансировка.

Обязательно наличие капота двигателя во все время гонки для всех мотолодок. В случае потери капота спортсмен не получает зачета в проведенной с такими нарушениями гонке и может быть допущен в последующие гонки только после устранения допущенных неисправностей.

Угол установки моторов и/или высота для мотолодок с индексами "JT", "CH" "T", "GT" не могут изменяться во время движения на трассе, но могут быть изменены в перерывах между тренировочными или гоночными заездами. Использование системы изменения угла установки мотора во время движения разрешено только для мотолодок "C", "F4S".

Мотолодкам "F4S", "C-350", "C-500" разрешена доработка и изменение наружных размеров подводной части и использование дополнительного заборника воды для охлаждения двигателя, подключенного к мотору.

Спортсмены должны иметь документацию для технического контроля, признаваемую ОСФ (омологацию), для мотолодок "JT-250", "T-550", "C-550", "GT-15", "GT-30", "F4S".

Подвесной мотор в любое время должен иметь возможность быть отсоединенным от спортивного судна, и в этом состоянии после подводки питания и охлаждающей жидкости должен иметь возможность запуска с помощью устройств и механизмов, являющихся неотъемлемыми частями этого подвесного мотора.

Кронштейны крепления мотора к корпусу, рычаги и элементы управления, тахометры и другие контролирующие приборы, аккумуляторная батарея с проводами, топливный бак с подводящими шлангами не являются неотъемлемой частью мотора.

Во время нахождения работающего мотора в воде, его охлаждение должно осуществляться штатным водяным насосом.

Мотор должен быть снабжен надежным реверсирующим устройством, позволяющим давать передний, холостой и задний ход.

Для всех мотолодок с применением импортных моторов все внутренние части редуктора должны быть установлены в соответствии с требованиями завода-изготовителя.

Если это предусмотрено заводом-изготовителем, выпуск отработавших газов должен осуществляться через ступицу гребного винта.

Электрический или ручной стартер должен обеспечивать быстрый и легкий запуск двигателя без применения посторонней помощи кроме мотолодок "JT", "CH". Эти устройства должны использоваться в том виде, в каком они были предусмотрены заводом-изготовителем.

Для мотолодок "JT", "CH", "T", "GT" центр гребного вала (расстояние должно быть измерено по задней точке вала) не должен находиться выше днища корпуса лодки (измерение должно производиться в наиболее низкой части днища). Никакое изменение корпуса с помощью накладных пластин, килей и других подобных методов, с целью получения более высокого положения мотора не разрешается.

Аналогичное требование распространяется и в отношении угла установки мотора. Для мотолодок "CH-175", "JT-250", "GT-15", "GT-30" и "T-550" запрещается изменение угла установки мотора любыми другими методами, кроме изменения положения фиксаторов или с помощью дополнительных подкладок, однако, эти изменения могут быть сделаны исключительно при нахождении судна на берегу. После любого изменения положения мотора, высота гребного вала и угол наклона должны быть вновь проверены.

Топливо - в соответствии с требованиями статей настоящих правил.

Двигатели, удовлетворяющие требованиям EPA ("зеленые моторы"), используются для мотолодок "F4S", "GT-15" и "GT-30".

Допускаются только двигатели с низким уровнем токсичных выбросов, соответствующие нормам EPA 2006.

При старте двигателя допускается только оригинальные стандартные напряжения (12 Вольт).

Пин-штекерное соединение проводки и корпус ECU (электронного блока управления) двигателя является неотъемлемой частью двигателя; допускается только оригинал.

Следующие изменения не допускаются:

изменение или модификация любых компонентов силовой установки (powerhead);

удаление материала с силовой установки по любой причине, кроме предусмотренного изготовителем ремонта;

ECU/PCMs, оборудованные памятью данных гонки, данные не могут быть стерты или изменены без предварительного разрешения технического инспектора.

Любая информация, полученная техническим инспектором из памяти ECU/PCMs и не соответствующая техническим данным, заявленным изготовителем в (омологации, омологационном файле), рассматривается как причина для дисквалификации.

Разрешенные модификации:

чтобы восстановить поврежденный блок цилиндров двигателя, для мотолодок "GT-15" только один цилиндр, для мотолодок "GT-30" два цилиндра, разрешается расточить в ремонтный размер, предусмотренный заводом. Остальные цилиндры должны оставаться стандартными;

разрешается отключать/удалять датчик нейтрали и трос блокировки ручного стартера;

компенсационная пластина (trim tab) может быть изменена или удалена, чтобы установить винт;

резиновые крепления двигателя могут быть заменены;

устройство гидравлической откидки двигателя может быть демонтировано. Использование упора для установки угла откидки двигателя разрешается;

гайка винта свободная;

оригинальный винт может быть заменен на любой винт, соответствующий пункту 504.13 действующих правил UIM (рисунок 14).

Рисунок 14. Винт